Найти в Дзене
Культурный коТ

«Трасса» & День Матери

«Трасса. Цена молчания» - новый сериальный проект режиссёра Душана Глигорова по сценарию Олега Маловичко в жанре психологического детективного триллера. Здесь, как и в «Хрустальном», создатели проекта поднимают острый вопрос взаимоотношений человека со своим прошлым. Подобно следователю Сергею Смирнову («Хрустальный») главная героиня «Трассы» Светлана хранит в своем шкафу немало скелетов, надеясь, что они никогда не выползут на свет. Но в отличие от Смирнова память не послала Светлане/Стрелке ложно спасительного забвения. Она прекрасно помнит все, что произошло с ней много лет назад, и все, что за этим последовало. События прошлого накладывают мрачную печать на сегодняшний день Светланы, но она не решается что-либо изменить, и только изобретает болезненно-извращенные способы жить с этим тяжким грузом. Однако жизненные обстоятельства складываются таким образом, что ей приходится отправляться в прошлое во всех смыслах. Чтобы найти пропавшую дочь, она не просто возвращается в город своег
Оглавление
«Трасса. Цена молчания» - новый сериальный проект режиссёра Душана Глигорова по сценарию Олега Маловичко в жанре психологического детективного триллера. Здесь, как и в «Хрустальном», создатели проекта поднимают острый вопрос взаимоотношений человека со своим прошлым.

I

Подобно следователю Сергею Смирнову («Хрустальный») главная героиня «Трассы» Светлана хранит в своем шкафу немало скелетов, надеясь, что они никогда не выползут на свет. Но в отличие от Смирнова память не послала Светлане/Стрелке ложно спасительного забвения. Она прекрасно помнит все, что произошло с ней много лет назад, и все, что за этим последовало. События прошлого накладывают мрачную печать на сегодняшний день Светланы, но она не решается что-либо изменить, и только изобретает болезненно-извращенные способы жить с этим тяжким грузом.

Однако жизненные обстоятельства складываются таким образом, что ей приходится отправляться в прошлое во всех смыслах. Чтобы найти пропавшую дочь, она не просто возвращается в город своего детства, где с ней происходили ужасные вещи. Она напрямую сталкивается с людьми, причастными к тем драматическим событиям.

Не буду подробно разбирать несомненные кинематографические достоинства «Трассы» - это лучше меня сделают профессиональные критики и любители, давно набившие на этом руку. Сегодня я хотела бы обратить внимание на то, что «Трасса», как и «Хрустальный», претендует на серьезное исследование внутренней драмы человека, порожденной не только самими трагическими событиями его жизни, но и тем, как эти события переживаются впоследствии. И какую роль в этих переживаниях играют самые близкие люди.

С этой точки зрения, «Трасса» - это про всех нас. Ибо, как ни больно признать, зачастую взрослые/родители покупают свое спокойствие и здоровье за счет собственных детей, игнорируя их беды и страдания, маленькие и большие, обесценивая их значимость или попросту, замалчивая сам факт этих страданий.

И создатели сериала, используя весь арсенал художественно-выразительных средств, наглядно показывают нам весь механизм формирования подобного конфликта, достижения его своего пикового состояния и реализации в виде полной трансформации взаимоотношений и внутреннего состояния человека, достижения им нового самоощущения.

Героиня фильма предстает в фильме в двух ипостасях: как дочь, и как мать. В этом смысле она оказывается словно между двух жерновов, поскольку ее отношения как со своими родителями, так и со своей дочерью – крайне болезненны и мучительны. И это тоже – цена молчания. На этот раз, молчания самой героини. И только крайние обстоятельства (дабы не спойлерить, говорю весьма обтекаемо), вопрос жизни или смерти – создают те условия, когда она начинает ГОВОРИТЬ. Назвать самые страшные вещи – их настоящими именами. Это – еще та задача! Пройти через это горнило, это чистилище – не всякое сердце выдержит, не каждая душа справится.

И в этом смысле создатели «Трассы» идут дальше и глубже, чем в «Хрустальном», показывая, как нерешенные проблемы взрослых передаются их детям. Что происходит с нашими детьми, когда мы отказываемся решить свои собственные проблемы? - через самые разные жизненные ситуации и обстоятельства. Но в этом сериале, как и в «Хрустальном», эти жизненные ситуации доведены до своего максимального проявления, до уровня максимальной болезненности и страдания. Они же подводят героев к некоему водоразделу, некоей «красной черте» в их жизненном пути. Точнее, этот водораздел является не просто вопросом – как жить дальше? А – жить ли вообще? Главные герои должны сделать выбор не между разными вариантами дальнейшего жизненного пути. А между жизнью и смертью в прямом смысле слова.

-2

II

У «Трассы», как и любого другого сериала, есть своя специфическая целевая аудитория. Но и она не монолитна, а сегментирована. Есть разные группы зрителей, которые в этом фильме увидят для себя и вынесут оттуда, как личную ценность, что-то индивидуально свое. И среди этих зрителей найдутся те, кто увидит в сюжете сериала определенное созвучие, соответствие своим собственным личным трагедиям; у кого нечто похожее происходило в их жизни. Причем, не обязательно это было физическое насилие. Любые формы насилия, включая психологическое, могут оставлять не менее тяжелый след и травмировать ребенка настолько, что впоследствии ломают ему всю жизнь.

Я полагаю, что для таких зрителей «Трасса», как и «Хрустальный», могут обладать определенным целительным психотерапевтическим эффектом.

Вместе с героями фильма, сопровождая их, сопереживая им, погружаясь в атмосферу происходящего именно через художественные образы, через инструменты кинематографического искусства, зрители получают возможность погрузиться одновременно в свой собственный внутренний мир. Забытый. Загнанный в подвалы подсознания. Могут разглядеть в событиях фильма знакомые схемы, этапы вызревания и развития этой большой беды, что постигает порой человека. Таким образом зрительская душа откликается на свой собственный схожий жизненный сценарий.

Зритель сопереживает герою через угадывание этих похожих ситуаций. Узнает самого себя. И это создает определенную связку между зрителями и героями «Трассы». Зритель начинает доверять герою, а герой ведет зрителя за собой. Пройдя в таком тандеме все этапы трансформации, персонажи открывают зрителю безо всякой назидательности некое откровение, предлагают путь решения проблемы, и зритель соглашается. Не только сознанием, но и сердцем говорит – да!

Безусловно, после просмотра «Трассы» многие из нас уже не будут прежними. У многих начнется уже самостоятельный внутренний процесс самоанализа, пусть даже бессознательного, на уровне эмоций и оплакивания самого себя. Начнется собственная душевная работа по переосмыслению своей жизни. Возможно, после просмотра фильма нужно время, чтобы тот эмоциональный шторм утих, горизонты очистились и пришла ясность понимания. Но главное, что мы сделаем самые первые шаги. И очень повезет тому, чьи родные и близкие проявят достаточное понимание, пойдут навстречу и согласятся прервать свое молчание.

Если хотите наладить отношения со своими детьми, даже взрослыми – дайте им выговориться!