Найти в Дзене

Роберт Муг и его Moog. 60 лет великому изобретению

Оглавление
Роберт Муг и его Moog
Роберт Муг и его Moog

Мир звучал бы совсем иначе без грувового синтезатора, изобретенного 60 лет назад Робертом Мугом в Нью-Йорке в 1964 году
Уилл Ходжкинсон, The Times


В 1964 году
докторант из Нью-Йорка Роберт Муг построил машину, которая могла создавать и формировать звуки, регулируя входное напряжение. Сделав это, Муг перенес научный мир электронного звучания в мейнстрим. Шестьдесят лет спустя, когда все, от Beatles до Карлхайнца Штокхаузена и Майкла Джексона, приняли участие в этом проекте, Moog преобразил современную музыку.

«Это был первый серийно выпускаемый коммерчески доступный синтезатор», — говорит Уилл Грегори, сооснователь арт-поп-дуэта Goldfrapp, который отмечает 60-летие инструмента концертом и альбомом Moog Ensemble, «оркестра» из девяти человек, который использует весь потенциал этой машины. — «Песня "I Want You (She's So Heavy)" Beatles получила свой характер от Moog. Джорджио Мородер создал песню Донны Саммер "I Feel Love", нажав три кнопки на Moog, которые меняли тональность бэк-трека. К середине семидесятых все фанк-группы использовали его, потому что у него был такой потрясающий басовый звук. Это была крутая машина».

Появление Moog на рынке было весьма успешным. Американский композитор-новатор Венди Карлос осознала его возможности с «Switched-On Bach», альбомом 1968 года, проданным миллионным тиражом, в котором десять произведений Баха были переложены в электронную форму. Там самым Карлос взбесила классических пуристов, хотя Брайан Уилсон из Beach Boys назвал «Switched-On Bach» «одним из самых электризующих альбомов, которые я когда-либо слышал». Грегори, который представляет девять частей Бранденбургского концерта № 3 Баха с различными клавишными в своем ансамбле, считает, что это альбом, который вывел Moog из мира звуковых эффектов в, как выразилась Карлос, «привлекательную музыку, которую вы действительно можете слушать».

Уилл Грегори, сооснователь арт-поп-дуэта Goldfrapp, отмечает 60-летие Moog концертом и альбомом. Фото Энди Шорт
Уилл Грегори, сооснователь арт-поп-дуэта Goldfrapp, отмечает 60-летие Moog концертом и альбомом. Фото Энди Шорт

«Изначально Роберт Муг даже не хотел ставить на инструмент клавиатуру, потому что он хотел чистоты в создании звука», — говорит Грегори, который утверждает, что настоящие перемены произошли в 1970 году с появлением Minimoog: портативной, доступной версии оригинального синтезатора. — «История гласит, что пока он был в отпуске, компания собрала прототип Minimoog, после чего он был покорен. Как только Moog вышел из рук ученых, его мог исследовать каждый».

Муг был не одинок в создании синтезаторов для рок-звезд. «Когда я начинал, компьютеры были такими же большими, как это здание», — сказал Пит Тауншенд, когда я разговаривал с ним на прошлой неделе в Университете Западного Лондона во время вечера, посвященного продажи его коллекции клавишных инструментов, включая огромный синтезатор ARP, использовавшийся в классическом альбоме The Who 1971 года «Who's Next». «Удивительный преподаватель по имени Рой Эскотт предсказал, что компьютеры изменят искусство и язык, и это было в 1962 году. Двадцать лет спустя Союз музыкантов пытался запретить синтезаторы, потому что они оставят без работы таких людей, как мой отец [бывший руководитель биг-бэнда]. Было ясно, что они изменят все».

Затем был BBC Radiophonic Workshop. Самая известная сотрудница отдела, Делия Дербишир, придумала те невероятные варп-звуки, которые мы все знаем по заставке к «Доктору Кто». «Moog был американской фишкой, поэтому Делия использовала VCS 3», — говорит Кэролайн Катц, актриса и режиссер, чей фильм 2020 года «Делия Дербишир: Мифы и легендарные записи» исследует жизнь этой новаторской персоны. — «Она использовала первый прототип британского синтезатора, VCS 3, который был сделан в 1969 году Питером Зиновьевым. Это тот же самый прибор, который Брайан Ино использовал на ранних альбомах Roxy Music».

«Такие эксцентричные персонажи параллельно изобретали что-то по всему миру», — подтверждает Грегори. — «Для VCS 3 у вас была матричная панель с контактами: чтобы издавать звуки, вам нужно было соединить точки вместе маленькими штифтами. В России был синтезатор под названием Поливокс, который издавал воющий звук, а у итальянцев был жужжащий орган Farfisa. Это была международная гонка вооружений в области дизайна синтезаторов, и Moog повлиял на всех».

Делия Дербишир на радиофоническом семинаре BBC, где она создала звуки для музыкальной темы сериала «Доктор Кто»
Делия Дербишир на радиофоническом семинаре BBC, где она создала звуки для музыкальной темы сериала «Доктор Кто»

Moog оказал большое влияние и вдохновил Грегори на всю его карьеру. Превращение электронных звуков в поп-хуки легло в основу группы Goldfrapp, образованной вместе с певицей Элисон Голдфрапп в 1999 году: их дебют 2000 года «Felt Mountain» был построен вокруг эффектов, которые мог создать Moog. В 2005 году Грегори собрал Moog Ensemble, изначально для того, чтобы воплотить аранжировки Карлос Баха в живом исполнении, а в прошлом месяце ансамбль объединился с Britten Sinfonia, чтобы исполнить все, от фуги До минор Баха до темы Джона Карпентера из «Escape from New York».

«Мы поняли, что, объединив акустические инструменты с Moog, один плюс один даст три», — говорит он. — «Это не новая идея — такие кинокомпозиторы, как Джон Барри и Эннио Морриконе, понимали возможности электронной музыки с оркестрами еще с шестидесятых, — но я увидел, как много еще предстоит открыть».

Спустя шестьдесят лет после изобретения инструмента Грегори надеется использовать Moog в полную силу: в высоком и низком искусстве, классике и авангарде, поп-музыке и андеграунде. Одна из классических мелодий Moog — неистовая, наполненная звуками композиция «Popcorn» из альбома Гершона Кингсли 1969 года «Music to Moog By»; версия американской студийной группы Hot Butter стала хитом № 1 по всей Европе в 1972 году. Затем был «Moog Indigo», новаторский альбом 1970 года французского композитора Жан-Жака Перре. На протяжении большей части девяностых ни одна ночь не обходилась без того, чтобы танцпол не сходил с ума под «EVA» из этого альбома, невероятно грувовый инструментал, напоминающий о холостяцких квартирах космической эры и других утопических видениях будущего. Теперь, однако, вы можете создать на компьютере все, что захотите. Как же тогда быть с Moog?

Гершон Кингсли прекрасно использовал этот инструмент в своем альбоме Music to Moog
Гершон Кингсли прекрасно использовал этот инструмент в своем альбоме Music to Moog

«Недавно я поспорил с кем-то по этому поводу», — говорит Грегори. — «Они говорили: "Зачем вы возитесь с этими старыми синтезаторами, если можно сделать что угодно в цифре?" Что ж, это правда… пока вы не сядете перед Minimoog, не сыграете ноту и не скажете: "Ого!" Minimoog обладает своим собственным уникальным качеством. Скрипка достигла пика развития 400 лет назад. Шестьдесят лет назад все объединилось, чтобы создать нечто непреходящее — Minimoog».

Роберт Муг бы гордился.

«Heat Ray: The Archimedes Project» Will Gregory Moog Ensemble уже в продаже

Величайшие моменты Moog

«Бранденбургский концерт № 3 И. С. Баха», аранжировка Венди Карлос (1968)

Альбом Карлоса «Switched-On Bach» — это то, с чего все началось: точная интерпретация произведений композитора, полностью исполненная на синтезаторе Moog.

«The Moog and Me» Дик Хайман (1969)

Американский джазовый пианист воспользовался возможностями Moog в этой наполненной свистом композиции мелодичного безумия, сэмплы которой Бек использовал в своем альбоме «Odelay» 1996 года .

«EVA» Жан-Жак Перри (1970)

Ни один танцпол девяностых не был застрахован от этой ультра-заводной классики космической эры, особенно после того, как Fatboy Slim присоединился к выступлению и добавил в него кучу мощных битов.

«Popcorn» Hot Butter (1972)

Эту любимую многими мелодию сочинил Гершон Кингсли, но именно версия в исполнении американской инструментальной группы разошлась тиражом более двух миллионов копий по всему миру.

«Wichita Lineman» Джил Трайтхолл (1972)

Кантри и вестерн Moog? Да, и это работает, благодаря американскому композитору, который так сочувственно отнесся к мелодичной красоте оригинального хита Глена Кэмпбелла.

«Oxygène (Part IV)» Жана-Мишель Жарр (1976)

Редкая вещь: признанный международный хит Moog. Вы узнаете мелодию, как только услышите ее, благоухающую тем, что она напоминает «Tomorrow's World», световые шоу son et lumière и другие видения будущего семидесятых.

«Plantasia» Морт Гарсон (1976)

«Теплая земная музыка для растений… и людей, которые их любят», — так звучала строчка в альбоме, созданном специально для растений — да, растений — чтобы их слушали. К счастью, люди тоже могут ею наслаждаться.

«International Colouring Contest» Stereolab (1994)

Вы можете взять любое количество треков от энтузиастов Moog Stereolab или их коллег из Бирмингема Broadcast. Этот особенно прекрасен, с вокалом Летиции Садье, плывущим по ложу космической легкости прослушивания.

«Kelly Watch the Stars: The Moog Cookbook Remix» Air (1999)

Один из величайших электронных моментов современности получает невероятную переделку от Moog.

«Buoyancy Theory» Will Gregory Moog Ensemble (2024)

Возвращаясь к истокам Moog как инструмента для современной классической музыки, Грегори объединился с Национальным оркестром Уэльса BBC для создания оркестрового шедевра из своего альбома «Heat Ray: The Archimedes Project».

А теперь коротко: что такое Moog

Что это?
Синтезатор Moog — это один из первых модульных устройств с управляемыми напряжением генераторами и усилителями, созданный Робертом Мугом.

Если проще?
Синтезаторы Муга впервые позволили людям создавать и управлять электронной музыкой. Первая модель включала два напряжение-управляемых генератора и усилитель. Первый генератор позволял изменять высоту звука с помощью напряжения, а второй создавал эффекты, такие как тремоло.

Роберт Муг, изобретатель музыкального синтезатора, выступает с оркестром Going Baroque Band в епископальной церкви Всех Душ в Ашевилле, штат Северная Каролина, 3 мая 1980 года. - Copyright AP Photo
Роберт Муг, изобретатель музыкального синтезатора, выступает с оркестром Going Baroque Band в епископальной церкви Всех Душ в Ашевилле, штат Северная Каролина, 3 мая 1980 года. - Copyright AP Photo

Почему об этом говорят?
Этому изобретению исполняется 60 лет. На момент появления синтезаторы уже существовали, но они занимали целые комнаты. Муг, будучи поклонником терменвокса (бесконтактного электронного инструмента 1920-х годов), экспериментировал с добавлением усилителей к генераторам, создав более портативную модель.

Кто мог купить первый Moog?
Первый портативный модульный синтезатор также был относительно доступным — стоил $10 000 в 1964 году (сегодня это около $100 000). Хотя это было недешево, он стоил значительно меньше своих конкурентов, которые могли достигать миллионов долларов.

Роберт Муг, 35 лет, делает окончательную настройку синтезатора Moog перед джазовым концертом в Музее современного искусства, 1969 год, фото: Джон Лент/AP
Роберт Муг, 35 лет, делает окончательную настройку синтезатора Moog перед джазовым концертом в Музее современного искусства, 1969 год, фото: Джон Лент/AP

Кто стал первым покупателем?
Британско-американский композитор Эрик Сидей заказал у Муга эту машину, попросив добавить клавиатуру. Позже другие композиторы экспериментировали с электронным звуком, добавляя новые функции, такие как фильтры и знаменитый эффект «вау-вау».

Создавал ли Moog хорошую музыку?
Да. Например, Пол Бивер и Морт Гарсон создали альбом «
The Zodiac: Cosmic Sounds», вдохновивший многих экспериментальных музыкантов. В 1968 году Вэнди Карлос выпустила «Switched-On Bach», адаптацию произведений Баха, которая получила три премии Грэмми и стала первым классическим альбомом, достигшим платинового статуса.

Исао Томита, человек-оркестр, создает электронную музыку в своей студии, заполненной модулями, в Токио, 30 июня 1976 года. фото: AP/AP
Исао Томита, человек-оркестр, создает электронную музыку в своей студии, заполненной модулями, в Токио, 30 июня 1976 года. фото: AP/AP

А в поп-музыке?
Одним из первых использований Moog в роке стал трек «
Strange Days» группы The Doors (1967). Позже синтезатор звучал в альбомах The Beatles («Abbey Road»), The Monkees, The Grateful Dead, The Rolling Stones, а также у джазменов Херби Хэнкока и Сан Ра.

Moog — единственный такой синтезатор?
Сегодня электронная музыка распространилась повсеместно, а синтезаторы производятся множеством компаний и имитируются программами.

Кит Эмерсон из группы Emerson Lake & Palmer (справа) позирует с легендарным инженером музыкальной электроники доктором Бобом Мугом. фото: Дамиан Доварганес/AP1999 г.
Кит Эмерсон из группы Emerson Lake & Palmer (справа) позирует с легендарным инженером музыкальной электроники доктором Бобом Мугом. фото: Дамиан Доварганес/AP1999 г.

Что сделал Муг дальше?
В 1970 году он выпустил Minimoog — ещё более портативный синтезатор, который стал хитом. Муг также разработал Vocoder, Micromoog, Multimoog и Polymoog, которые использовались в прог-роке (Yes, Tangerine Dream, Emerson, Lake & Palmer) и таких хитах, как «
I Feel Love» Донны Саммер.

Что стало с Мугом?
С началом 1980-х его компания столкнулась с трудностями из-за конкуренции с цифровыми синтезаторами, такими как Yamaha. Она обанкротилась в 1987 году. Однако к 2002 году популярность Мугов вернулась, и компания вновь начала производить синтезаторы. Муг умер в 2005 году в возрасте 71 года, но его бренд продолжает существовать, выпуская новые модели, такие как Spectravox, Labyrinth и Muse.