Помните наш рассказ о трёх удивительных победах русского оружия? О том, как князь Воротынский остановил крымскую орду при Молодях, как Голицын-младший громил шведов при Гренгаме, а Румянцев крушил турок при Кагуле? Что ж, настало время перевернуть ещё одну страницу военной истории. И поверьте, она не менее захватывающая.
Потому что сейчас речь пойдёт о том, как Россия преподала урок двум сильнейшим военным державам своего времени. О том, как пришлось глотать слёзы самому Фридриху Великому, и как непобедимая османская армия бежала от русских штыков...
Конец прусской спеси: Кунерсдорфское сражение (1759)
Знаете, что может быть хуже самоуверенного противника? Только самоуверенный противник с репутацией военного гения! Именно таким был Фридрих II Великий, король Пруссии. До встречи с русской армией при Кунерсдорфе он считал наших солдат "ордой дикарей". Ох, как же ему пришлось пожалеть об этих словах!
"Но позвольте, – скажете вы, – разве не Фридрих считался лучшим полководцем Европы?" Именно! И его армия считалась непобедимой. Прусские солдаты маршировали как часы, стреляли залпами как автоматы, а их знаменитая "косая атака" вошла во все учебники военного искусства. И против этой машины для побед выступил... "старичок седенький, маленький, простенький" – Пётр Семёнович Салтыков.
Вы бы видели, как удивлялись русские офицеры! "Как такому простенькому старичку можно было быть главным командиром толь великой армии?" – недоумевали они. А зря! Этот "старичок" начал служить ещё при Петре Великом и знал о войне побольше иных молодых щёголей.
12 августа 1759 года прусская армия подошла к Кунерсдорфу. 48 тысяч отборных солдат против 41 тысячи русских. Казалось бы, силы почти равны. Но Фридрих применил свой коронный приём – "косую атаку". И знаете что? Поначалу всё шло по его плану!
Прусская кавалерия Зейдлица (считавшаяся, между прочим, лучшей в Европе) смела австрийскую конницу как пушинку. Пехота захватила важную высоту. Фридрих уже потирал руки, готовясь праздновать победу. И тут... начинается самое интересное!
Центр русской позиции, которым командовал молодой тогда ещё Румянцев (да-да, тот самый, что потом при Кагуле отличится!), вдруг превратился в неприступную крепость. Пруссаки атаковали его колонной – и получили такой отпор, что сам король ахнул!
А дальше... Дальше случилось то, чего не предусматривали никакие прусские уставы. Русские солдаты, даже оставшись без командиров, продолжали сражаться! Представляете? В то время как вымуштрованные пруссаки без приказа не смели и шагу ступить, наши бросались в контратаки по собственной инициативе!
Знаете, что сделал Фридрих, когда увидел бегущих солдат? Бросился к ним с криком: "Стойте, негодяи! Вы что же, собираетесь жить вечно?!" Красивая фраза, не правда ли? Только не помогла. Особенно после того, как Салтыков бросил в бой свежие силы австрийского корпуса Лаудона.
Финал этой истории просто фантастический. Прусская армия была разгромлена настолько, что под ружьём у Фридриха осталось... три тысячи солдат! "Всё бежит, – писал король на следующий день, – и у меня нет больше власти над войском. Жестокое несчастье, я его не переживу".
А знаете, что самое ироничное? Фридрих действительно искал смерти на поле боя. Стоял на пригорке, опершись на шпагу, под градом пуль. Лошадь под ним убили, а его – нет. Видимо, судьба решила преподать прусскому королю урок посерьёзнее простой гибели в бою.
Вот такая история о том, как "орда дикарей" разгромила лучшую армию Европы. И знаете, что интересно? После этого никто уже не осмеливался называть русских солдат дикарями. По крайней мере, вслух...
Гроза османов: Битва при Рымнике (1789)
А знаете, что может сделать один русский полководец с армией, которая в несколько раз меньше вражеской? Правильно – победить! Особенно если этого полководца зовут Александр Васильевич Суворов. История сражения при Рымнике – это настоящий учебник военного искусства в действии.
Представьте себе: сентябрь 1789 года, река Рымник. С одной стороны – 100-тысячная турецкая армия, с другой – всего 7 тысяч русских солдат и 18 тысяч австрийцев. "Неравный бой?" – спросите вы. О да! Только вот турецкий главнокомандующий Юсуф-паша об этом горько пожалеет.
Знаете, в чём была главная ошибка турок? Они расположились тремя отдельными лагерями, думая, что маленькая армия Суворова не посмеет их атаковать. Ха! Да они просто не знали Александра Васильевича! Когда австрийский принц Кобургский в ужасе показывал ему численность противника, Суворов только усмехнулся: "Нас мало – их много. Помилуй Бог, как хорошо!"
И началось такое... Ранним утром 22 сентября русские войска скрытно переправились через Рымну. "Неужели они совсем безумны?" – наверное, думали турки, глядя на этот дерзкий манёвр. А Суворов тем временем уже разворачивал свой гениальный план.
Сначала он выбил турок из укреплённого лагеря в Тырго-Кукули (представляете – атаковать укрепления, имея в пять раз меньше сил?). Потом разгромил войско Аги-паши у Маринешти. А в финале... В финале случилось то, что историки назовут "образцом полного разгрома превосходящего противника".
Знаете, что особенно интересно? Турецкая кавалерия пыталась разделить русских и австрийцев, но получила такой отпор, что бежала в панике. А когда Суворов зашёл во фланг самому Юсуф-паше... О, это надо было видеть! Турки в страхе бросали знамёна, пушки, обозы – всё, лишь бы спастись бегством.
"Ну хорошо, – скажете вы, – а какой ценой далась эта победа?" И тут начинается самое удивительное! Потери союзников составили около 500 человек, а турки потеряли больше 20 тысяч! Представляете этот разгром? Неудивительно, что после такого Юсуф-паша впал в немилость у султана.
За эту блистательную победу Суворов получил графский титул с приставкой "Рымникский" и целый ворох наград: бриллиантовые знаки Андреевского ордена, алмазный эполет, усыпанную бриллиантами шпагу и орден Святого Георгия 1-й степени. Неплохо для одного сражения, правда?
А знаете, что было самым важным результатом этой победы? После Рымника Османская империя окончательно потеряла надежду вернуть себе Крым и Северное Причерноморье. Более того, ей пришлось признать российский протекторат над Грузией. Вот так одно сражение изменило карту целого региона!
И ведь что удивительно – каждый раз, когда рассказываешь эту историю, кто-нибудь обязательно спрашивает: "Как же такое возможно?" А ответ прост: Суворов. Просто Суворов. С его знаменитым "глазомер, быстрота и натиск". И, конечно, с русскими солдатами, которые, как всегда, не подвели своего полководца.
Послесловие к пяти победам
Знаете, что объединяет все эти пять сражений? Нет, не только то, что они почему-то оказались в тени более "раскрученных" побед. А то, что каждое из них могло повернуть историю России совсем в другую сторону.
Задумайтесь: не устой Воротынский при Молодях – и кто знает, может быть, наша страна повторила бы судьбу Китая под властью маньчжуров. Не победи Голицын при Гренгаме – и Россия могла бы надолго забыть о статусе морской державы. Не разгроми Румянцев турок при Кагуле – и Причерноморье осталось бы османским. А если бы Салтыков не унизил Фридриха при Кунерсдорфе, а Суворов не сокрушил турок при Рымнике?
И ведь что интересно: все эти победы были одержаны не благодаря численному превосходству или лучшему вооружению, а благодаря таланту полководцев и стойкости русского солдата. Может быть, именно поэтому они так важны для понимания нашей военной истории?
В конце концов, разве не в этом суть настоящей победы – когда побеждаешь не числом, а умением? Когда твои солдаты сражаются не за страх, а за совесть? Когда военачальник не прячется за чужими спинами, а ведёт войско личным примером?