— Бабушка, — тихо произнесла Аришка, — я слышала, как мама с папой говорили о том, что мы скоро будем жить в твоей квартире.
Эти слова повисли в воздухе, как тяжёлый камень. Анна Васильевна замерла на мгновение и почувствовала, как её сердце сжалось. Внучка меж тем продолжала:
— Они сказали, что твоя квартира большая и светлая, не то, что наш скворечник. Бабушка, а что, у нас, правда, скворечник? А мы, получается, птички? Да?
Сегодня у Анны Васильевны был особенный день. Она шла в гости к «своим». «Свои», сын, невестка и внучка Аришка, жили на другом конце города, не находишься, не наездишься. Анна Васильевна встала пораньше, напекла пирожков с капустой, с мясом и специально для Аришки с персиковым джемом. Положила пирожки в кастрюльку, кастрюльку в сумку, в другую сумку -коробку с куклой и выдвинулась в путь. Путь неблизкий, к обеду как раз поспеть должна.
Всю дорогу Анна Васильевна улыбалась. Каждый раз, когда она думала о встрече с Аришкой, ее сердце наполнялось теплом и нежностью.
Дверь открыла невестка.
-Добрый день, Анна Васильевна. Мы уже вас заждались.
Теплые слова никак не вязались с непроницаемым лицом и колючим взглядом Ольги.
-А Антон дома? – спросила свекровь, вручая хозяйке сумку с пирожками.
-На работу срочно вызвали. Сказал, на пару часов. Думаю, скоро должен подойти. Вы раздевайтесь, проходите. Аришка с утра вас ждет.
Внучка сидела на ковре в детской, окруженная своими любимыми игрушками. Увидев бабушку, она вскочила и бросилась обнимать ее.
— Бабушка! Ты пришла играть? — девочка сияла от счастья.
— Конечно, моя дорогая! У меня есть для тебя сюрприз! — ответила бабушка и показала куклу. Внучка с восторгом приняла подарки и начала расставлять на ковре кукольный домик, придумывая, в какую комнату поселить новую игрушку.
Они играли долго, погружаясь в мир фантазий. Бабушка с удовольствием слушала, как внучка рассказывает о приключениях своих кукол — как они путешествовали по волшебным землям и встречали добрых фей. Время пролетело незаметно, и вскоре девочка, словно вспомнив о чем-то важном, задумалась.
— Бабушка, — тихо произнесла она, — я слышала, как мама с папой говорили о том, что мы скоро будем жить в твоей квартире.
Эти слова повисли в воздухе, как тяжёлый камень. Анна Васильевна замерла на мгновение и почувствовала, как её сердце сжалось. Внучка меж тем продолжала:
— Они сказали, что твоя квартира большая и светлая, не то, что наш скворечник. Бабушка, а что, у нас, правда, скворечник? А мы, получается, птички? Да?
Анна Васильевна молчала. Услышанное настолько потрясло ее, что продолжать разговор не было сил.
-Бабушка! – тормошила ее Аришка. – А можно, когда мы к тебе переедем, моя комната будет в твоей комнате? Мы тогда сможем много играть! Правда, здорово!
-Конечно, милая, - растерянно пробормотала женщина.
…Вернувшись домой, она долго бродила по квартире. Когда-то эта просторная светлая квартира была наполнена жизнью и радостью. Тогда они с мужем были молоды, а дети совсем маленькие.
Анна Васильевна взяла с комода фотографию в рамке. Павел, старшая дочка Верочка. И совсем маленький Антошка на руках у матери. Как же счастливы они здесь были! С той поры прошло много времени. Мужа уже пять лет, как нет. Верочка давно вышла замуж и переехала в другую страну. А Антон… Антон вырос, превратившись из милого наивного мальчика в солидного банковского служащего с колючим взглядом и вечно недовольным выражением лица.
Анна Васильевна взяла телефон и набрала номер сына.
-Мам, привет, мне сейчас некогда, - тут же скороговоркой ответил тот.
-Я на счет квартиры, - перебила его мать.
-А… вот ты о чем... Да, Аришка уже рассказала, что... – сын замялся.
-Что она проболталась? Верно. – грустно усмехнулась женщина. – Интересно, когда вы собирались мне поведать сию прекрасную новость?
-Мама! Это не то, что ты думаешь! Мы ничего такого в виду не имели. Но раз уж ты сама завела этот разговор… Послушай, мы действительно как-то раз вскользь упомянули, что было бы неплохо поменяться с тобой квартирами. А что? Тебе уже тяжело убираться одной, а нам тут тесновато, да и до работы далеко добираться.
Анна Васильевна слушала сына, а сама все смотрела на фотографию. Ох, Антошка, Антошка! Когда же ты успел так измениться?
-Антон. Я не буду меняться с вами квартирами, - твердо ответила женщина.
-Но почему, мама?
-Не думаю, что должна что-то объяснять или оправдываться. Это моя жизнь, моя квартира, мне в ней комфортно. И я в ней остаюсь. Точка.
Анна Васильевна прервала звонок и еще долго сидела в кресле, стараясь унять дрожь в руках.
В последующие пару месяцев они неоднократно возвращались к квартирной теме. Антон с Ольгой настаивали, Анна Васильевна сопротивлялась. Дошло до того, что некогда родные люди практически перестали общаться. Ольга в сердцах даже заявила, что запретит бабушке видеться с внучкой. Это было уже слишком! Анна Васильевна поняла, что нужно что-то решать. И немедленно.
В тот вечер она долго бродила по своей квартире, вспоминая каждый прожитый в ней день. Здесь была вся ее жизнь…
-Я приняла решение! – сообщила она сыну по телефону.
-Отлично! – он не скрывал радости в голосе.- И когда ты нам его озвучишь?
-Через неделю. А пока мне нужно утрясти некоторые формальности.
-Понимаю, понимаю, - бодро поддакнул Антон. – Что ж, ждем тебя у нас в гостях в следующие выходные.
Всю следующую неделю Анна Васильевна кружилась как белка в колесе. Столько всего нужно было успеть!
В выходные она стояла на пороге квартиры Антона и Ольги.
-Бабушка! – бросилась ей на встречу Аришка. – Ты давно к нам не приходила! Я соскучилась!
-Аришенька, не отвлекай бабушку! Потом поиграете! Сначала нам нужно поговорить. Проходите, Анна Васильевна, проходите, - заворковала Ольга.
Свекровь поморщилась, ей было неприятно фальшивое радушие невестки.
Они прошли в гостиную, где молодые в честь радостного события накрыли роскошный стол.
-Садись, мама, - суетился Антон, - накладывай салатики, не стесняйся.
Анна Васильевна села за стол, и, не притронувшись к угощению, произнесла.
-Как я уже и говорила, я приняла решение, касающееся моей квартиры. И в этом есть ваша заслуга. Если бы не вы, не знаю, когда бы я решилась на такой шаг.
-Ну что ты, мама, - смущенно пробормотал Антон, - мы же просто подсказали, хотели как лучше.
-Вы не просто подсказали, а очень помогли, -перебила его мать. – Прежде всего вы помогли мне понять, чего же я хочу на самом деле. Я много думала. О своей жизни. О прошлой, о настоящей. И, знаете, вы правы. Моя квартира действительно стала слишком большой для меня. И слишком… другой, чужой что ли. Эта квартира-мое прошлое. Счастливое, но прошлое. Я хожу по ней, словно по музею, цепляясь за воспоминания столетней давности.
-И что же вы решили? – не выдержала Ольга, глаза которой горели алчным огнем.
-Продать квартиру, - просто ответила Анна Васильевна.
Она наложила себе салат и принялась с аппетитом уплетать его, наблюдая, как вытягиваются лица сына и невестки.
-Мама! Ты чего? Квартиру нельзя продавать! Она же наша… семейная… - лицо Антона начало медленно краснеть.
-Не наша. Моя, - покачала головой мать. – И только я могу решать, как с ней поступить. Я решила, что больше не хочу в ней жить. Поэтому продала свою квартиру и купила поменьше, однокомнатную. Завтра я переезжаю.
-А деньги? Деньги куда? – почти просипел Антон.
-Ты спрашиваешь, как я потрачу разницу? – уточнила Анна Васильевна. – Отправлюсь в путешествие. Давно мечтала. Я уже и путевку оплатила.
Сын со снохой замолчали. Антон выглядел растерянным, а Ольгу так перекосило от злобу, что свекровь всерьез испугалась за свою жизнь.
-Что ж, рада за вас, - наконец выдавила Ольга и ушла в спальню.
-Бабушка! Мы будем играть? – спросила вбежавшая в гостиную внучка.
-А давай, Аришенька, мы лучше погуляем с тобой. – Анна Васильевна поднялась из-за стола и направилась в коридор. – Там такая чудесная погода.
…В скором времени Анна Васильевна отправилась путешествовать. А когда через несколько месяцев Антон с дочкой приехали в аэропорт, что бы встретить мать, он был потрясен произошедшими с ней переменами. Перед ним стояла ухоженная дама средних лет, с модной стрижкой и светящимися глазами.
-Бабушка! Ты такая красотка! – Аришка подпрыгивала от волнения и восторга.
-Милые мой, как же я соскучилась по вам, - расчувствовалась Анна Васильевна, обнимая Антона с внучкой.
-Мам, ты и в самом деле изменилась, - подтвердил сын. – Путешествие пошло тебе на пользу. Теперь я даже рад, что так все получилось.
-Как Ольга, - осторожно спросила мать.
-Нормально. Сначала, конечно, побесилась, а потом успокоилась. Тем более, у нее какой-то там дядюшка наследство оставил, так они теперь всем семейством за него воюют.
-Ясно, чем бы дитя не тешилось, - кивнула Анна Васильевна. –Что ж, поехали ко мне чай пить, да подарки разбирать.
Едва они переступили порог квартиры, любопытная Арина тут же бросилась копаться в бабушкином чемодане.
-Бабушка, сколько у тебя рисунков. Целая папка! – воскликнула она. – Как красиво! Это ты сама нарисовала?
-Что ты, Аришенька. Это мне один человек подарил,- смутилась Анна Васильевна.
-Человек? Мам, ты кого то встретила? – спросил Антон.
-В общем, да.
-А какой он? Этот человек? Он художник? – заинтересовалась Аришка.
-Он удивительный. Да, ты угадала. Он художник.
— И ты собираешься снова поехать к нему?
Анна Васильевна задумалась.
— Возможно…
Внучка слушала бабушку с широко открытыми глазами.
— Бабушка, а ты будешь рисовать как он? — спросила она.
Анна рассмеялась:
— Может быть! Я ведь всегда хотела научиться рисовать.
Через полгода Анна Васильевна вновь переезжала. На этот раз в небольшой домик на берегу моря. Но это уже совсем другая история…
Подпишитесь на мой канал Нина З. Рассказы для души
Если Вам понравилась статья - поставьте Класс, поделитесь в соцсетях.
Мне будет очень приятно!