Или фотопутешествие по природным красотам США.
Едем мы с девушкой где-то в районе Аризоны. Жарища стоит – из машины нос не высунуть. Девушка говорит, что хочет с кактусом огромным сфотографироваться, но чуть-чуть позже, когда жара спадет, а пока едем вперед… Вы уже поняли, что было дальше?!
Правильно – дальше кактусы кончились и началась совершенно другая природа, а через пару часов мы вообще уже ехали среди гор и елей, в тени которых местами еще лежал снег. Фотосессии с большими кактусами не получилось, но это маленькое "происшествие" стало отправной точкой понимания, почему по США так хорошо путешествовать на автомобиле.
Представьте, если бы в России можно было легко доехать до Камчатки, а оттуда на Алтай, а оттуда до песков Калмыкии или Тундры на Кольском полуострове. Представьте, что во всех этих упомянутых местах, в самых интересных их частях, были бы проложены автодороги, по которым может проехать буквально любой автомобиль. Представили? Не смогли? Я тоже...
Речь не про гипотетическую возможность, а про адекватную возможность доехать из одного региона в другой, не тратя на доезд половину отпуска, проведенного в дороге без отдыха и посещений каких-то важных и интересных туристических зон. Речь не про дороги в общем, а про дороги для легковушки или кроссовера, ведущие в удаленные и красивые места.
Россия огромна, и этот факт делает ее такой сложной для широкого развития автотуризма. Наш удел – локально-радиальный автотуризм. То есть, когда мы путешествуем где-то в рамках разумных расстояний в силу ограниченности бюджета, времени и тех самых дорог.
Лишь единицы могут себе позволить на пару месяцев уехать из Волгограда, например, во Владивосток, да и то есть определенные нюансы, известные всем, кто этой дорогой ездил. Совсем немногие могут отправиться из Санкт-Петербурга на Алтай на своем автомобиле, и этот список можно продолжать бесконечно. Виной тому расстояния, инфраструктура, цены и наличие чего-то интересного между пунктами А и Б, что иногда тоже не менее важно.
Вторая проблема – дороги. Сейчас классно и быстро можно доехать по скоростной дороге из Москвы в Казань. Казалось бы, только путешествуй. Однако стоимость проезда кусается, и не каждый может просто так сгонять в Казань на выходные. И не каждый живет в Москве, чтобы сгонять по платке в Казань, а доехать, например, из Омска в Казань, вообще приключение не для каждого автопутешественника. Особенно, если с семьей.
Кто ездил далеко по М5, тот прекрасно знает, сколько сил и нервов приходится тратить на обгоны тихоходов, если хочешь проехать по бесплатной дороги или там, где нет альтернатив. Это не только про М5. У нас много дорог, по которым и хотелось бы проехать, если бы не один-два нюанса, которые постоянно мешают это делать. И я упомянул сейчас только основные магистрали, а чуть подальше съедешь – местами полный швах во всех смыслах.
Третий фактор не менее важен. Когда в США автомобиль стал по-настоящему народным средством передвижения, в СССР он был роскошью, приобрести которую могла далеко не каждая семья, не говоря уже про путешествия на автомобиле по родной стране. Тогда как в США в это время махнуть по Route 66, например, было уже популярным развлечением. Тоже далеко не для всех, но все же развитие автотуризма было несравнимо больше и лучше.
Сейчас автомобиль уже давно не роскошь, но остальные факторы все еще имеют значение и будут его иметь в обозримом будущем, пока не появятся повсеместные скоростные дороги, проезд по которым сможет себе позволить каждая семья. Но это будет очень не скоро. Да и не факт, что вообще будет, как говорится. Времена меняются. Момент упущен, как говорится.
Со мной часто спорят: Камчатка ничем не хуже Исландии, а может даже лучше. И это так, но по Исландии я проехал на кроссовере Subaru, включая дороги F-категории, куда пускают только полноприводные автомобили из-за бездорожья, камней и бродов. Главное то, что проехал. Какие-никакие, но дороги и возможность подъехать к большинству интересных мест есть. А что на Камчатке?
У вас есть возможность приехать на Камчатку на автомобиле, а потом арендовать вертолет и вездеход, чтобы побывать во всех интересных местах, а еще получить разрешение и прогуляться по нацпарку? У меня тоже нет. Просто потому, что у меня нет столько денег и времени, так как доезд на Камчатку будет ооочень долгим, а все остальное ооочень дорогим.
Доставка автомобиля в Петропавловск-Камчатский обошлась в 150 тысяч рублей по старым ценам в одну сторону. А в Исландию я могу доехать на автомобиле за гораздо более короткое время и с большим удовольствием от транзитных мест, и не надо будет отправлять автомобиль железными дорогами, а потом кораблем, а самому лететь. Или можно арендовать автомобиль прямо в Исландии и увидеть все без вертолета. На Камчатке тоже можно арендовать автомобиль, но есть нюанс – вертолет все равно понадобится.
Я не пытаюсь унизить достопримечательности России. Я люблю Алтай всем сердцем, но понимаю, что большая часть его достопримечательностей не доступна для легковых авто, а доехать из Москвы до Алтая для нормального человека можно минимум за 5-6 дней, что само по себе отбивает все желание ехать. Да, можно прилететь и арендовать внедорожник, и это будет правильно, но цена такого путешествия будет уже здорово кусаться.
Я знаю много людей, которые мечтают попутешествовать по Алтаю, которые рассматривают мои фотографии оттуда и пишут, что надеются когда-то все увидеть своими глазами. Увы, но это реальность. Дорого. Далеко. Просто так не сгонять в отпуск. Надо быть сумасшедшим как я, чтобы тратить все деньги на путешествия, и это не совсем возможно для большинства.
Итого, я всего-лишь провожу сравнительное описание, чтобы было понятно, почему в США автомобильный туризм настолько развит и почему я считаю США лучшей страной для автопутешествий, когда даже нет особой необходимости покидать ее пределы. Опять же, если надо покинуть пределы США, то с американским паспортом можно неплохо прокатиться через Канаду или уехать в Южную Америку, но это уже другой разговор.
В России, со всеми ее прекрасными местами, такого развития автотуризма не будет никогда. Это факт, с которым я однажды уже смирился. Смеясь над разными инициативами развития автотуризма, я всего-лишь понимаю их тщетность. У нас есть автотуризм! Множество людей путешествуют. Путешествуют часто и много, но все это тот самый локально-радиальный туризм, и только изредка мы можем себе позволить реально дальний заезд, а то и не можем.
Только что я вернулся из путешествия на 11 000 километров. Поездка заняла у нас месяц времени, и это при том, что тайминг был очень жесткий, и почти ничего не увидели. Чтобы повторить этот маршрут и увидеть больше, понадобится два месяца времени, а то и больше. Огромную часть времени составляли пустые доезды по местам, где нечего было смотреть: никаких природных парков или достопримечательностей, организованных и доступных, местами даже стоянок не было нормальных и отелей, не говоря уже о скоростных шоссе.
Я представляю, что я мог бы увидеть, проехав 11 000 километров за месяц по США. Это была бы тонна фотографий и несколько различных геозон, начиная пустынями и заканчивая горными массивами. Я мог бы проехать с Востока на Запад по северу, а потом вернуться по югу, увидев много чего интересного и побывав во многих национальных парках или доступных природных памятниках, не говоря уже про развитые туристические места. Это не с потолка мысли – я пересекал США и знаю что можно увидеть и где.
Можно использовать еще один упрек автору: зато в России все природные места не загажены туристами и сохранены, а открой туда доступ – ой, что начнется. Только вот начнется потому, что организовывать мы тоже не умеем пока, а если и организовываем, то только с целью заработка, тогда как деньги уходят явно не на поддержание места. Как пример, ставшие заповедными земли Териберки. Штрафовать умеем не за то, что надо реально, а за то, что проще. Например, проще оштрафовать туриста за подъезд к воде, чем предприятие, слившее туда отходы или дачника, выбросившего холодильник в лесу. Как-то все попытки вроде хорошие (на бумаге), но получаются через одно место.
Что до экологии, то в той же Исландии или в национальных парках США все хорошо. Природа под охраной, звери людей не боятся, никто лес не пилит, в реки масло не сливает. И это при том, что объем туризма огромен, и доходы идут на развитие – появляются дорожки, скамейки, беседки, рейнджеры следят за чистотой и защищают парки. Так может не в туристах дело то, а в отношении организаторов, прежде всего, а уже потом в том, как себя ведут туристы. Если будет все организовано как надо, то не будет этого "ой, что начнется".
Думаю, что многие адекватные читатели, теперь поняли, почему я так люблю США и поездки по ним. Не Байден, не мнимая лучшая жизнь, не джинсы и жвачка так привлекают меня в Америке, а вот эта самая возможность путешествовать на любом автомобиле по стране, и иметь возможность видеть основные достопримечательности. Доступность и возможности, если в двух словах.
Если честно, я бы мечтал, чтобы также было в России. Чтобы можно было сгонять на Алтай, не тратя неделю на доезд в одну сторону, а если и тратя, то проводя ее в прогулках по интересным местам и достопримечательностям, быстро переезжая с места на место по пути, а не в стоянии в пробках и не в тошниловке за чадящими грузовиками по узкой дороге, чтобы потом наверстывать время до глубокой ночи. Но это невозможно при моей жизни, поэтому, понимая это, так люблю поездки на автомобиле по США. Просто там это уже есть. И все тут.
Вы можете не верить, но выложенные в этой статье фотографии были сняты на маршруте примерно 3000 километров (плюс/минус). Сняты за одну неспешную поездку на пару недель с остановками в разных местах. И это около трети тех мест, где я побывал, и меньше одной сотой фотографий, которые сделал за ту поездку. И за это время не было ни одного прогона на 1000 километров по "пустоте", только чтобы куда-то доехать. Равно как не было скучного волочилова по аналогу М5. А еще все места были доступны для проезда на мощном Dodge Charger с задним приводом, а не каком-то там внедорожнике. На внедорожнике я бы нашел другие маршруты, уж поверьте, есть к кому обратиться и с кем прокатиться.
Вот и вся разница. Вот и все ответы, почему любя Россию (некоторые ее места) я так люблю упрекать ее людей за отношение к окружающему пространству, за слив денег на туризм, но постройку собачьих будок, за много чего, что могло бы улучшить ситуацию с путешествиями по России, но не улучшает ее. То ли воровство, то ли пофигизм, то ли все вместе. Грустно. Лично мне, а как вам – не знаю, но надеюсь, что поняли, о чем я написал.
Раз уж завел тему про США, то рекомендую почитать следующие подборки публикаций:
А вообще, каюсь, что имея огромный архив за все то время, которое провел в США, я почти ничего не выкладывал или выкладывал частями. Наверно однажды исправлюсь и буду показывать вам больше отснятого материала.