Найти в Дзене
Яхт Дизайн

Носы, форштевни…

Те, кто интересуются водной техникой, наверняка обратили внимание, что последние 8 – 5 лет появилось некое разнообразие в обликах корпусов как небольших, маломерных судов *, так и крупных, океанских. Наиболее характерное разнообразие легко наблюдать в различных формах носов, по судостроительному – форштевнях. Подавляющее количество образов оригинальных, отличных от конвенциальных форштевней, связано с чисто графическими решениями дизайнеров, стремящихся найти новые облики своим новинкам. Легко найти прямые, изломанные, с обратным наклоном форштевни, придающие корпусам стильные образы. Иногда такие решения совершенно функциональны и связаны не только с вопросами стиля, но и с решением неких практических задач компоновок. Например, изломанные форштевни с вертикальной, примыкающей к планширю частью на маломерных корпусах появились в т.ч. от желания при заданной длине увеличить объемы носовой части корпуса. Однако с точки зрения гидродинамики не все подобные экзерсисы оправданы и безопасны

Те, кто интересуются водной техникой, наверняка обратили внимание, что последние 8 – 5 лет появилось некое разнообразие в обликах корпусов как небольших, маломерных судов *, так и крупных, океанских. Наиболее характерное разнообразие легко наблюдать в различных формах носов, по судостроительному – форштевнях. Подавляющее количество образов оригинальных, отличных от конвенциальных форштевней, связано с чисто графическими решениями дизайнеров, стремящихся найти новые облики своим новинкам. Легко найти прямые, изломанные, с обратным наклоном форштевни, придающие корпусам стильные образы. Иногда такие решения совершенно функциональны и связаны не только с вопросами стиля, но и с решением неких практических задач компоновок. Например, изломанные форштевни с вертикальной, примыкающей к планширю частью на маломерных корпусах появились в т.ч. от желания при заданной длине увеличить объемы носовой части корпуса. Однако с точки зрения гидродинамики не все подобные экзерсисы оправданы и безопасны. Рассмотрим наиболее характерные случаи новинок и начнем с маломерок. Форштевень с обратным наклоном получил название X-Bow, (Икс-Боу) и в основном получил распространение в корпусах с хорошей мореходностью в т.ч. парусных лодок. Придает корпусу, кроме стильного вида, хорошие ходовые качества на развитом волнении. Благодаря очень узкой ватерлинии в носу снижает волновое сопротивление, обеспечивает более мягкий вход в волну, снижает вертикальные ускорения, повышает комфорт хода для экипажа. Для парусных яхт увеличивает длину ватерлинии, т.е. предельную скорость движения в водоизмещающем режиме. Недостатки: – корпуса с X-Bow принимают на палубу большое количество воды, требуют существенных усилений корпуса. При бездумном проектировании увеличивают риск зарывания корпуса глубоко в волну. Получил широкое распространение на океанских буксирах и спасателях, вынужденных работать в условиях развитого волнения. Вертикальный форштевень имеет название Axe-Bow ( Экс-Боу, Нос-топор). Характерен еще более узкой ватерлинией на входе. Обладает теми же преимуществами, как и X-Bow в части смягчения входа в волну, предсказуемым, как говорят «линейным» откликом корпуса на волновое воздействие. Кроме того, данная форма форштевня пригодна и для маломерок, В т.ч. глиссирующих. Однако не подходит для движения по диагонали даже к небольшой волне со скоростью сравнимой и более скорости движения волны т.к. вызывает непредсказуемое «рысканье» корпуса вплоть до брочинга** с последующим переворотом корпуса. Этот эффект также ощутили апологеты ломаных форштевней со значительной вертикальной частью от общей длины форштевня, декларирующие сочетание «мягкого разрезания волны» и комфортных носовых объемов. Такие декларации имеют место для высоты волны не более 2/3 от общей высоты форштевня при движении по диагонали к волне. Также корпуса с Axe-Bow имеют повышенную парусность в передней части корпуса, более длинную ватерлинию и, соответственно большую смоченную поверхность и больший вес конструкции, что для глиссирующих корпусов не есть положительно. Wave Piercing (Вэйф пирсинг, WP) форштевни. Характерны для многокорпусных судов. Похожи по профилю на перевернутое лезвие ножа, как бы обратный профиль конвенциального форштевня. Предназначены для предельно узких корпусов, как водоизмещающих, так и глиссирующих судов. Их основное предназначение буквально протыкать волну, пропуская её вокруг себя двигаясь в основном в полупогруженном состоянии. Для многокорпусных судов, где палуба по вертикали достаточно удалена от корпусов это концепция убедительно побеждает конвенциальные решения. Основной чертой корпусов с WP форштевнями является форма поперечного сечения носовой части. Она представляет собой форму водяной капли с более широкой скругленной нижней частою и очень узкой верхней. Это делается для достижения баланса гидродинамических сил воздействующих на корпус при прохождении сквозь волну, что обеспечивает низкое сопротивление и предотвращает слишком глубокое «заныривание» в водную массу. Обеспечивает поддержание высокой скорости при развитом волнении с минимальными вертикальными ускорениями и максимальным комфортом для экипажа. Но за это приходится платить всеми недостатками вышеперечисленных X & Axe-bow форштевней плюс обеспечением необходимой герметичностью корпусов, палуб и надстроек как минимум на 2/3 от общей длины корпуса. Итого. Как можно видеть, все перечисленные форштевни имеют достаточно узкую «специализацию» и выбор формы и концепции графической, функциональной либо, что очень редко встречается, разумного сочетания той и другой приводит к облику корпуса судна, во многом объясняющего его предназначение.

· Маломерное судно – имеющее длину корпуса 20 и менее метров (в РФ и СНГ) и полное кол-во людей на борту 12 и менее.

· Брочинг – непредсказуемый, неконтролируемый резкий уход с курса в циркуляцию, зачастую приводящий к перевороту через наружный борт.