Автор публикации осуждает любые проявления нацизма, в том числе символику. Все картинки взяты из открытых источников и показаны с целью раскрыть исторический контекст.
Публикация из подборки:
Иисус был евреем, а христианство было восточной религией, поэтому последователи Гитлера переосмыслили Рождество как языческий праздник - и представили фюрера как Мессию. В этой публикации мы расскажем, как нацисты буквально пытались убрать Христа из Рождества.
В рождественский сезон в Германии вы часто услышите «Silent Night» и «O Tannenbaum» - две рождественские песни, которые возникли именно там. Но во времена Третьего рейха вы с большей вероятностью услышали бы «Exalted Night» вместо гимна о тихой ночи.
Это был популярный гимн, в котором говорилось о материнстве, обновлении и праздничных кострах, казалось бы, прекрасно вписывался в остальные рождественские песни. Но, как и многое в нацистской Германии, это была тщательно сконструированная подделка, написанная нацистским поэтом-песенником в попытке применить ненавистническую идеологию Адольфа Гитлера к Рождеству.
В 1930-е и 1940-е годы нацисты делали все возможное, чтобы превратить любимые рождественские традиции Германии в нацистские. Хотя попытки Гитлера создать национальную церковь провалились, попытка его партии переопределить религиозные празднования оказалась более успешной. Для этого они использовали идеологию и пропаганду, чтобы привести праздник в соответствие с антисемитскими ценностями национал-социалистов.
Проблема нацистов с Рождеством была заложена в самом Рождестве. В конце концов, Иисус был евреем, а антисемитизм и цель искоренения евреев и еврейства лежали в основе нацистской идеологии.
Это представляло собой проблему, когда дело касалось Германии. Страна была не только набожно христианской, но и местом, где зародились многие рождественские традиции, такие как адвент-календари, рождественские елки и рождественские ярмарки. Нацисты знали, что полностью искоренить христианство невозможно, поэтому они решили переделать его по своему образу и подобию.
Сначала, как отмечает историк Джерри Боулер, нацисты просто пытались захватить Рождество как праздничный ритуал. Они вставляли нацистскую символику и даже официальных лиц нацистской партии в такие вещи, как рождественские вертепы и рождественские вечеринки. Они также работали над созданием позитивных ассоциаций между нацистами и зимой с помощью гигантских благотворительных акций в холодные месяцы.
Гитлерюгенд и Союз немецких девушек, официальные молодежные организации нацистов, помогали собирать деньги для членов партии и бедных немцев, пострадавших от Великой депрессии. Но с течением лет, когда немцы продолжали праздновать христианское Рождество, тактика нацистов эволюционировала.
Чтобы отвлечь немцев от их вековых христианских традиций, нацисты все больше обращались к языческому прошлому Германии. Они подчеркивали возможную роль языческих ритуалов в современных рождественских традициях. В идеализированной, вымышленной версии прошлого нацистов германские (арийские) племена имели расово чистые ритуалы, которые можно было воссоздать во времена нацизма.
Среди самых важных было празднование зимнего солнцестояния. Нацисты попытались перенести дату Рождества на солнцестояние и устроили масштабные представления и общественные костры, которые, как предполагалось, опирались на дохристианские ритуалы. Они также пытались переопределить Святого Николая как Вотана, древнегерманского божества.
Шли годы, попытки нацистов захватить Рождество усиливались. Нацисты переписали текст песни «Silent Night», чтобы убрать все упоминания религии или Христа. Они распространяли адвент-календари для детей, наполненные пропагандой и милитаристскими образами. Они даже пытались переписать ораторию «Мессию» Генделя. Матерей призывали печь печенье в форме свастики. Даже знакомую звезду, украшавшую миллионы рождественских елок, заменили солнечным лучом, который меньше походил на Звезду Давида.
Традиционные рождественские празднования стали протестом против нацизма.
«Казалось бы, банальное, повседневное решение спеть определенную рождественскую песню или испечь праздничное печенье стало либо актом политического инакомыслия, либо выражением поддержки национал-социализма», - пишет историк Джо Перри.
По мере того, как лишения и бомбежки военного времени становились все более и более тяжелыми, многие немцы вообще перестали заботиться о Рождестве. По словам Перри, берлинцы отпустили жуткую шутку во время суровых зим 1943 и 1944 годов:
«Думайте практически - дарите гробы».
Несмотря на их попытки перенять рождественские традиции, только одна из них пережила конец Третьего рейха: «Exalted Night». Песня была запрещена как нацистская пропаганда в 1945 году, но ее все еще пели некоторые семьи, по крайней мере, до 1950-х годов.
Сегодня эта традиция продолжает жить в выступлениях неонацистов и крайне правых экстремистов в Германии - леденящее душу напоминание о том, что, хотя первая война нацистов с Рождеством потерпела неудачу, однажды она может повториться.