Стартовавшая в самом начале 2021 года маркировка молока и молочной продукции проходит в несколько этапов. Последний намечен на ноябрь 2026-го. Прослеживание «молочки» через систему «Честный ЗНАК» дает положительные результаты. Только с мая по июнь 2024-го продажи маркированных товаров с истекшим сроком употребления снизились на 74 %.
Но для розничной торговли важно не только реализовывать продукцию с кодами через кассу, но и вести ее учет. Расскажем, на какую «молочку» распространяется обязательная маркировка «Честный ЗНАК», какие правила ее приемки, перемещения и реализации действуют, какое оборудование и программное обеспечение нужно для автоматизации этих процессов.
Какие молочные продукты прослеживаются через систему маркировки «Честный ЗНАК»
В правительственном постановлении № 2099 (от 15.12.2020)* указаны молочные продукты, подлежащие маркировке «Честный ЗНАК». Речь идет:
- о сыре;
- мороженом и льде (пищевом) с присутствием какао и без него;
- «молочке» сроком годности меньше 40 дней;
- молоко и другие молокопродукты со сроком хранения больше 40 суток.
Обязательная маркировка «Честный ЗНАК» не нужна:
- продукции из молока, помещенной под таможенные процедуры для дальнейшего вывоза за пределы ЕАЭС;
- образцам рекламного характера, не предназначенным для торговли;
- детскому питанию;
- товарам массой менее 30 г;
- продукции, упакованной непромышленным способом на предприятиях розничной торговли.
Через систему «Честный ЗНАК» также не прослеживаются сыр и другие виды молочных продуктов, приобретенные по сделке, сведения о которой представляют собой гостайну.
Особенности учета молочных продуктов в розничной торговле
Правила маркировки «Честный ЗНАК» предполагают для молока и молочной продукции два вида учета:
- Объемно-артикульный. Был введен в сентябре 2022 года и требует от участников информирование системы мониторинга о партиях товара, перемещаемых между собственниками, без указания кодов обязательной маркировки.
- Поэкземплярный. Станет актуальным с ноября 2026-го и коснется молока и молочной продукции со сроком годности больше 40 суток.
Но представителям розничной торговли важен и внутренний учет товара — непосредственно в магазине. Он включает приемку, перемещение и продажу молочной продукции с кодами обязательной маркировки. Об этом — ниже.
Приемка молочной продукции
Приемку молока и молочной продукции сотрудники розничных магазинов осуществляют по УПД, в которых прописаны коды обязательной маркировки для каждого изделия. Во время отгрузки поставщик создает электронную накладную и передает ее по ЭДО. Документ загружают в «1С» (программа для учета товара). Бумажный вариант забирает экспедитор. Получая маркированную партию, сотрудники продуктовых магазинов:
- Пересчитывают количество продуктов, сверяя их фактическое количество с данными в накладной. Если обнаружилась недостача, приемку можно отклонить. Также по правилам торговли (маркированным товаром включительно) допускается запросить у поставщика корректировку документа. При выявлении излишков или продуктов с истекшим сроком годности их отправляют обратно.
- Сверяют коды Data Matrix на этикетке товара и в УПД, сканируя идентификатор с каждой единицы или упаковки.
Когда приемка маркированного товара окончена, сообщают об этом в систему «Честный ЗНАК». На это у магазинов розничной торговли — 3 дня.
Перемещение товара
Молоко и другие продукты не всегда попадают на прилавок того магазина, где их принимали. Товары могут отправить в другой маркет. Одна из причин — нехватка площади в торговом зале. При перемещении сотрудник компании фиксирует, какие позиции маркированных продуктов и какое их количество перенаправят в соседнюю торговую точку. Операцию проводят вручную или с использованием программы учета (например, «1С»).
Особенности продажи маркированных товаров
Обязательная маркировка предполагает определенные правила работы с маркированным товаром на кассе. Продавец с помощью сканера штриховых кодов считывает идентификатор продукта. Кассовая программа направляет данные о реализации товара ОФД, а оттуда они попадают в «Честный ЗНАК», код выводится из оборота.
У продажи в развес свои нюансы. Сметана, сыр, творог принимаются представителями магазинов розничной торговли в упаковке. При этом в УПД указывается вес продуктов. В дальнейшем товар делится на небольшие части, которым идентификатор обязательной маркировки «Честный ЗНАК» не нужен. Data Matrix выводят из оборота, передавая в систему прослеживаемости информацию с упаковки.
В апреле 2024 года для молокопродуктов был введен разрешительный режим продажи. Сотрудник розничной торговли считывает Data Matrix, а затем кассовая программа передает полученные сведения в «Честный ЗНАК». Система проверяет данные и сообщает, возможна реализация продуктов или нет. При обнаружении нарушений ни продать, ни купить товар не получится — сотрудник розничной торговли должен предложить потребителю аналог.
Разрешительный режим поддерживается программными продуктами «1С». Для корректной работы необходимо настроить интеграцию ПО для товароучета с «Честным ЗНАКом». Чтобы у предприятия розничной торговли не возникло проблем с новым режимом продажи молока и молочной продукции, должна быть обновлена и кассовая программа.
Оборудование и ПО для автоматизации работы магазинов розничной торговли
Для автоматизации работы магазинов розничной торговли используется терминал сбора данных (ТСД) — мини-компьютер со встроенным сканером штрих-кодов. Оборудование считывает средства идентификации, обрабатывает сведения и направляет их в «товароучетку» (к примеру, в «1С»).
У каждой модели ТСД свои характеристики. Например, терминалы сбора данных iData K3S или Chainway C66 пригодны для работы с маркируемыми товарами в магазине и на складе. Оборудование iData оснащено 8-ядерным процессором с частотой 2 ГГц, может распознавать символики с движущихся объектов. ТСД Chainway C66 представлен в разных модификациях, с объемом памяти (ОЗУ/ПЗУ) 3/32 или 4/64 ГБ и считывающими модулями Zebra SE4710 или Datalogic E3200.
Но ТСД сам по себе малоэффективен — на него следует установить программное обеспечение. Рекомендуем приложение DataMobile. Оно синхронизируется с типовыми и отраслевыми решениями «1С» и подходит для автоматизации работы с маркированным товаром в магазинах, на складах, производстве. ПО для ТСД позволяет ускорять такие бизнес-процессы, как:
- поступление продуктов в торговую точку;
- инвентаризация (в торговом зале магазинов включительно);
- сбор заказа.
Для товаров, подлежащих прослеживанию через «Честный ЗНАК», в дополнение к DataMobile используется программный модуль Маркировка. Среди его возможностей:
- разбор символики и идентификация по ней продукта;
- проверка кода на уникальность;
- верификация срока годности изделия.
Программа для ТСД DataMobile оснащена понятным интерфейсом, благодаря параметрическим настройкам легко адаптируется под любые задачи. Это программное обеспечение — готовое решение для «1С». Скачать DataMobile можно в магазине приложений. Для полноценной работы необходима лицензия.
Подытожим
Обязательной маркировке подлежит «молочка» с 20 различными кодами ТН ВЭД и сроками хранения (менее 40 и более 40 суток). С апреля 2024 года для этого вида продукции действует разрешительный режим реализации на кассе. Если при сканировании идентификатора система мониторинга выдаст ошибку, продавать продукт запрещено.
Для автоматизации товарного учета в рознице используют приложение «1С», специализированное оборудование — терминал сбора данных (например, популярные модели Chainway C66, iData K3S, АТОЛ Smart.Lite или Urovo DT40) и программное решение для него — DataMobile. Среди прочего программа для ТСД ускоряет сбор заказов и инвентаризацию. Приложение DataMobile интегрируется с «1С» без промежуточных баз и драйверов.
Ссылки на нормативные правовые акты, упомянутые в статье:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 № 2099 «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции».