Найти в Дзене
Волгаводство

История мотора ЗМЗ 402

Создатель ЗМЗ 402, а в момент своего появления больше известный как мотор ГАЗ-24, был усовершенствованной версией мотора ГАЗ-21. Оба двигателя разработал уроженец Эстонии Гарри Вольдемарович Эварт. Он так же отвечал за разработку всех Газовских карбюраторов и разрабатывал 4022 двигатель с форкамерно факельным зажиганием для 02-й Волги. Конструкция Отличительной чертой на момент выпуска двигателя являлось то что он был полностью алюминиевый, и имел высокую ремонтопригодность благодаря мокрым гильзам, которые можно было просто заменять на новые, не проводя манипуляций с самим блоком цилиндров. Изменение конструкции Первые 10 лет двигатель выпускался с дополнительным верхним силовым поясом крепления мокрых гильз, затем для удешевления конструкции от него отказываются, но в последствии для 2.9 литровых версий мотора для внедорожников УАЗ силовой пояс вернулся. Потенциал мощности мотора Мотор ГАЗ-21 выдавал 75 лошадиных сил, ГАЗ -24 - 95 сил, ЗМЗ 402 уже 100 лошадиных сил, форкамерный змз 4
Последний 402-й
Последний 402-й

Создатель

ЗМЗ 402, а в момент своего появления больше известный как мотор ГАЗ-24, был усовершенствованной версией мотора ГАЗ-21. Оба двигателя разработал уроженец Эстонии Гарри Вольдемарович Эварт. Он так же отвечал за разработку всех Газовских карбюраторов и разрабатывал 4022 двигатель с форкамерно факельным зажиганием для 02-й Волги.

 Гарри Вольдемарович Эварт 1913-1977
Гарри Вольдемарович Эварт 1913-1977

Конструкция

Отличительной чертой на момент выпуска двигателя являлось то что он был полностью алюминиевый, и имел высокую ремонтопригодность благодаря мокрым гильзам, которые можно было просто заменять на новые, не проводя манипуляций с самим блоком цилиндров.

Последний 402-й
Последний 402-й

Изменение конструкции

Первые 10 лет двигатель выпускался с дополнительным верхним силовым поясом крепления мокрых гильз, затем для удешевления конструкции от него отказываются, но в последствии для 2.9 литровых версий мотора для внедорожников УАЗ силовой пояс вернулся.

Блок змз 402(сверху) блок 410 (снизу)
Блок змз 402(сверху) блок 410 (снизу)

Потенциал мощности мотора

Мотор ГАЗ-21 выдавал 75 лошадиных сил, ГАЗ -24 - 95 сил, ЗМЗ 402 уже 100 лошадиных сил, форкамерный змз 4022 на 2.4 литра 105 лошадиных сил, ЗМЗ -410 для УАЗов с увеличением объемом мотора с 2.4 до 2.9 литра, за счет установки гильз и поршней большего диаметра развивал около 115 лошадиных сил. Совсем не много для инжекторных моторов, но достаточно хорошее развитие для карбюраторного двигателя от 75 до 115 лошадиных сил.

Форкамерный ЗМЗ-4022 для ГАЗ-3102 первой серии
Форкамерный ЗМЗ-4022 для ГАЗ-3102 первой серии

Автомобили на которые устанавливался мотор

Волги

Изначально на новую 24-ю Волгу планировалась установка мотора V-6 однако мотор плохо показал себя на испытаниях, поэтому было решено вернуться рядной четверке.

V-6 которого обошел 402-ой
V-6 которого обошел 402-ой

Прочие автомобили

402-й долгое время был основным мотором для УАЗов, Рафиков, вторую жизнь он так же получил в автомобиле ГАЗель. Кто бы мог подумать что мотор разработанный для легковой и представительской на момент 70-ых годов Волги, окажется так кстати грузовой Газели в середине 90-ых.  Нужно лишь уточнить что в других автомобилях например УАЗАах мотор мог отличатся конструкцией головки блока, колокола и прочим навесным, то же самое можно и сказать про 4022-й форкамерный мотор для 02-й волги, у которого была своя головка и карбюратор. Но в основе у этого всего был 402 мотор.

Как ГАЗ-24 стал 402-ым

Мотор получил новый 151 карбюратор, масляный воздушный фильтр заменили на более современный - сухой от 02-й Волги. Контактное зажигание сменило менее прихотливое бесконтактное. Сами водители через переходник ставили на мотор более современную версию масляного фильтра. В общем мотор не плохо осовременили, единственным его архаичным элементом до конца выпуска мотора была набивка вокруг коленвала, которая вечно текла.

Прекращение производства мотора

Производство 402 мотора прекратилось в 2017 году, его выпускали почти пол века.