Найти в Дзене
Книгоник

Блокадный дневник Лены Мухиной | Сохрани мою печальную историю

Свой дневник 16-летняя школьница, Лена Мухина, начала вести в мае 1941 года. Она рассказывала о своих экзаменах, о подготовке к ним, об увлечении её сердца. Юная пора так и шептала, что время любви настало. Лена в своих записях отражала множество разнообразных мыслей, посещавших её голову, порой серьёзных и даже философских. И она тогда, даже не представляла, что так скоро её жизнь, как и жизнь всей страны, очень сильно изменится. 22 июня 1941 года Лена написала о начале войны и с тех пор рассказывала, как она выживала вместе со своей приёмной матерью Леной и её подругой, Акой, с которой они вместе жили в одной комнате. Поначалу больше всего пугали бомбы и артиллерийские обстрелы города, в ходе которых были разрушены дома, убиты мирные жители. Как только звучала воздушная тревога, все бежали в ближайшее бомбоубежище или подвал. Но суровая зима того же года, очень рано начавшаяся, блокада Ленинграда, принесла всем жителям страшный голод. За несколько месяцев Лена потеряла всех близ
Фото из личного архива
Фото из личного архива

Свой дневник 16-летняя школьница, Лена Мухина, начала вести в мае 1941 года. Она рассказывала о своих экзаменах, о подготовке к ним, об увлечении её сердца. Юная пора так и шептала, что время любви настало.

Лена в своих записях отражала множество разнообразных мыслей, посещавших её голову, порой серьёзных и даже философских. И она тогда, даже не представляла, что так скоро её жизнь, как и жизнь всей страны, очень сильно изменится.

22 июня 1941 года Лена написала о начале войны и с тех пор рассказывала, как она выживала вместе со своей приёмной матерью Леной и её подругой, Акой, с которой они вместе жили в одной комнате.

Поначалу больше всего пугали бомбы и артиллерийские обстрелы города, в ходе которых были разрушены дома, убиты мирные жители. Как только звучала воздушная тревога, все бежали в ближайшее бомбоубежище или подвал.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Но суровая зима того же года, очень рано начавшаяся, блокада Ленинграда, принесла всем жителям страшный голод. За несколько месяцев Лена потеряла всех близких. Её родная мама умерла ещё летом 41-ого, престарелая Ака не выдержала голода и холода, мама Лена держалась дольше, но крайнее истощение привело к тому, что долгожданной весны она уже не увидела.

Постепенно дневник Лены превратился в перечисление продуктов, которые ей удалось купить по карточкам и мечты о том, сколько она сможет купить завтра, будет ли у неё хотя бы хлеб? Этими описаниями еды, она будто пыталась насытиться.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Весной она уже не убегала в подвал, сил не было ходить без конца по ступенькам. Ценность собственной жизни сильно снизилась. Жители так привыкли к звукам обстрелов, и настолько обессилели от голода, что уже не прерывали своих обыденных дел в поиске пропитания.

Единственное, что ещё грело её душу это возможность эвакуации, о которой она грезила несколько месяцев.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Впечатления

Всегда не просто читать подобные дневники о войне, и из блокадного Ленинграда в частности. И на сколько я знаю, этот дневник ещё не самый тяжёлый. Но я уверена, что всем важно помнить о том, что пережили наши люди в те времена. Надо знать и понимать весь ужас того, что происходило.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Ужасный голод, охвативший город, из многих вытряс не только силы, но и душу. Лена не рассказывает о каких-то суровых стычках в очередях за продуктами, а они были. Не говорит и о каннибализме, хотя вряд ли не слышала об этом. Но рассказывает, что благодаря их коту они смогли прожить десять дней...Что уж говорить о домашних животных, если люди, охваченные голодным безумием, готовы были пойти на жуткие преступления.

Обесценивание человеческой жизни было повсеместное. Даже Лена сама думала, что, если Ака умрёт, то им с мамой больше еды достанется, не надо будет с ней делиться... И, когда умер отец её подруги Гали, она так же подумала, что теперь Гале будет легче. Кто-то разве может винить девушку за такие мысли? Разве что тот, кто сам пережил подобное и сумел выйти из этой ситуации с достоинством, без подобных мыслей.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Непросто понять в наше сытое время счастье девочки, когда норму хлеба со 125 г повысили до 200 г, но даже этого было недостаточно. Как и радость от сваренного столярного клея в виде студня или кусочка сырого мяса.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

С большим трудом, но Лена выжила, хоть и осталась одна. Ей удалось уехать летом 42-ого.

Этот дневник вызывает при чтении какие-то отголоски того голода, и хочется просто съесть хлеба с чаем, как это любила делать Лена.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

А вы читали дневник Лены Мухиной? Или другие военные и, в частности, блокадные, дневники?