В конце ноября погода все меньше располагает к длительным прогулкам: то дождь зарядит, то ветер норовит вырвать зонт из рук, то первые снежинки вносят коррективы в планы изучения Москвы. Поэтому кандидат исторических наук, эксперт Центра публичной истории МГПУ Анна Александровна Козлова предлагает необычный маршрут, где прогулку можно совместить с поездкой в комфортабельной «Ласточке».
Главное кольцо Москвы
МЦК – это, как ни крути, кольцо. А значит, начать можно с любой станции, но очень рекомендуем выйти на остановке «Лихоборы». А пока добираетесь, есть время поговорить о предтече МЦК – Московской окружной железной дороге.
Идею окружной железной дороги предложил московский купец, который видел нечто подобное в Берлине и Париже. Заседавшая 8 лет комиссия признала проект нецелесообразным. Предложите юному знатоку оценить это решение и обсудить, почему кольцевые дороги – это очень удобно.
Ошибочность выводов очень скоро подтвердились: Николаевская железная дорога в районе Москвы оказалась перегружена товарными составами. Тогда император Николай II приказал начать строительство окружной дороги. Результаты превзошли все ожидания, и еще долго для иностранных специалистов проводились экскурсии, чтобы похвастаться не имеющим аналогов проектом.
Где у кольца начало?
Вот тут самое время выйти из вагона и отправиться смотреть старинный вокзал станции «Лихоборы», так как она и была первой. Московская окружная железная дорога предназначалась как для пассажиров, так и для товарных поездов, поэтому каждая станция была оснащена всем необходимым. Здесь находим памятный знак в честь столетия Окружной, установленный в 2008 году, и вместе считаем, в каком году был пущен первый поезд. А еще у здания вокзала растет 200-летний тополь – уникальный памятник природы.
Далее наш путь лежит на проезд Черепановых. Предложите загадку: как ты думаешь, что построили братья Черепановы, раз именно здесь решили назвать объект в их честь? Думаем, ответ быстро найдется.
Дома Московской Кольцевой
Попросите юного попутчика отыскать сооружения, которые были построены в начале ХХ века – пусть юный краевед отыщет дома для работников железной дороги. Это не трудно. Во-первых, их здесь сохранилось много, во-вторых, они все спроектированы в хорошо узнаваемом стиле модерн с использованием красного и белого кирпича. Было спроектировано 10 типов домов, многие из которых сохранились как раз в этом районе.
Итак, дом 1 – дом начальника участка тяги, который заведовал паровозным движением всей дороги: давайте вместе поищем главное украшение. И вот она, чудесная сова. Следующий дом по нечетной стороне – общежитие для телеграфистов, стрелочников, сторожей. Кстати, можно пробовать угадывать по дому, кто здесь мог проживать. Например, дом 5 – однозначно для старших служащих, он сильно отличается от предыдущего. Хотя дома 28 и 38 тоже очень симпатичные, но жилые площади там были поменьше, вот и предназначались для младших служащих. Квартиры в нашем современном понимании были предусмотрены в доме 40 для телеграфистов, жандармов и помощников начальника станции, который жил в доме 42. Кстати, не забывайте смотреть под ноги – можно увидеть канализационные люки разных эпох.
Дома начала позапрошлого века можно сравнить с жилыми домами 1930-х гг. (заодно найти дату – 1932). Загляните внутрь и попробуйте вместе понять, на чем крепятся лестничные марши – старые английские рельсы. Нам нужны дома 46, 48, 50.
Кроме жилых построек и вокзала сохранились две вышки для управления стрелками и передачи сигналов (можно предложить ребенку самому подумать, зачем так высоко нужны были большие окна), и также водонапорная башня. А зачем вода, спросим мы нашего попутчика? И благодаря этому вспомним (или узнаем), что без воды не будет пара, а, следовательно, паровоз никуда не поедет.
Маленькие вокзалы большой истории
И вот теперь можно вернуться в «Ласточку» и отправиться по старым станциям Московской окружной железной дороги: Владыкино, Ростокино, Белокаменная (чудесное здание вокзала в окружении лесов Лосиного острова), Черкизово, Лефортово, Андроновка, Угрешская, Кожуховская, Канатчиково (очень рекомендуем выйти и осмотреть двухэтажный вокзал с богатым декором и табличкой о высоте над уровнем моря в саженях), Воробьевы горы (не просто шикарный вокзал, а еще и пешеходный мост), Кутузово, Пресня, Серебряный бор.
Если располагаете временем, доедьте до Хорошёвской или Шелепихи и зайдите в музей Московской окружной по адресу ул. 3-я Магистральная, д. 19, стр. 3 (понедельник и вторник – выходные дни). Отличная экспозиция, чтобы узнать историю железных дорог более, чем за 100 лет. Во дворе можно увидеть знаменитых «овечек» – паровозы, которые первыми были пущены по Окружной.
Что-то можно посмотреть из окна вагона, где-то очень хочется выйти и разглядеть поближе. Можно устроить рейтинг: самое маленькое здания вокзала, самое большое, самое красивое, самая любопытная деталь. Главное, не увлечься настолько, чтобы забыть выйти на своей остановке. Ну а если забыли, не беда. Дорога-то кольцевая!