Найти в Дзене
Wheelie Rider

БЕСПЛАТНАЯ МАШИНА в СССР!

Всем привет!) Под одной из последних статей, где я сравнивал Ямаху РД 350 и Иж Юпитер, в комментариях прослеживалось отчётливое недовольство автором, то есть мной) "Хаешь всё советское, да ты СССРофоб, товарищ. Говоришь Ямаха лучше, но нет, всё лучшее было у нас!". Вот что-то похожее мне пытались вменить и донести некоторые... Что ж, эта статья будет контраргументом! Я не хаю, а вижу плюсы и минусы. Нельзя умалять советское покорение космоса, нельзя умолчать о достижениях в международном спорте, и также я хочу рассказать ещё об одном, как я считаю, советском достижении тех времён. Возможно, машиной это назвать не у каждого повернётся язык, но при виде данного чуда техники на ум приходит именно это слово - машина. Бесплатная машина из СССР, про которую далеко не все знают. Звезда нашей статьи - автомобиль-мотоколяска СМЗ - С3Д. До СМЗ - С3Д выпускалась другая мотоколяска - С3А (в народе Моргуновка). Интересный факт. Мотоколяска С3А получила широкую известность после популярнейшего фил

Всем привет!) Под одной из последних статей, где я сравнивал Ямаху РД 350 и Иж Юпитер, в комментариях прослеживалось отчётливое недовольство автором, то есть мной) "Хаешь всё советское, да ты СССРофоб, товарищ. Говоришь Ямаха лучше, но нет, всё лучшее было у нас!". Вот что-то похожее мне пытались вменить и донести некоторые... Что ж, эта статья будет контраргументом! Я не хаю, а вижу плюсы и минусы. Нельзя умалять советское покорение космоса, нельзя умолчать о достижениях в международном спорте, и также я хочу рассказать ещё об одном, как я считаю, советском достижении тех времён.

Возможно, машиной это назвать не у каждого повернётся язык, но при виде данного чуда техники на ум приходит именно это слово - машина. Бесплатная машина из СССР, про которую далеко не все знают. Звезда нашей статьи - автомобиль-мотоколяска СМЗ - С3Д.
 Автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода СеАЗ (в то время ещё СМЗ).
Автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода СеАЗ (в то время ещё СМЗ).

До СМЗ - С3Д выпускалась другая мотоколяска - С3А (в народе Моргуновка).

Интересный факт. Мотоколяска С3А получила широкую известность после популярнейшего фильма Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Именно после фильма мотоколяска получила прикипевшее к ней навсегда прозвище "Моргуновка". В фильме ей управлял Бывалый. Персонаж, которого сыграл актёр Евгений Моргунов, отсюда и название. Всего было изготовлено 203 291 Моргуновок.
С3А (Моргуновка) в фильме Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
С3А (Моргуновка) в фильме Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
Так почему же мотоколяска - это "бесплатная машина СССР"? Почему именно так я назвал статью? И для чего они вообще существовали?

Если внимательно посмотреть на органы управления СМЗ - С3Д и других мотоколясок, которые, кстати, в разных модификациях выпускались с 1958 до 1997 (возможно неточно), то внимательный и что-то знающий в технике человек поймёт, что разрабатывались эти микро машинки для передвижения на них людей с инвалидностью.

Органы управления СМЗ - С3Д.
Органы управления СМЗ - С3Д.

Были и другие модификации, но привычная мотоколяска имела только ручные органы управления. Газ и сцепление были выполнены на руле в виде симметричных рычагов-лепестков. Переключение передач и торможение, также осуществлялось при помощи рук. В итоге, хоть это и было, пожалуй, не очень удобно, но предоставляло маломобильным гражданам послевоенного СССР огромную свободу передвижения.

Честно сказать, я не так уж давно даже и не предполагал, что такое вообще существовало. Тем более в те уже далёкие времена. Учитывая количество людей с инвалидностью после Великой Отечественной - это очень своевременная и полезная разработка.
Верхние (маленькие) лепестки - газ. Нижние (большие) - сцепление.
Верхние (маленькие) лепестки - газ. Нижние (большие) - сцепление.

Весит СМЗ - С3Д довольно много (около 500 килограмм). Двигатель расположен сзади, как на Запорожце (и Lamborghini)). Кто вообще никогда не интересовался данной темой, тот удивится, ведь приводит в движение мотоколяску всем известный одноцилиндровый двигатель от Иж Планеты 3.

Тут стоит отметить, что это не простой двигатель от Планеты, а доработанный. С принудительным воздушным охлаждением, с более мощным, отдельно стоящим генератором. И, конечно же, самое главное - с электростартером.
Вид на двигатель СМЗ - С3Д.
Вид на двигатель СМЗ - С3Д.

Наличие эл. стартера, это очень удобно. Я бы даже сказал, что его отсутствие на мотоколяске звучит, как что-то невозможное. Стоит отметить, что на всякий случай есть ещё и запасной вариант запуска. Уж не знаю, какую силу надо иметь, но в салоне, где в привычной нам машине располагается какая-нибудь, например, магнитола, можно увидеть этакую "кочергу". Если очень энергично её дёргать на себя, то двигатель запустится, можно сказать, с "кикстартера".

Очень хорошо, что есть альтернативный вид запуска, но сколько видео я не смотрел про это чудо, никто не мог её запустить рукой из салона). Также не стоит забывать про отдачу (эл. стартер и принудиловка охлаждение, это хорошо, но это всё ещё планетовский двигатель). Отдача привычной планеты бьёт по ноге, а в случае инвалидки - наоборот ударяет в обратную сторону и сильно тянет руку, чуть-ли её не "отрывая" (эмоции людей из видео).
Двигатель мотоколяски СМЗ - С3Д.
Двигатель мотоколяски СМЗ - С3Д.

Разгонялась инвалидка неспешно при таком-то весе и с движком от планеты на 12-14 лошадей в зависимости от двигателя, максимальная скорость тоже небольшая и составляет около 65 км/ч.

Может в первые годы выпуска, это были ещё и неплохие характеристики, но ближе к концу, в годах 90-х, это уже было весьма скромно.
Спидометр инвалидки.
Спидометр инвалидки.

Вся дребезжит, дымит, в салоне очень шумно, надо бензин с маслом мешать, большие щели в салоне, а печка не самая эффективная и удобная, поэтому может быть холодно...

Печка располагается в передней части мотоколяски под капотом. Работает на бензине, который находится в отдельном баке и выглядит весьма пугающе) При её виде складывается ощущение, что никто и никогда ей не пользовался... На самом же деле пользовались и (по рассказам) грела довольно неплохо. Только при этом частенько выбрасывала языки пламени из выхлопа)
Обогреватель мотоколяски СМЗ - С3Д.
Обогреватель мотоколяски СМЗ - С3Д.

Несмотря на все недостатки у мотоколясок был огромный плюс, который перекрывал всё. Как и было написано в названии, машинка эта была бесплатной! Конечно, стоит сказать, что не для всех, а только для инвалидов, но именно для этого она и создавалась. Я не претендую на 100%-ные факты в своей статье, можете меня поправлять в комментариях, но именно такую информацию я с удовольствием вычитывал в комментариях людей, которые ей владели или рассказывали о тёплых воспоминаниях об этой машинке, которыми с ними делились их отцы или деды.

Стоит также отметить, что они не только выдавались бесплатно определённым категориям людей с инвалидностью, но ещё и ремонтировались за счёт государства. Кстати, самое неожиданное - раз в пять лет (опять же, можете поправить, но я получил такую информацию) можно было получить новую мотоколяску! По-моему, это очень здравая практика.

Аппарат действительно очень интересный. Давно хочу приобрести себе, но что-то стоящее найти довольно сложно. Очень много переделок с двигателями от мотоблоков, просто максимально ржавых экземпляров, но самое печальное, это отсутствие документов на большинстве мотоколясок.

Кстати, в документах инвалидка обозначается категорией "А". На ней спокойно можно ездить с категорией только на мотоциклы.
Паспорт мотоколяска С3Д.
Паспорт мотоколяска С3Д.

Ещё один известный мне факт заключается в том, что мотоколяски выдавались инвалидам без возможности переоформления на другого владельца. То есть купить её и переоформить на себя (по крайней мере раньше) - было проблематично. Не исключаю, что сейчас таких проблем нет, но могу ошибаться. Как всегда буду очень рад вашим комментариям с замечаниями)

Инвалидка в полевых условиях)
Инвалидка в полевых условиях)

Я был очень удивлён существованию этой чудо-машинки. Не знаю, была ли где-нибудь в мире подобная практика, но советская разработка мотоколясок, а тем более их бесплатная раздача маломобильным гражданам, коими в большинстве являлись ветераны Великой Отечественной - это меня впечатлило и удивило. Надеюсь, из моей скромной статьи вы тоже что-нибудь узнали и чему-нибудь удивились) До новых встреч и спасибо большое за прочтение!)