Найти в Дзене

На поезде в прошлое

Оглавление

В конце ноября погода все меньше располагает к длительным прогулкам: то дождь зарядит, то ветер норовит вырвать зонт из рук, то первые снежинки вносят коррективы в планы изучения Москвы. Поэтому кандидат исторических наук, эксперт Центра публичной истории МГПУ Анна Александровна Козлова предлагает необычный маршрут, где прогулку можно совместить с поездкой в комфортабельной «Ласточке».

Главное кольцо Москвы

МЦК – это, как ни крути, кольцо. А значит, начать можно с любой станции, но очень рекомендуем выйти на остановке «Лихоборы». А пока добираетесь, есть время поговорить о предтече МЦК – Московской окружной железной дороге.

Идею окружной железной дороги предложил московский купец, который видел нечто подобное в Берлине и Париже. Заседавшая 8 лет комиссия признала проект нецелесообразным. Предложите юному знатоку оценить это решение и обсудить, почему кольцевые дороги – это очень удобно.

Ошибочность выводов очень скоро подтвердились: Николаевская железная дорога в районе Москвы оказалась перегружена товарными составами. Тогда император Николай II приказал начать строительство окружной дороги. Результаты превзошли все ожидания, и еще долго для иностранных специалистов проводились экскурсии, чтобы похвастаться не имеющим аналогов проектом.

Где у кольца начало?

Вот тут самое время выйти из вагона и отправиться смотреть старинный вокзал станции «Лихоборы», так как она и была первой. Московская окружная железная дорога предназначалась как для пассажиров, так и для товарных поездов, поэтому каждая станция была оснащена всем необходимым. Здесь находим памятный знак в честь столетия Окружной, установленный в 2008 году, и вместе считаем, в каком году был пущен первый поезд. А еще у здания вокзала растет 200-летний тополь – уникальный памятник природы.

Станция Лихоборы. Пассажирское здание. (Проезд Черепановых, 15) https://um.mos.ru/
Станция Лихоборы. Пассажирское здание. (Проезд Черепановых, 15) https://um.mos.ru/
Знак к столетию МОЖД. www.yamoskva.com
Знак к столетию МОЖД. www.yamoskva.com

Далее наш путь лежит на проезд Черепановых. Предложите загадку: как ты думаешь, что построили братья Черепановы, раз именно здесь решили назвать объект в их честь? Думаем, ответ быстро найдется.

Дома Московской Кольцевой

Попросите юного попутчика отыскать сооружения, которые были построены в начале ХХ века – пусть юный краевед отыщет дома для работников железной дороги. Это не трудно. Во-первых, их здесь сохранилось много, во-вторых, они все спроектированы в хорошо узнаваемом стиле модерн с использованием красного и белого кирпича. Было спроектировано 10 типов домов, многие из которых сохранились как раз в этом районе.

Итак, дом 1 – дом начальника участка тяги, который заведовал паровозным движением всей дороги: давайте вместе поищем главное украшение. И вот она, чудесная сова. Следующий дом по нечетной стороне – общежитие для телеграфистов, стрелочников, сторожей. Кстати, можно пробовать угадывать по дому, кто здесь мог проживать. Например, дом 5 – однозначно для старших служащих, он сильно отличается от предыдущего. Хотя дома 28 и 38 тоже очень симпатичные, но жилые площади там были поменьше, вот и предназначались для младших служащих. Квартиры в нашем современном понимании были предусмотрены в доме 40 для телеграфистов, жандармов и помощников начальника станции, который жил в доме 42. Кстати, не забывайте смотреть под ноги – можно увидеть канализационные люки разных эпох.

Дом начальника участка тяги (проезд Черепановых, 1). Яндекс.карты
Дом начальника участка тяги (проезд Черепановых, 1). Яндекс.карты
Типовой жилой дом (проезд Черепановых, 28). мосновостройки.рф
Типовой жилой дом (проезд Черепановых, 28). мосновостройки.рф
Дом начальника станции (проезд Черепановых, 42). www.yamoskva.com
Дом начальника станции (проезд Черепановых, 42). www.yamoskva.com

Дома начала позапрошлого века можно сравнить с жилыми домами 1930-х гг. (заодно найти дату – 1932). Загляните внутрь и попробуйте вместе понять, на чем крепятся лестничные марши – старые английские рельсы. Нам нужны дома 46, 48, 50.

Жилые дома 1930-х гг. (п-д Черепановых, 48, 50, 52). www.yamoskva.com
Жилые дома 1930-х гг. (п-д Черепановых, 48, 50, 52). www.yamoskva.com
Жилые дома 1930-х гг. (п-д Черепановых, 48, 50, 52). www.yamoskva.com
Жилые дома 1930-х гг. (п-д Черепановых, 48, 50, 52). www.yamoskva.com

Кроме жилых построек и вокзала сохранились две вышки для управления стрелками и передачи сигналов (можно предложить ребенку самому подумать, зачем так высоко нужны были большие окна), и также водонапорная башня. А зачем вода, спросим мы нашего попутчика? И благодаря этому вспомним (или узнаем), что без воды не будет пара, а, следовательно, паровоз никуда не поедет.

Маленькие вокзалы большой истории

И вот теперь можно вернуться в «Ласточку» и отправиться по старым станциям Московской окружной железной дороги: Владыкино, Ростокино, Белокаменная (чудесное здание вокзала в окружении лесов Лосиного острова), Черкизово, Лефортово, Андроновка, Угрешская, Кожуховская, Канатчиково (очень рекомендуем выйти и осмотреть двухэтажный вокзал с богатым декором и табличкой о высоте над уровнем моря в саженях), Воробьевы горы (не просто шикарный вокзал, а еще и пешеходный мост), Кутузово, Пресня, Серебряный бор.

Станция Белокаменная. https://um.mos.ru/
Станция Белокаменная. https://um.mos.ru/

Станция Канатчиково. https://um.mos.ru/
Станция Канатчиково. https://um.mos.ru/
Если располагаете временем, доедьте до Хорошёвской или Шелепихи и зайдите в музей Московской окружной по адресу ул. 3-я Магистральная, д. 19, стр. 3 (понедельник и вторник – выходные дни). Отличная экспозиция, чтобы узнать историю железных дорог более, чем за 100 лет. Во дворе можно увидеть знаменитых «овечек» – паровозы, которые первыми были пущены по Окружной.
Станция Воробьевы горы. https://um.mos.ru/
Станция Воробьевы горы. https://um.mos.ru/

Что-то можно посмотреть из окна вагона, где-то очень хочется выйти и разглядеть поближе. Можно устроить рейтинг: самое маленькое здания вокзала, самое большое, самое красивое, самая любопытная деталь. Главное, не увлечься настолько, чтобы забыть выйти на своей остановке. Ну а если забыли, не беда. Дорога-то кольцевая!