Николай Геннадиевич Басов — советский и российский учёный, лауреат Нобелевской, Ленинской и Государственной премий. Дважды Герой Социалистического Труда. Один из основоположников квантовой электроники.
Если, глядя вокруг себя, называть людей, благодаря открытиям которых существует тот или иной предмет, то фамилия Басов будет звучать бесконечно. Пробили товар на кассе м Басов, достали телефон — Басов, вошли в интернет — снова Басов. На что ни посмотри, чего ни коснись — всюду Басов! Ведь сложно даже представить себе такую сферу современности, где не используются лазерные технологии. От космоса до сельского хозяйства. От медицины до армии. Нигде без этих ярких световых пучков уже не обойтись.
Сегодня луч лазера никого не удивляет. Лазеры используются в самых разных областях науки и техники. Этому предшествовала многолетняя упорная работа учёных.
Конечно, Басов был не единственным учёным, кто успешно трудился над воплощением в жизнь теории Эйнштейна о вынужденном излучении. Но лишь трое, и в их числе Николай Басов, совершили главный прорыв. Сделали лазерный луч реальным. За что и разделили между собой в середине прошлого века Нобелевскую премию по физике.
К этой науке душа Николая Геннадьевича лежала с самого детства — спасибо папиной сестре, что работала школьной учительницей в их родном городке Усмань под Липецком. У неё маленький Коля гостил каждое лето после переезда семьи в Воронеж. И всегда вспоминал с теплотой и благодарностью:
БАСОВ: Своей увлечённостью математикой и физикой я полностью обязан тёте Таисье. Это она меня научила мыслить и увлекаться миром точных наук.
Николай окончил школу с золотой медалью. Оставалось выбрать ВУЗ. Без всяких сомнений — физмат. И, кто знает, быть может эпоха микроэлектроники и интернета настала б гораздо раньше, если бы не война. В июле 1941 года его призывают в армию и направляют учиться в Куйбышевскую военно-медицинскую академию. Так будущий первооткрыватель в физике стал на время военврачом.
На фронт он попал в 1943 году. Чему мог научиться врач в академии всего за два года? Но, видимо, не зря доктора-наставники говорили про Николая, что он — прирождённый хирург. Случай это подтвердить представился молодому фельдшеру сразу.
БАСОВ: Значит, копают землянки солдаты. И у одного солдатика случился аппендицит. Его надо резать. Я всего один раз видел, как профессор удаляет аппендицит, я ему чуть-чуть ассистировал, подавал разные инструменты. Я поставил четырёх солдат, которые держали простыню — сверху-то сыпались земля и песок. Дал полстакана спирта вместо наркоза и сделал операцию!
Басов служил на 1-м Украинском фронте командиром санитарного отделения. И пусть формально он считался ассистентом врача, на деле приходилось совершать настоящие медицинские подвиги. Один из боёв за освобождение Польши был особенно затяжным и кровопролитным. Несколько суток без сна. Весь врачебный состав не выходил из операционных. Санитары под шквальным огнём отправлялись за ранеными и очень часто не возвращались уже никогда. Николай Геннадьевич Басов тащил на себе с поля боя двух молодых солдат. Каждый из них получил по немецкой пуле в живот — это одно из самых тяжёлых и безнадёжных ранений. Счёт шёл на минуты. В полевом госпитале Басову нужно было принять сложное решение: кого оперировать первым.
БАСОВ: Глядя на этих ребят, я понимал, что успеть спасти можно лишь одного. А они, кажется, были даже младше меня. Я видел, как быстро их покидает жизнь. Но если начать операцию немедленно, шансы выжить у них были равными. Мне предстояло стать высшим судьёй. Как сделать выбор? Кого из них снова обнимет мать, а кто умрёт в муках? И я решил оперировать сразу обоих.
На двоих пациентов был не только один неопытный хирург, но и единственный набор инструментов. Басов успевал стерилизовать и резать одновременно. Тогда ему удалось спасти сразу две солдатские жизни. А вот свою собственную он дважды чуть не потерял уже после Победы. В Берлине его батальону противохимической защиты поступил приказ: ликвидировать химзаводы в предместьях германской столицы. Во время дезактивации иприта, Басов получил тяжелое поражение ног. В другой раз — отравился цианистым калием. На несколько месяцев ослеп, а гемоглобин в его крови упал до критической отметки. Коллеги-врачи разводили руками: «Не доживёт до утра!» Но молодой организм справился. И в конце 1945 года, демобилизовавшись из армии, будущий создатель лазера благополучно вернулся в СССР.
Через всю войну он пронёс в своём вещмешке две тоненькие книжки: «Основы теории относительности» Эйнштейна и «Квантовую теорию излучения» Вальтера Гайтлера. Николай Басов ни на день не забывал и о мечте стать учёным-физиком. Но в Москве его ждало разочарование: приём в МГУ был окончен. Николай уже собирался ехать к родителям в Воронеж, когда на трамвайной остановке ему случайно попалось на глаза объявление:
Московский механический институт извещает фронтовиков о дополнительном наборе на зимний семестр.
Это была судьба. Спустя пять лет он успешно защитит диплом, затем кандидатскую, докторскую. Но область его исследований многим представлялась словно из мира фантастики. Басова называли шарлатаном от науки. Считали эти изыскания бесполезными. Его последователь в изучении лазеров — профессор Анатолий Ораевский рассказывал:
ОРАЕВСКИЙ: Я не припомню более драматичной защиты докторской диссертации, чем была защита диссертации Николаем Геннадьевичем Басовым. Сейчас кажется непонятным, что работа, которая впоследствии была удостоена Ленинской и Нобелевской премий, вызвала такую неоднозначную оценку. Невольно ещё раз вспомнишь старую истину: «Новое и великое рождаются в муках».
Но Басов не сомневался в будущем своих открытий. Уже в 60-х годах он предсказал то, что никак не могло уложиться в головах людей, привыкших крутить антенну, чтобы смотреть две программы на своих черно-белых телеэкранах.
БАСОВ: Вообразите, как тысячи цветных телевизионных каналов бегут по одной единственной нити связи!
Пройдут десятки лет, и смелое предсказание сбудется. Трансконтинентальные магистрали опутают оптическим волокном всю планету. Лазерные лучи начнут молниеносно переносить по ним колоссальные объемы информации. Квантовая электроника совершит переворот в технологиях, превратив мир вокруг — в жизнь на грани фантастики.
Слушайте программу «Офицеры» в эфире Радио ЗВЕЗДА.