Одно время в Сретенском можно было видеть такого светлого, часто прямо светящегося радостью протоиерея Владимира Болдина. Всегда с улыбкой, отзывчивый. Разговорились как-то, а оказалось, батюшка с Западной Украины… Настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца города Надворная Ивано-Франковской области. В конце прошлого 2023 года мэр этого городка бахвалился в соцсетях о «ликвидации единственной в городе православной общины». До последнего держалась она именно в этом храме. Мэр также отмечал, что теми, кто не перешел в ПЦУ, занялись спецслужбы… Самого отца Владимира уже не было в живых. При его жизни это интервью публиковать было опасно. Публикуем сейчас. Помяните отца Владимира в своих святых молитвах.
«К этому никто не готов»
– Отец Владимир, Вы с детства росли в Церкви или уже в сознательном возрасте уверовали?
– Я уже был женат, моя супруга Елена на Пасху захотела освятить куличи. Это было в 1991 году. А в 1989-м на Украине произошел раскол. Стали хозяйничать греко-католики. Центральный кафедральный собор Ивано-Франковска по-украински тогда уже называли: катедра. Мы туда пришли, но нам там сразу не понравилось!
Господь нас и привел к православным, которые после того, как все храмы у них отняли, молились в маленьком домике с престолом, освященным в честь Преображения Господня. Сейчас и эту маленькую постройку, в которой раньше были детские ясли, униаты хотят захватить (уже захватили. – Прим. авт.). Но люди, если они еще не совсем одурманены пропагандой, все равно чувствуют, где Истина.
Когда в 1992 году мне исполнилось 30 лет, я крестился. Помню, как крестивший меня архимандрит Амфилохий (Залецкий) предупредил: «У тебя может измениться жизнь». Владыка Тихон (Шевкунов) тоже, знаю, в 24 года крестился, правда, у меня не настолько жизнь изменилась, чтобы стать монахом. Но я принял сан.
– А как Вы пришли к священству?
– Милостью Божией вскоре после моего Крещения в Галицкой области открылся Покровский женский монастырь, и я стал ездить туда помогать монахиням. Они там старенькие были. Обитель так же, как и единственный на тот момент православный храм Ивано-Франковска, располагалась в простом домике. Служил там архимандрит Иона (Тымишак). Это один из двух на всю Ивано-Франковскую область священников, кто не перешел в греко-католичество! Он был всецело предан Богу. Его очень любили люди, долго уговаривали: «Батюшка, переходите, мы будем с вами...» «Нет, веру в Бога я не могу оставить», – ответил он. Потом все они его презирали, устроили на него гонения.
Слава Богу, что на Западной Украине остается такой форпост православия, как Свято-Успенская Почаевская лавра. Отец Иона беззаветно ее любил. Мы и вместе с ним там бывали. Со многими монахами он там дружил. К концу жизни Господь за стояние в православии ему дар исцелений дал. Люди к нему стекались отовсюду. Он однажды бесноватую жительницу села Тустань, где расположен монастырь, избавил от одержимости. И не просто так погонял беса, а изгнал его! Увы, односельчане даже после такого чуда не обратились в православие, игнорировали богослужения.
Почаевская братия отца Иону почитала, похоронили его в Почаеве на братском кладбище. Лавра и у нас с матушкой также стала одним из излюбленных мест паломничества. Потом я там заочно окончил семинарию.
Когда архимандрит Иона преставился, Покровский женский монастырь остался без священника. Игумения матушка Мария, которая была родной сестрой отца Ионы, ко мне и обратилась: «Идите к владыке Николаю (ныне также уже покойный, фамилия у него была Грох). Просите, чтобы он вас рукоположил». – «Матушка, – говорю, – я не готов». – «К этому никто не готов. Негайте часу (не теряйте времени)». Сначала она меня поторапливала, потом, когда меня уже рукоположили, поставила перед фактом: «Если бы отцы заранее знали, какие тяготы ждут священника, то никто бы не стал рукополагаться...»
Господи, помилуй! Я об этом до того, как она мне объявила, уже подумал. Пошел к владыке. Он меня очень любил, рукоположил 6 ноября 2005 года на празднование иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в диакона, а 19 декабря, в день своего тезоименитства, на память святителя Николая, в иереи. Я там в Покровском женском монастыре служил первые пять лет. Говорят, духовникам женских обителей год за три засчитывается. После владыка забрал меня в Ивано-Франковский кафедральный собор Рождества Христова.
Когда я уже принял сан, мама – звали ее Вера – мне открыла, что по материнской линии мой прадед Гавриил был царским протоиереем.
– Он пострадал при гонениях?
– Да, его сослали, и больше о нем никто ничего не слышал. Скорее всего, арестовали и его матушку, потому что четверо деток остались одни, простигмованные как «дети врага народа». Такие права учиться даже в техникуме – получить хоть какое-то профессиональное образование – не имели. Каким-то образом они оказались в городе Ичня Черниговской области. Там верующие взяли сирот под крыло. Так что мой дед Иван потом, выучившись, преуспел, трудясь агрономом. А его родной брат Николай стал известным инженером-металлургом – во время войны он изобретал бронебойную сталь для танков Т-34.
– Удалось ли детям репрессированного священника сохранить веру?
– Нет, тогда уже открыто веровать нельзя было. Моя мама, внучка священника, выросла вне Церкви. Правда, веру зачастую матери детям передают, а у нее мама в 36 лет трагически погибла. Сосед из местных начальников дома во время ссоры устроил стрельбу. Там хаты стоят близко: одной пулей – из окна в окно – насмерть и ранило бабушку Таню. Дедушка Иван троих малолетних детей поднял на ноги, но веры не привил. Воцерковилась мама уже тогда, когда я крестился. К Господу она отошла, со всеми примирившись, исповедовавшись, причастившись. Слава Богу!
– А Вы там, в Ивано-Франковске, монаха Аркадия (Парносова) из Сретенского монастыря знали?
– Конечно. Он туда на родину умирать поехал, я там за ним ухаживал, причащал его. Огороды ему там под его руководством перекапывал. Отца Аркадия у нас все очень любили. У него там даже своя «паства» была. После службы он всегда пел в храме: «Боже, Царя храни!» Даже уже в конце жизни, когда на ходунках ходил, все равно пел неопустительно. Его там все как блаженного воспринимали.
– Отец Владимир, что в жизни главное?
– Страх Божий и любовь к Богу. Уверовавшему Господь открывает глаза на то, что есть в жизни благо, а что – низость. Человек с тех пор уже боится поступить плохо. Этот страх для начала сдерживает страсти. Только воцерковившийся их еще не преодолел, но уже борется с ними. Потом он сможет жить над соблазнами, но это уже уровень повыше.
– Как жить над соблазнами?
– Иисусова молитва крепко помогает. У каждого свой внутренний путь к Богу. Надо очень чутко прислушиваться к своей душе. Может быть, какой-то обет Богу дать, но только по благословению, конечно.
Мы с матушкой девочку удочерили. Я крестил младенца в реанимации, Верочку (имя изменено. – Прим. авт.). А потом попросил схиархимандрита Иону (Игнатенко) из Одессы помолиться о ней, а он мне и говорит: «Если, батюшка, хочешь и можешь, возьми на время». Я тогда даже не понял: как это возможно? Дело в том, что у нее 65 % глубоких ожогов, шансов выжить ноль. Малышку еще полгода после Крещения из больницы в больницу переводили. Моя матушка уже не отходила от нее, так как от девочки отказались родители. Так Верочка и попала в нашу семью. Господь сберег. Сейчас она уже школьница. Правая ручка у нее сильно пострадала, так она левой приспособилась писать. Справляется со всем. Очень жизнерадостный ребенок. Прекрасно говорит по-русски. Еще когда маленькой была, как закричит: «Папа!» – где-нибудь в магазине. На нас там все оборачивались. На Западной Украине в общественных местах по-русски, наверно, больше никто и не отваживается говорить.
Меня Господь самого крепко посетил. Была сильная слабость, а что это за заболевание, понять не мог. Позвонил отцу Иоанну (Лудищеву), тогда благочинному Сретенского монастыря, с просьбой помолиться, а он обратился к владыке Тихону (Шевкунову) и попросил благословения, чтобы мне приехать на обследование. Сначала меня обследовали, ничего вроде не нашли. Но слабость нарастала. Чудом познакомился с врачом-гематологом Тамарой Ивановной Колошейновой. Месяц она меня обследовала и поставила диагноз: множественная миелома. Это злокачественная опухоль в позвоночнике. Уже в январе мне назначили химиотерапию. Владыка Тихон обратился в профильные больницы, откликнулась только 40-я, в которой заведует отделением гематологии Вадим Анатольевич Доронин. Там все замечательные врачи. Они меня буквально с того света вытягивают. По протоколу мне рекомендована пересадка костного мозга, но это очень дорого. На Украине сейчас даже анализы негде по этому заболеванию сдавать. Сдал здесь, показали, что болезнь прогрессирует.
Болезнь нам дается по грехам и для смирения. Смиряться очень полезно. Слава Тебе, Господи! Всегда и за все надо благодарить Бога. Когда отцы Сретенского монастыря приезжали причащать меня в больницу, другие в палате тоже просили их причастить. Многие каялись. Некоторые успели до смерти обратиться ко Христу. Хотя были и те, кто и дальше продолжал мысленно барахтаться в суете, оставаясь безучастными к величайшей святыне Тела и Крови Христовых. Меня это так поражало. Тут же идет борьба за жизнь! Неужели так просто можно сдаться…
Почему Майдан стал возможен?
– Кого из новопрославленных святых сейчас почитают на Украине?
– Одни из самых почитаемых на Западной Украине святых – это преподобные Иов и Амфилохий Почаевские. Преподобный Иов подвизался в XVI–XVII веках, а вот Амфилохий – святой XX века. Преставился в 1971 году. В лике местночтимых святых он уже 15 лет как прославлен, а для общецерковного почитания – только в 2016 году.
– Когда его упекли в психушку, сказал врачам: «Дайте мне крест и Евангелие, поручи и епитрахиль – и ни одного больного здесь не останется».
– У нас на Украине многие его помнят по личному общению; исцеленные преподобным, в том числе бывшие пациенты психиатрических больниц, здоровы, до сих пор живут. Народ еще до его прославления все эти годы молился на его могилке.
Еще у нас очень почитаемы прославленные в 1994 году в лике местночтимых святых преподобные Иов и Феодосий Манявские. Святой Феодосий создал просветительский центр, в котором действовала своя типография, он так же, как и святой Алексий Карпаторусский, просвещал народ.
Жили манявские святые во второй половине XVI – начале XVII века. Тогда на украинской территории была Австро-Венгрия, и все население Украины пытались насильно перевести из православия в греко-католичество. Тогда же и была навязана эта мова – придуманный украинский язык. Тех, кто отказывался переходить под юрисдикцию Ватикана, отправляли в концлагеря Талергоф и Терезин, где европейские власти уничтожали русское население Буковины, Галиции и Угорской Руси.
В Галиче, где я служил, ранее при входе с западной стороны в храм, обращенный алтарем на восток, стоял большой каменный крест. Уже в наши дни греко-католиков точно жгла эта святыня. Пока я там служил, крест еще стоял. Я сам читал на нем имена и фамилии пострадавших при навязывании унии. Это целый сонм умученных за православие украинцев! Там же под этим крестом они и были погребены. Потом униаты двумя кранами сорвали этот крест с места, сровняли с землей захоронение, и все те, кто уже в наше время предательски приняли унию, стали дружно по этим могилам своих же украинцев-мучеников ходить в захваченный униатами храм!
– В Беларуси святого Афанасия Брестского растерзали за то, что он по повелению явившейся ему Пресвятой Богородицы передал Ее слова: «На веки осудить проклятую унию».
– Что будет с теми, кто предал истинную веру в Бога и ни во что не ставит своих православных предков? Это же нарушение главнейших заповедей о почитании Бога и родителей (Втор. 5: 6–16). При почитании старших обещается благо и долголетие, а что ждет тех, кто своих предшественников не почитает? Да и какое может быть будущее у тех, кто элементарно не знает своей истории? Живут по принципу: як вси, так и мы (куда все, туда и я). Чуть что, сразу на меня бросаются: «Бог один!» – «Да, – говорю, – но и истинная вера одна – православие».
– У вас там греко-католики не предлагают, мол, давайте вместе служить будем?
– Раньше были такие поползновения, сейчас уже нет. Униаты – это же соглашенцы, предатели. Как с ними служить?
– Митрополит Иона (Карпухин) рассказывал, как выходцы с Западной Украины, учась в свое время в Московской духовной семинарии, отращивали за время учебы бороды, а потом, едва доехав до Киевского вокзала, шли в ближайшую парикмахерскую, гладко брились и ехали на Украину. Как можно несколько лет прожить в Свято-Троицкой лавре преподобного Сергия и предать православие? Ради чего?
– Сейчас униаты в Московской духовной семинарии и академии своих последователей уже не учат, свои учебные заведения пооткрывали.
– Да, в Чехословакию наших студентов в 80-е годы всё засылали, чтобы униаты там в Прешове богословский факультет не оттяпали. Но они потом все равно правдами и неправдами по крайней мере его хорошее здание себе отобрали. По Жировичскому Свято-Успенскому монастырю в Беларуси известно, что среди униатов было много участников масонских лож. Готовим в издательстве Сретенского монастыря книгу о белорусском экзархе митрополите Филарете (Вахромееве), поднимали все эти архивные материалы, на владыку там тоже чудовищная брань обрушивалась.
– Ну а чего ждать от иуд? Ради чего они на это идут, я не знаю, наверно, как-то выделиться хотят. Давят всюду на национальную гордыню – в Малороссии: «Украина понад усе», другие лозунги насаждают, а это же все гибельно, из-за этого идут не к Богу, а в прямо противоположном направлении.
Это все имеет на Украине уже глубокие, в несколько сот лет корни. Предав Христа, Его Православную Церковь, при заключении в 1596 году унии, народ оказался под проклятием. Только через покаяние Господь прощает, а иначе это отпадение так и тянется из рода в род.
– Можно ли сказать, что этот извращенный до ненависти к другим патриотизм, прежде всего к русским, и спровоцирован унией?
– Так и есть. Народ-то украинский добрый. Как и каждый человек сам по себе, в отдельности от прыгающей и скандирующей навязанные лозунги толпы, хорош, потому что сотворен по образу и подобию Божию. Просто поступки глупые и злые.
Мой папа Анатолий был родом из псковской губернии, из Новоржева. Фамилия Болдин. Оттуда, из тех мест, после того как там оказался заточенный карантином А. С. Пушкин и написал массу своих гениальных шедевров, и пошло выражение «Болдинская осень» (так говорят про какой-то чрезвычайно плодотворный период. – Прим. авт.). В военные годы отец дошел до Карпат, а после войны, узнав, что все его родные погибли, вернулся в эту красивую горную местность, в город Станислав, в 1962 году переименованный в Ивано-Франковск. Во Львове закончил автодорожный техникум. Так всю жизнь на Западной Украине и проработал. Упокоился там в горах. Он мне говорил: «Выходцам с Западной Украины еще во время войны не доверяли никакого серьезного вооружения: ни танков, ни самолетов». Тогда тоже, видно, понимали, что люди ненадежные.
– А как быть тем, кто захочет из унии вернуться в православие?
– В Почаевской лавре отцы прямо говорят, что даже такого чина, как присоединение, быть не должно. Крестить надо!
– Тогда получается, что в последние 25 лет это униатское население Украины некрещеные...
– Вот они и устроили Майдан. Из-за них страдает весь украинский народ.
– Выбор же стоит между Россией и Западом. А разве не видно, что на Западе происходит?
– Видно. Но прельщают потребительские декорации. Люди хотят жить по своим похотям, не думая о спасении души.
– И униаты все это поощряют?
– Да, у них там в этом смысле полный карт-бланш.
– Поститься не надо?
– Нет, конечно! У них даже такого понятия, как пост, не существует.
– Запад прельщал вольготной жизнью, а при этом земли раскупал…
– Это как в том анекдоте про бесовскую демоверсию «рая». Массовый отток с Украины давно начался – работящие люди уже годы назад все поразъехались на заработки: кто в Польшу, кто в Россию...
Украина еще будет стоять в православии
– Отец Владимир, а Вы чувствуете поддержку мучеников, что именно благодаря им православие и сейчас на Западной Украине расцветает?
– Конечно, и их поддержку, и помощь всех святых, в земле Русской просиявших, ощущаем. Православный дух объединяет. У православных все просто, нет никакой надменности. Благодать Божия покрывает верных. Важно помнить, что в лавре преподобного Сергия также и блаженнейший митрополит Онуфрий, и митрополит Тернопольский Сергий учились. Это же сегодня такие светочи православия Украины!
– Не только Украины. Молимся за них, переживаем.
– В 1992 году, когда 22 января владыка Онуфрий отказался подписать обращение архиерейского совещания Украинской Православной Церкви к Святейшему Патриарху Алексию II о предоставлении автокефалии Церкви на Украине, он на следующий же день был переведен ныне анафематствованным раскольником Филаретом (Денисенко) на Ивано-Франковскую кафедру.
Восстановленный спустя несколько месяцев в своей Черновицко-Буковинской епархии владыка Онуфрий и после приезжал к нам, когда у нас уже был архиереем архиепископ Николай (Грох), помогал ему. Тяжело было. Даже православных прихожан враг разбивал на два лагеря: одни были за церковнославянский язык богослужения, а другие выступали за то, чтобы службы велись на украинском. Архипастырь приезжал примирить паству. Были очень неприятные моменты.
Но, казалось бы, у нас в Ивано-Франковске православным храмом был маленький домик, а оттуда православие стало распространяться так, что сейчас уже даже в соборе народ на службе не помещается, стоят молятся во дворе. Хотя по воскресеньям и в праздники служится по две Литургии. Я еще в 2010 году чувствовал, что у нас будет процветать православие.
Мы к тому времени уже построили, в частности по благословению старца Николая Гурьянова с острова Талабск (Залит), некоторые храмы. Когда стали бомбить Донецк и Луганск, многие из тех, кто остался жив, перебирались к нам, так что даже в Ивано-Франковске православные донецкая и луганская общины образовались.
– И постоянно сейчас у православных на Западной Украине храмы отбирают?
– Только за последнее время богоборец Филарет уже около 40 православных храмов на Западной Украине захватил – это те, которые еще ранее униатами не были присвоены. Только что в Ивано-Франковской области пытались Благовещенский храм у верующих отнять. Новые храмы православным сейчас строить не дают. Просто не выделяют землю и все. Политика такая. Для православных на Украине сегодня времена мученические и исповеднические.
Господь смилостивится над украинским народом. Конечно, за собственные ошибки придется испить чашу до дна. Но уверен, Украина еще будет стоять в православии. Тряхнет крепенько, и люди одумаются.
– Старцы говорят, что Господь и Америке наказание устроит. Сейчас вот в Штатах был ураган...
– Я, кстати, наблюдал, как этот ураган крутило: против часовой стрелки.
– Так же, как православный крестный ход идет.
– Да. Господь людей к Истине развернуть старается, чтобы перестали в суете века сего вертеться. Старцы также говорят: из Америки, Европы бежать надо, не держась за материальную сторону.
– Истина сама себя доказует. Как именно это происходит в обстоятельствах современной Западной Украины?
– Как Иоанн Креститель учил: «Ничего не требуйте более определенного вам; ...никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3: 13–14), – так и сейчас люди каются, возвращаясь от своих заблуждений к Богу, начинают жить по заповедям, ходить на службы в православный храм. Здесь Сам Господь в таинствах врачует души. Люди, обратившись в православие, не могут этого не чувствовать. Не по самоучителю, а именно участвуя в православной Литургии, спасаемся. Священномученик Иларион (Троицкий), как и многие древние святые отцы, утверждал: «Без Церкви нет спасения».
– Как благодать действует в жизни православных?
– На сердце радость, которой хочется со всеми делиться!
– А у униатов?
– У них лица всегда какие-то помпезные, как у фарисеев. Но чем они гордятся, я не знаю, не общаюсь с ними.
– Они Евангелие читают? Понятно, что православный человек, чувствуя несоответствие своей жизни Евангелию, кается. А если у униатов на уровне самих установок противоречие? Господь же говорит: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21).
– Униаты воспринимают себя своего рода армией.
– А против кого воюют?
– Это брань на Самого Бога.
– Разве не тяжело против рожна идти, как сказал Господь, обращая Савла в Павла (см.: Деян. 9: 5)?
– Тяжело. Им лукавый помогает, предоставляя преференции материального толка. Они на работе, вот в чем дело.
– А как они служат?
– У них 4–5 Литургий в день на одном престоле. Детская Литургия, взрослая, юношеская, для молодежи, которой поспать хочется до обеда, и т. п. Поспать – пожалуйста! А чтобы попоститься перед службой, у них такого нет.
Зато обрядовость очень сильно развита. В какие вышиванки одеться, идя в храм, как там себя преподнести. «А що люды скажут» – очень характерная для униата фраза. Еще вот эта фарисейская дотошность: когда работать, когда не работать. Усекновение главы Иоанна Крестителя они называют «главосеки». Традиция такова: нож в этот день в руки брать нельзя. И так далее: то нельзя, это... Вот за эти свои «традиции» они и держатся. А то, что там в Евангелии Господь говорит, это не так для них важно. Украина же «понад усе».
– Суеверия и самообман...
– Безусловно. «Вси туда идут, – говорят про униатские храмы, – и я иду». Бывает, в мой маленький храмик приходят греко-католики и обращаются в православие. Расскажу один случай, правда, он не из простых. Однажды ко мне подошла женщина, зовут Светлана, у нее двое деток. Увидела реальный, точно наяву, сон о том, что надо спасать детей. Стала молить Бога, чтобы Он указал, куда ей пойти. Господь ее привел в Преображенский православный храм, размещенный в том самом домике, где были ясли, в центре Ивано-Франковска (ныне уже разорен раскольниками. – Прим. авт.). Оттуда ее отправили ко мне, так как храм, в котором я служу, ближе к ее дому. Она мне все рассказала. Я поговорил с ней. Объяснил, что ей и детям надо принять Святое Крещение. Крестил их.
– И началось?..
– Да, у нее отец и муж, бывший начальник милиции, страшные богоборцы оказались. Они ее избивают. Она просто мученица. Они мне потом, после ее Крещения, постоянно колеса на машине пробивали. Фонарь у храма разбили. Аггел сатанин да ми пакости деет (2 Кор. 12: 7). Недавно стояла жара, на всенощном бдении под воскресенье слышу в храме крик, выхожу из алтаря, а ее отец в трусах вбежал в церковь и пытается прорваться в алтарь. Глаза красные, точно кровью налиты. Униат, православная святыня их печет. У меня там такой Борис есть – здоровенный парень метра два ростом, косая сажень в плечах, – он так аккуратненько взял его, приподнял над полом и вынес вон. Вот такие у нас там будни-праздники.
Сейчас на Украине быть православным – ежесекундное исповедничество и часто мученичество. Милостью Божией да молитвами нашего блажейнейшего митрополита Онуфрия и всех святых держимся. Надо все предоставлять Промыслу Божию.
Беседовала Ольга Орлова