Найти в Дзене
РЖЕВСКАЯ ПРАВДА

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ

Вот и заканчивается 2024-й, объявленный в России Годом семьи. Наверняка мы ещё не раз мы встретим в СМИ сухие цифры отчётов о произошедших событиях и реализованных планах. И как год ни назови, в самом его начале или в финале, всё, что происходит, остановить уже невозможно. До тех пор, пока существует государство. А государство, и это я давно понял, – это люди, которые живут вокруг нас.
Правительство только даёт вектор развития, а двигают вперёд нацпроекты, реализуют планы, решают проблемы – наши граждане. В том числе чиновники, которые отнюдь не марсиане, а тоже живые люди. Собирая материал для газетных публикаций, я не раз и не два сталкивался с тем, что многие сложнейшие в понимании обывателя вопросы сегодня решаются будничным порядком, без спешки и авралов. Скажем, работники социальных служб действуют грамотно и эффективно, попутно вовлекая в водоворот дел и событий всё больше неравнодушных людей, частных организаций и фондов. Каждый раз, готовя очередной газетный материал, я жа



Вот и заканчивается 2024-й, объявленный в России Годом семьи. Наверняка мы ещё не раз мы встретим в СМИ сухие цифры отчётов о произошедших событиях и реализованных планах. И как год ни назови, в самом его начале или в финале, всё, что происходит, остановить уже невозможно. До тех пор, пока существует государство. А государство, и это я давно понял, – это люди, которые живут вокруг нас.

Правительство только даёт вектор развития, а двигают вперёд нацпроекты, реализуют планы, решают проблемы – наши граждане. В том числе чиновники, которые отнюдь не марсиане, а тоже живые люди. Собирая материал для газетных публикаций, я не раз и не два сталкивался с тем, что многие сложнейшие в понимании обывателя вопросы сегодня решаются будничным порядком, без спешки и авралов. Скажем, работники социальных служб действуют грамотно и эффективно, попутно вовлекая в водоворот дел и событий всё больше неравнодушных людей, частных организаций и фондов. Каждый раз, готовя очередной газетный материал, я жалею лишь об одном: не хватит и газетной полосы, чтобы рассказать обо всём увиденном и обо всех, кто этого заслуживает.

-2



НА ПУТИ К «ДОСТУПНОЙ СРЕДЕ»
Буквально на днях пришло известие о том, что ещё один пандус для человека с ограниченными возможностями был установлен в посёлке Победа, у квартиры, которую буквально из руин восстанавливали всем миром. Клуб инвалидов-колясочников «МИР», ставший за 12 лет своего существования настоящей маленькой семьёй для 15 человек, организовал ремонт жилья девушке-инвалиду, собирая средства по друзьям, знакомым и родственникам. Не для себя! Для человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

И в обществе это стало обыденным явлением – откликаться на беды и проблемы ближнего. Как долго мы к этому шли! Или продолжаем идти. Мало кто вспомнит даже совсем недавние события. С 2011 года в Тверской области реализуется программа «Доступная среда», и она ещё не завершена. В этом документе, в частности, прописан пошаговый план действий различных региональных министерств и ведомств, который необходимо реализовать до 2026 года. В программу для проведения мероприятий по адаптации для людей с инвалидностью со временем включаются всё новые и новые учреждения, подведомственные региональным Министерствам образования, культуры, сельского хозяйства, транспорта, туризма. Растёт количество организаций, в которых специалисты оказывают адаптационную помощь маломобильным гражданам.

-3



Но так было далеко не всегда. Когда-то, ещё в 50-е годы прошлого века, на вопрос организаторов международных спортивных игр для инвалидов в Англии, примут ли участие в этих состязаниях представители СССР, один советский чиновник ответил так: «В СССР инвалидов нет!». Это притом, что героями литературных произведений и кинофильмов о войне и послевоенном времени нередко становились инвалиды – такие, как Алексей Маресьев из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

Но для жизни в обществе мало что было для них приспособлено. Иначе не нуждались бы до сих пор в пристальном внимании каждый переход, магазин или парк – в любом городе. Постановлениями органов власти, публикациями в СМИ, работой надзорных органов за долгие годы и десятилетия удалось добиться того, что критерий доступности стал неотъемлемой частью любого проекта дорожной и социальной инфраструктуры.

-4



ПОМОЩЬ – ВСЕМ МИРОМ
Когда сталкиваешься с сухими цифрами отчётности, остаётся только недоумевать. На 1 января 2023 года в России насчитывалось почти 11 млн инвалидов. Из них 4,9 млн мужчин и более 6 млн женщин. Около 722 тысяч из их общего числа – это дети до 18 лет. Инвалидов же I группы, которых мы часто называем «колясочники», – 1 млн 304 тысячи. Такие данные приводит Росстат. И пусть это вдвое меньше от общего числа населения, чем в приснопамятных США, и несравнимо со 135 млн инвалидов в Европе, становится жутковато от мысли: сколько же людей нуждается в ежедневном, самом элементарном и простом человеческом счастье – в свободе передвижения!

На эту тему мы не раз беседовали с руководителем клуба инвалидов-колясочников «МИР» Марией Грезневой. Поводом для нынешней беседы как раз и стала установка администрацией округа пандуса для личного использования в одном из домов посёлка Победа. Для непосвящённых, коим недавно был и я сам, поясню: программа «Доступная среда» не включает в себя такой пункт, как установка индивидуальных приспособлений для маломобильной категории граждан. И когда в магазине, на тротуаре или в парке вопрос доступности уже решён, а человек заперт в четырёх стенах, приходится решать проблему самыми разными путями. Так, как это делают в семье. С размышлениями, спорами, поиском лучшего решения...

-5



Круг людей, принимающих участие в реализации частных проектов, с каждым годом становится всё шире. За 12 лет в городе и районе были установлены 19 подъёмников и приспособлений (пандусов) для личного пользования. И все они стали результатом работы неравнодушных людей из клуба «МИР», представителей власти и специалистов социальных служб. Вопросы финансирования в этой цепочке вообще стоят отдельной строкой. Сотрудники КЦСОН Ржевского муниципального округа уже привычно работают в контакте с органами власти, государственными и частными организациями, благотворительными фондами и волонтёрами. Приобретение современных, удобных, но дорогостоящих инвалидных колясок за счёт благотворителей и спонсоров давно стало делом привычным. Именно потому, что кто-то готов оказать помощь, а кто-то занимается её организацией.

Если добавить в этот список обеспечение бесплатными лекарствами и медицинскими изделиями, продуктами лечебного питания и путёвками в санатории, станет понятно, что инвалиды-колясочники – только одна, причём не самая большая группа населения, которая со всех сторон охвачена особым вниманием государства. Существуют также программы и проекты помощи пожилым и одиноким людям, малоимущим гражданам и оказавшимся в сложной жизненной ситуации семьям – всех и не перечислишь.

С 1950-х многое изменилось в нашей жизни, причём разительно. Ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов. В Сочи прошли Паралимпийские игры. Полным ходом реализуется программа «Доступная среда», и всё больше общественных мест оборудуют пандусами и другими специальными средствами, облегчающими участие людей с ограниченными возможностями в жизни общества. Причём немало объектов удалось реконструировать, устранив все барьеры и опасные участки, с учётом пожеланий самих инвалидов-колясочников.

-6



ДОВЕРИЕ И ПОДДЕРЖКА
Но постоянный мониторинг и социальные опросы среди наших граждан выделяют тех, кто достаточно равнодушен к проблемам людей, в том числе детей с инвалидностью. Примерно каждый десятый затруднился дать конкретный ответ на большинство вопросов, касающихся отношения к взрослым или детям с ограниченными возможностями и их семьям. Четверть респондентов не нуждается в информации о детях-инвалидах в СМИ.

Только 36% опрошенных в 2016 году были полностью согласны с суждением: «сегодня присутствие человека с ограниченными возможностями здоровья в общественных местах стало гораздо привычнее для окружающих, чем несколько лет назад». В настоящее время процент согласных с этим утверждением вырос до 57. Поэтому так важно не только формировать в обществе адекватное отношение к инвалидам, но и убирать препятствия, которые мешают им жить.

И тогда остаётся задать самый главный вопрос: во имя чего мы об этом говорим? Во имя чего объединяемся и предпринимаем конкретные усилия? С одной стороны, это вопрос морального выбора каждого. С другой, доверие и поддержка, взаимоуважение и гражданское участие служат теми нитями, которые скрепляют общество как одну большую семью, удерживая его от распада, от политической и социальной инвалидности. Потому что только морально здоровые люди, связанные общими целями и ценностями (помимо личных), создаёт в итоге единое государство.

Следует признать, что пока ещё немало проблем в нашей большой многонациональной семье под названием Россия. Всё ли решается так, как нам хотелось бы, легко и быстро? Нет, не всё. Но медленно и верно растёт число людей, которых принято называть неравнодушными. Людей, которые руководствуются правилом: если не я, то кто же! А это значит только одно: мы все обязательно станем жить лучше!

Андрей Онищук.
Фото из архива
Мария Грезнева.