Найти в Дзене

Историческая справка о Peugeot. Часть 5: Peugeot в автоспорте!

Друзья, привет! Подходим к финишу нашей рубрики с исторической справкой о бренде Peugeot, вишенкой на торте выступит статья о достижениях марки в автоспорте. И да их много, несмотря на то, что бренд Peugeot у нас в России ассоциируется как семейный и недорогой. Как мы рассказывали в прошлой нашей статье, Peugeot начали производить автомобили в 1889 году, они тогда в принципе не могли пользоваться большим спросом, потому что еще во всю использовались конные повозки. А как производителям демонстрировать преимущества нового вида техники? Правильно, устраивать демонстрационные заезды, ставить различные рекорды и трубить о них во всех газетах. Именно этим Пежо начали заниматься уже в 1891 году, установив на модели Type 3 мировой рекорд дальности поездки на автомобиле. Экипаж проехал 1 600 километров по маршруту из города Валентинья в Париж со средней скоростью 13 км/ч. В 1895 году состоялась первая в истории хронометрируемая гонка, это было ралли Париж – Бордо – Париж. Три участвовавших в г

Друзья, привет!

Подходим к финишу нашей рубрики с исторической справкой о бренде Peugeot, вишенкой на торте выступит статья о достижениях марки в автоспорте. И да их много, несмотря на то, что бренд Peugeot у нас в России ассоциируется как семейный и недорогой.

Как мы рассказывали в прошлой нашей статье, Peugeot начали производить автомобили в 1889 году, они тогда в принципе не могли пользоваться большим спросом, потому что еще во всю использовались конные повозки. А как производителям демонстрировать преимущества нового вида техники? Правильно, устраивать демонстрационные заезды, ставить различные рекорды и трубить о них во всех газетах. Именно этим Пежо начали заниматься уже в 1891 году, установив на модели Type 3 мировой рекорд дальности поездки на автомобиле. Экипаж проехал 1 600 километров по маршруту из города Валентинья в Париж со средней скоростью 13 км/ч.

В 1895 году состоялась первая в истории хронометрируемая гонка, это было ралли Париж – Бордо – Париж. Три участвовавших в гонке Peugeot Type 7 финишировали в первой четверке, в том числе и на первом месте. Эта гонка еще примечательна и тем, что в ней состоялся дебют пневматических шин Michelin.

-2

Любой человек, который хоть немного интересуется автоспортом, знает о легендарной гонке «500 миль Индианаполиса», которая, казалось бы, должна являться вотчиной американских пилотов и производителей. Однако, в 1913 году пилот Жюль Гу стал первым европейцем, выигравшим эту гонку, а управлял он автомобилем Peugeot L76, который в свою очередь стал первым европейским автомобилем победителем Инди 500. Автомобиль оснащался двигателем объемом 7.6 литра и установил в 1913 году рекорд скорости на Индианаполисе, разогнавшись до 170.5 км/ч.

-3

После этого автомобили Peugeot побеждали на Инди 500 еще дважды в 1916 и в 1919 годах.

Первым весомым достижением в другой легендарной гонке, 24 часах Ле-Мана, стала победа команды Де Кортанз-Конте в классе 2L(пятое место в абсолютном зачете) на автомобиле Peugeot 402 Darl’mat.

-4

Затем было пять побед Peugeot 404 в «Ралли Сафари» в 60-х, которое регулярно проходило в Восточной Африке.

-5

А также, пять побед Peugeot 504 все в том же «Ралли Сафари», «Ралли Бандама», «Ралли Марокко» и «Ралли Кот-д’Ивуар» в 70-х годах.

-6

Но настоящая история успеха Peugeot в автоспорте началась в 1981 году, когда по предложению многократного чемпиона по ралли в качестве штурмана, француза Жана Тодта было основано автоспортивное подразделение Peugeot Talbot Sport(в дальнейшем просто Peugeot Sport). Именно тогда началась разработка безумного Peugeot 205 Turbo 16, который одержит 16 побед на различных этапах чемпионата мира по ралли в классе группы B. Этот автомобиль завоюет два подряд кубка конструкторов и два подряд чемпионских титула сначала с Тимо Салоненом, а затем и с Юхой Канккуненом в 1985 и 1986 годах соответственно.

-7

Однако, это был последний год существования группы B в чемпионате. Из-за гибели Анри Тойвонена за рулем Lancia Delta S4 на Ралли Корсики, FIA(Международная Федерация Автоспорта) приняло решение исключить эти машины-монстры, так как они были очень быстрыми и опасными. В связи с этим, Жаном Тодтом было принято решение адаптировать Peugeot 205 Turbo 16 для участия в ралли-марафоне «Париж-Дакар». И этот шаг снова принес Peugeot оглушительный успех! Сходу две подряд победы на престижнейшем марафоне(в 1987 и 1988 годах), все на том же Peugeot 205 и это сильно стимулировало продажи модели в Европе, они взлетели к небесам!

-8

В 1989 году на старт марафона «Париж – Дакар» вышла уже другая модель Peugeot, а именно 405. И снова триумф, и снова две подряд победы!

-9

Помимо ралли-марафонов, у Peugeot 405 была еще и версия для соревнований для подъема на холм(Pikes Peak Hillclimb Race). Она участвовала в этом соревновании с 1987 по 1989 год и выиграла два последних из них.

-10

В 1990 году группа PSA принимает решение разделить два своих бренда в автоспорте, что бы они не конкурировали между собой. Citroen достаются соревнования в ралли и в ралли-рейдах, а Peugeot переключается на шоссейные гонки. В рамках этой программы Peugeot выступает в множестве туринговых соревнований, а так же, начиная с 1988 года проектирует и строит Peugeot 905 для участия в чемпионате мира среди спорт-прототипов, по сути этот чемпионат предшественник Серии Ле-Ман и WEC. Автомобиль дебютировал на двух последних этапах чемпионата 1990 года, а управляли им Жан-Пьер Жабуй и Кеке Росберг(тот самый чемпион мире в классе Формулы-1 1982 года, и тот самый отец Нико Росберга, который победит Льюиса Хэмильтона в 2016 году). Те два этапа 1990 года были скорее тестовыми, чем соревновательными, регламент, под который был спроектирован автомобиль вступал в силу только в следующем сезоне.

-11

Начало первого полноценного сезона показало, что 905 уступал как по скорости, так и по надежности своему основному конкуренту Jaguar XJR-14, который мог соревноваться по скорости с большинством болидов Формулы 1 того времени. Тем не менее, 905 смог одержать победу на автодроме Сузука в Японии. А на этапе на Нюрбургринге дебютировала уже полностью обновленная версия 905B, которая не имела ничего общего с предыдущей версией(не считая кабину). 905B до конца сезона одержит победы в Маньи-Куре и Мексике, что позволит Peugeot завершить чемпионат на втором месте в общем зачете.

-12

Сезон 1992 был не таким конкурентным по нескольким причинам. Во-первых, 905 прибавил еще сильнее, а во-вторых, его основной конкурент Jaguar не принимал участие в чемпионате. Из заводских команд в том сезоне, помимо Peugeot, участие принимала только Toyota. Сильная конкуренция была разве что на гонке в Ле-Мане, куда заявились и другие автопроизводители, такие как Mazda и Porsche. В итоге, Peugeot заняли в той гонке первое и третье места.

В сезоне 1993 года группа C прекратило свое существование, однако Peugeot еще до объявления о закрытии этой категории приступил к разработке 905 Evolution 2. По правилам, из-за закрытия категории, автомобиль мог быть заявлен только для участия в гонке в Ле-Мане, где добился исторического триумфа, заняв все три ступени пьедестала.

-13

После этой гонки состоялось несколько значимых событий в истории Peugeot Sport. Спортивное подразделение решило покинуть чемпионат спортивных автомобилей и переключиться на вершину автоспорта – Формулу-1. Практически одновременно с этим, Жану Тодту поступает предложение от Scuderia Ferrari занять должность генерального менеджера гоночного подразделения, где он в дальнейшем станет генеральным директором, выиграет 8 кубков конструкторов и 6 чемпионских титулов с Михаэлем Шумахером(5) и Кими Райконненым(1). А в последствии, в 2009 году займет должность президента FIA(Международная Федерация Автоспорта), дважды будет переизбран на новый срок и покинет этот пост только в 2021 году. Успехи Peugeot в Формуле-1 были куда более скромными несмотря на то, что в 1994 году свои двигатели они поставляли легендарной команде McLaren. По сути, первый сезон был самым успешным, несмотря на низку надежность двигателей, команде удалось завоевать 8 подиумов(шесть третьих мест и два вторых места).

-14

Однако союз McLaren и Peugeot продлился всего один год, в следующем сезоне команда перейдет на двигатели Mercedes-Banz, а Peugeot начнет поставлять двигатели перспективному середняку Jordan GP. С командой харизматичного Эдди Джордана Peugeot завоюет еще 5 подиумов(два вторых места и три третьих) за три года сотрудничества.

-15

В 1998 году, отчасти под давлением правительства Франции, желавшего видеть в чемпионате чисто французскую команду, Peugeot начинает поставки двигателей для команды четырехкратного чемпиона мира Алена Проста Prost Grand Prix. Команда никогда не добивалась значимых результатов, а в том году уже начинала испытывать финансовые проблемы, как итог всего один подиум за три года(2 место) и после провального сезона 2000 года Peugeot покинет Формулу-1, а Prost Grand Prix еще год будет биться в агонии с двигателями Ferrari, после чего тоже покинет чемпионат.

-16

Четырнадцать подиумов на вершине автоспорта кому-то могут показаться неплохим результатом, но не для Peugeot. Зато вернувшись в 1999 году в чемпионат мира по ралли(WRC) с моделью Peugeot 206 WRC, компания практически сходу начинает штамповать победы – берет два чемпионских титула с Маркусом Гронхольмом в 2000 и 2002 году и практически не оставляет никаких шансов Subaru в кубке конструкторов, забирая этот титул три года подряд(2000, 2001, 2002).

-17

В 2004 году Peugeot выставляет на чемпионат мира по ралли модель 307 WRC, это был первый и единственный на данный момент купе-кабриолет в истории чемпионата. 307 уже не добивался таких значимых успехов как его предшественник, однако одерживал победы на отдельных этапах. Основным конкурентом 307 был Citroen Xsara. В сезоне 2005 года сложилась уникальная ситуация в чемпионате, кубок конструкторов забрал Citroen, а второе место занял Peugeot – два бренда одного концерна разгромили всех своих конкурентов. По окончании сезона Peugeot окончательно покинет WRC, что бы снова не конкурировать с Citroen.

-18

В 2007 году Peugeot возвращается в чемпионат мира по гонкам на выносливость(в те годы «Межконтинентальная серия Ле-Ман») с моделью 908 HDI FAP и экипаж Стефана Саразана, Педро Лами и Себастьяна Бурдэ сходу берет титул чемпионов несмотря на поражение(второе место) в гонке на трасе в Сарте(Ле-Ман).

-19

В следующем году в Ле-Мане Peugeot снова берет поул-позицию, но в гонке снова уступает Audi. Зато в 2009 году у Peugeot наконец получается реализовать поул(уже третий подряд) и приходят к финишу на первой и второй позициях. В дальнейшем, до 2012 года 908 HDI FAP одержит победы в 12 часах Себринга и еще несколько раз поборется за победу в Ле-Мане. В 2012 году Peugeot снова объявит об уходе их серии Ле-Ман на неопределенный, на тот момент, срок.

В 2013 году Peugeot решает выставить на Пайкс-Пик своего нового монстра – Peugeot 208 T16. Возвращения к гонкам по восхождению на холм пришлось ждать практически четверть века, но оно того стоило! 208 T16 под управлением Себастьяна Лёба побило постоянный рекорд Pikes Peak более чем на полторы минуты!

-20

В 2015 году Peugeot возвращается на легендарный ралли-марафон «Дакар» и в целом, врывается в чемпионат мира по ралли-рейдам занимая первые два места в своем классе на ралли «Шелковый путь» в том же году на автомобиле 2008 DKR. А в 2017 году, уже на 3008 DKR, команда Peugeot занимает весь подиум на «Дакаре» - победу одерживает Стефан Петерансель, вторым приезжает Себастьян Лёб, а третьим Сириль Депре. В 2018 году триумф повторяет Карлос Сайнс-старший все на том же Peugeot 3008 DKR.

-21

Пожалуй, из значимых достижений Peugeot в автоспорте, можно еще выделить чемпионский титул и два кубка конструкторов выигранных на Peugeot 208 командой Team Peugeot-Hansen в чемпионате мира по ралликроссу(WRX). И если вы не знаете, что это за чемпионат такой, то настоятельно рекомендую посмотреть записи гонок до 2021 года, лично я считаю, что это был самый зрелищный автоспортивный чемпионат на планете – маленькие машинки, мощность двигателей до 600 л.с. и 920 Нм крутящего момента, борьба колесо в колесо! Самая настоящая современная «группа B», да еще и с групповыми заездами! Но да… была… до того момента, как в 2021 году чемпионат мира не перешел на электрокары… Всего в этом чемпионате, помимо титула и кубков конструкторов, Peugeot одержал 21 победу!

-22

Что касается наших дней, в 2022 году Peugeot в очередной раз вернулось в чемпионат мира по гонкам на выносливость(WEC) и участвует в самом престижном и очень конкурентном классе LHM(Le Mans Hypercars). Помимо Peugeot в классе представлены такие автопроизводители как Toyota, Ferrari, Vanwall, Glickenhaus, Isotta Fraschini, а в следующем году в класс вступит еще и Aston Martin с их нашумевшей Валкирией. Peugeot 9X8 пока не одерживал побед – в 2022 году принял участие только в трех этапах чемпионата, 2023 год стал первым полноценным сезоном, команда заняла пятое место в общем зачете и завоевала один подиум(третье место в гонке «6 часов Монцы»), сезон 2024 года завершила на шестой строчке общего зачета снова завоевав один подиум, на сей раз на заключительном этапе чемпионата – 8 часов Бахрейна, но тоже только третье место. Однако, я уверен, что это только начало и очень скоро придут первые победы.

-23

А мы на этом закончим исторический экскурс по бренду Peugeot и в следующий раз перейдем к истории Citroen, в которой тоже есть о чем поговорить.

Подписывайтесь на наш блог и следите за нами в нашем Телеграм канале, что бы не пропустить все самое интересное!