Найти в Дзене
TVcenter ✨️ News

Теневые миллиарды СССР: как советские спекулянты зарабатывали на дефиците и почему наказали по всей строгости только одного

Юрий Андропов в 1982-м году стал генеральным секретарем ЦК КПСС. Он ушел из своего нагретого кабинета на Лубянке, где хранились самые секретные тайны. Но там остались его верные соратники, которым Андропов доверял, как себе. Летом 1982-го года Юрия Владимировича заинтересовали подробности снабжения Москвы свежими фруктами и овощами. Гришин, 1-й секретарь Горкома партии, всерьез испугался предстоящих перемен, которые задумал Андропов. Гастроном «Елисеевский» пользовался особым спросом у столичных покупателей. На полках можно было найти дефицитные продукты, которые не продавались ни в одном другом магазине. Но самое интересное происходило возле черного хода, куда регулярно подъезжали правительственные «Волги» и толпились представители элиты: художники, научные работники, артисты, спортсмены. Именно там сотрудники КГБ устроили слежку, чтобы раскрутить преступную цепочку в советской торговле. Представители прокуратуры, КГБ, милиция регулярно получали сигналы от неравнодушных граждан о воро
Оглавление

Юрий Андропов в 1982-м году стал генеральным секретарем ЦК КПСС. Он ушел из своего нагретого кабинета на Лубянке, где хранились самые секретные тайны. Но там остались его верные соратники, которым Андропов доверял, как себе.

Андропов Юрий
Андропов Юрий

Гастроном «Елисеевский»

Летом 1982-го года Юрия Владимировича заинтересовали подробности снабжения Москвы свежими фруктами и овощами. Гришин, 1-й секретарь Горкома партии, всерьез испугался предстоящих перемен, которые задумал Андропов.

Гришин
Гришин

Гастроном «Елисеевский» пользовался особым спросом у столичных покупателей. На полках можно было найти дефицитные продукты, которые не продавались ни в одном другом магазине. Но самое интересное происходило возле черного хода, куда регулярно подъезжали правительственные «Волги» и толпились представители элиты: художники, научные работники, артисты, спортсмены. Именно там сотрудники КГБ устроили слежку, чтобы раскрутить преступную цепочку в советской торговле.

Представители прокуратуры, КГБ, милиция регулярно получали сигналы от неравнодушных граждан о воровстве и взятках, которые процветают в сети московских магазинов. Многие продавцы вели роскошную жизнь, получая при этом небольшую зарплату, но когда у руля стоял Брежнев, их особо не трогали.

Юрий Владимирович Андропов решил искоренить воровство и взяточничество в сфере советской торговли. В те времена распределением продуктов по магазинам занимались чиновники. Чтобы увеличить квоту, директора гастрономов давали крупные взятки, иначе магазин не выполнял поставленный перед ними план. Это означало, что линейным сотрудникам не выдавали премии, а директора могли получить самое страшное наказание: взыскание по партийной линии.

Юрий Соколов

В начале 80-х годов знаменитым «Елисеевским» руководил Юрий Соколов.

Директор "Елисеевского" Юрий Соколов
Директор "Елисеевского" Юрий Соколов

Он брал деньги у подчиненных, известных людей, которые хотели получить дефицитные товары, и давал взятки чиновникам. У него были крупные связи среди партийного руководства, поэтому гастроном в те времена процветал и был самым популярным у элиты.

Андропов лично с Соколовым не был знаком, но он внимательно изучил его характеристику и составил собственное мнение о директоре, поговорив с оперативниками, которые вели это дело. Юрий Владимирович знал, что именно Соколов является связующей ниточкой между московской торговлей и партийными чиновниками, которые бессовестно берут взятки.

-5

В конце октября 1982-го года в кабинет Юрия Соколова вошло несколько человек в гражданской одежде. Они предъявили мужчине удостоверения сотрудников КГБ и ордер на его арест. Самое увлекательное, что суммы взяток всем были хорошо известны. Но бывший директор «Елисеевского» несколько месяцев сохранял молчание. Сначала он и вовсе отпирался, что имел какое-то отношение к этому делу, а потом и вовсе отказался давать показания.

Распутанный клубок

Руководство КГБ отдало приказ оперативникам разрабатывать близкое окружение Соколова. В статье 174 УК РСФСР было сказано следующее:

«Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о случившемся».

Заместителям Соколова сообщили, что единственный способ избежать сурового наказания – это дать честные показания. В противном случае суд вынесет очень строгий приговор, и тогда уже им никто не сможет помочь.

Гришина не было в Москве, когда Соколова арестовали.

-6

По возвращении в столицу мужчина первым делом выяснил, кто ведет дело бывшего директора «Елисеевского». Он сразу понял, к каким плачевным последствиям может привести вся эта цепочка. И тогда Гришин решил уйти в тень, затаится и выждать, пока буря не уляжется.

Соколов заговорил

В декабре 1982-го года Юрий Соколов начал сотрудничать со следователями. Сидя за решеткой, он осознал, что молчание идет ему только во вред. Он рассказал все подробности махинаций, которые проворачивал на протяжении длительного периода, назвал имена тех, кто нес ему деньги, а также кому он давал взятки.

Следствие выяснило, что от подчиненных Соколов получил порядка 297 тысяч рублей. 187 тысяч он отнес чиновникам, чтобы его магазин процветал и дальше, ломясь от дефицитных товаров. При обыске на даче Соколова обнаружили 67 тысяч рублей. Тогда на эту сумму можно было купить 10 новеньких машин марки «Жигули». Экс-начальник гастронома сообщил, что эту сумму планировал передать работникам Главторга.

Николай Трегубов

Большая бригада сотрудников работала над делом о взяточничестве в советской торговле. Ее руководителем назначили следователя по особо опасным преступлениям Коротаева. Занимались и Главторгом, разрабатывая Николая Трегубова, который им руководил.

Николай Трегубов
Николай Трегубов

Следователи приняли решение арестовать Моисея Больгельмана, близкого друга и коллегу Трегубова. Он работал директором райпищеторга в Куйбышеве. Больгельман сразу раскололся и сдал всех, кого мог вспомнить.

Больгельман и Трегубов
Больгельман и Трегубов

Пошла волна арестов среди работников московских магазинов. У них были конфискованы крупные суммы, антикварные предметы, драгоценности. Становилось понятно, как безбедно жили те, кто работал в сфере торговли.

Следственная группа пока не достигла главной цели – ареста самого Трегубова, но очень активно к этому готовилась. Прошел обыск в доме начальника торговли, однако нашли только щедрые подарки от подчиненных.

Обыск в квартире Трегубова
Обыск в квартире Трегубова

Суровый приговор для Соколова

Подходило к финалу следствие над бывшим директором гастронома «Елисеевский». На судебных слушаниях адвокат Соколова понял, что его подопечного подводят к высшей мере наказания. Когда озвучили вердикт, многие не поверили своим ушам: Соколова приговорили к расстрелу.

До последних своих дней осужденный не верил, что его расстреляют. Мужчина надеялся на смягчение наказания, ведь он начал сотрудничать со следствием, все им рассказал, ничего не утаил. Но к тому времени личность Соколова перестала интересовать КГБ, и вопрос по нему был уже решен.

Трегубов так и не пошел на контакт с органами. Он молчал, не сдав ни одной фамилии. Его посадили на 15 лет, но спустя 9 лет Трегубов вышел по амнистии. К тому времени он был уже дряхлым стариком с испорченной психикой и подорванным здоровьем. Прожил Трегубов на свободе всего лишь 1 год. Возможно, история бы развивалась совсем по-другому, если бы бывший заведующий советской торговлей не скрывал все детали преступного сговора, но он выбрал для себя такой путь.

 Суд над Трегубовым и Соколовым
Суд над Трегубовым и Соколовым

Все встало на круги своя

Юрий Владимирович Андропов скончался 9 февраля 1984-го года. Члены Политбюро проголосовали за Черненко, который к тому времени был уже в почтенном возрасте, болел и отсчитывал дни до конца жизни.

Похороны Андропова
Похороны Андропова

Спустя месяц Гришин вдруг потребовал предоставить ему списки работников, которых привлекли по делу о взятках в особо крупных размерах. Он требовал, чтобы к ним применили суровые наказания, однако за всех расплатился только один человек – Юрий Соколов.

Дело было завершено, а в гастрономе «Елисеевском» по-прежнему продавали самые дефицитные продукты и деликатесы. И возле черного хода опять толпились знаменитости, важные персоны, которым выносили тяжелые пакеты. Простые смертные не могли себе позволить балык, красную рыбу, икру, дорогое шампанское, но элита регулярно устраивала праздники желудка.

Все шло своим чередом, как прежде, как будто и не было никакого следствия, расстрела Соколова, массовых арестов, погубленных жизней. Работники торговли воровали, давали взятки, тряслись от страха, но по-другому жить они не умели. И отказаться от всех материальных благ, к которым привыкли, эти люди уже не могли.

1979 год, Тамбов. Мать продала дочь цыганам и забыла про нее, а вот девушка ее поступок не забыла
TVcenter ✨️ News20 ноября 2024