В республике появился новый подвид аферистов – почтальоны необыкновенные
Недавно в Минцифры предупредили о новой разновидности старого обмана: мошенники, желающие выманить пароль от Госуслуг, стали натягивать на себя маску добропорядочных «печкиных».
«Вам могут позвонить, представившись сотрудниками «Почты России», и сообщить о заказном письме, которое якобы ожидает вас. На первый взгляд, это может показаться вполне обычным звонком, но не спешите доверять!», – рассказали в республиканском ведомстве.
Ложные почтальоны предлагают способ доставки письма – электронный или бумажный. И тут же просят назвать код из смс. На самом деле это сообщение от Госуслуг с кодом для входа. Заполучив его, аферисты получат доступ к вашим личным данным и будут оперировать ими в своих интересах – например, возьмут кредит на ваше имя.
Схемы отъема денег у населения становятся настолько изощренными, что больше никто не может чувствовать себя в безопасности. Мы решили вспомнить, как изворотливые мошенники обкрадывали доверчивых жителей Луганщины в этом году.
Представлялись операторами связи и банковскими работниками
Это может быть как простейший «развод», когда псевдо-оператор выманивает персональные данные, например, сообщая, что нужно «продлить тариф вашей сим-карты», так и часть многоуровневой схемы, к которой поэтапно подключаются другие персонажи («сотрудники Госуслуг», «сотрудники банков» или различных ведомств).
Свердловчанка лишилась 1,2 миллиона рублей после серии телефонных звонков. Вначале жертве позвонил лжесотрудник мобильного оператора и под предлогом продления договора выведал ее личные данные. Позже с женщиной связался мужчина, представившийся сотрудником «Госуслуг». Он «предупредил», что ее данные выведали мошенники, и теперь нужно как можно скорее обезопасить ее сбережения.
Следующим в цепочке был лжесотрудник банка, который убедил свердловчанку перевести денег на «безопасный» счёт – он, разумеется, принадлежал самим аферистам.
Аферисты эволюционировали до того, чтобы звонить с номеров, дублирующих настоящие номера банков – например, номера 900, который принадлежит «Сберу». Правда, звонят не по телефону, а с помощью мессенджеров, но не все граждане понимают разницу.
Притворялись родственниками, попавшими в беду
Еще одна классическая развод-схема, которая, в основном, действует на пожилых людей, готовых отдать последнее, чтобы выручить детей или внуков.
Звонящий «разводила» может представиться сотрудником правоохранительных органов, ошарашить человека «новостью», что кто-то из его близких стал виновником ДТП, и предложить откупиться от тюрьмы кругленькой суммой.
Может объявиться и сам «родственник».
Одному из журналистов «Блокнот Луганск» позвонила «дочь». Захлебываясь рыданиями, она сообщила, что ее увезли на «скорой», и попросила срочно перевести деньги на карту подруги, которая оказалась рядом. Простой уточняющий вопрос «как твое отчество, доченька?» – и телефонный звонок был сброшен.
Но надо отдать должное актерской игре: если бы у нашего коллеги и впрямь была дочь, он мог в тревоге за нее отправить деньги на лечение прежде, чем обнаружил подвох. Чужой голос, учтите, отлично маскируется истерикой.
Предлагали увеличить пенсию
Летом луганским пенсионерам активно звонили с предложением увеличить пенсию, поскольку у них якобы нашли «неучтенный стаж».
Пожилых людей, поверивших в легенду, приглашали в отделения Соцфонда или МФЦ, причем называли настоящие адреса, чтобы усыпить бдительность. Но для записи «на прием» требовали сообщить паспортные данные, ИНН, СНИЛС и назвать код из СМС.
Никакая запись, конечно, таким образом не подтверждалась. Аферисты получали доступ к аккаунту пенсионера на «Госуслугах» и оформляли кредит на его имя.
Платно пересчитать пенсии, пособия и различные выплаты предлагали и лже-юристы.
Создавали многоуровневую схему обмана, рассчитанную на конкретного человека
Пожалуй, самую сложную развод-схему провернули с одним из наших земляков – начальником цеха Луганского прижелезнодорожного почтамта.
Раньше мужчина работал инженером по охране труда в «РЖД-Медицина». Первый аферист представился его бывшим работодателем – главврачом данной организации. Он сообщил, что в организации якобы произошла серьезная утечка данных.
Вскоре позвонила вторая участница схемы – девушка, представившаяся сотрудницей финмониторинга. Она огорошила луганчанина «новостью», что на его имя пытаются взять кредит в размере 4 миллионов рублей, и предложила оформить этот кредит самостоятельно, чтобы оставить мошенников с носом. А потом перевести на «безопасный» счет.
Мужчина перевел деньги махинаторам и опомнился только тогда, когда все его счета оказались заблокированы из-за подозрительных операций.
Меняя личины, мошенники всегда преследуют одну и ту же цель – ободрать вас как липку. Поэтому будьте начеку. Не сообщайте никаких кодов, паролей и личных данных по телефону. Если речь заходит о ваших деньгах – сразу кладите трубку.