Сразу скажу, что по моему мнению фильм не о старении женщины, и не о том, что общество заставляет актрис идти к пластическим хирургам. Несмотря на то что эти темы тоже затронуты, основная задумка авторов в другом. И так как я прочитал с десяток статей, которые далеко не полностью раскрывают идею замечательного хоррора Субстанция, то решился сделать этот детальный разбор. Чтобы максимально раскрыть задумку авторов пришлось написать длинный текст, потому что коротких поверхностных и без меня уже много написано.
На мой взгляд, «Субстанция» о расщеплении личности на собственное «Я» и то альтер-эго, которые мы созидаем, чтобы подстроиться под общественное ожидание, под тот общественный запрос, или образ, "хорошего человека", который неизбежно возникает в любом обществе. Обществом в данном случае будет выступать как социум любой страны в самом широком смысле, так и более узкий круг людей, который непосредственно нас окружает в семье, на работе, в кругу друзей, или даже в локальной субкультуре. Давление общества (в широком смысле) на женщину, или актрису, которое подталкивает её к различным хирургическим вмешательствам в собственное тело - лишь частное проявление проблемы, которую поднимают авторы. Сеттинг Голливуда использован в первую очередь по той причине, что у любой публичной личности проблема проявляется на несколько порядков ярче. Чтобы продемонстрировать свою мысль, я далее прибегну к более, так сказать, приземлённому примеру, чем показан в фильме, параллельно интерпретируя и сюжет Субстанции.
Например, вы устроились на новую работу и попали, соответственно, в новое для вас общество в узком смысле этого слова (рабочий коллектив). И спустя короткое время вы узнаете, что подавляющее большинство в этом коллективе любит настольный теннис и играет в него. А вам не нравится настольный теннис, вы любите вечером сидеть перед телевизором с вином и пересматривать фильмы 90х. Вас вообще не привлекает спорт, вы не хотите тратить на него свое время, вы предпочитаете хороший алкоголь в компании с хорошим фильмом. Но вы не без амбиций, вам в целом интересна ваша новая работа, вы понимаете, что можете построить хорошую карьеру на новом месте, вам нужен и статус, и деньги, которые она может вам дать. Но все там любят чертов настольный теннис, а вы вообще его не любите. Но в то же время коллеги (а главное - ваш босс) находят в нем много хорошего. И если вам он не нравится, то это не значит, что более лучшая версия вас, которая могла бы заниматься спортом, не полюбила бы настольный теннис и не начала бы в него играть с целью карьерного роста. И вот вы тоже решаете притвориться, что настольный теннис вас привлекает. Даже больше - вы его обожаете. В этом нет ничего предосудительного, это вообще для здорового образа жизни, и помогает влиться в коллектив, быть в нём более эффективным. Для коллектива ваше оригинальное «Я» кажется скучным и ненужным, ведь оно не играет в лучшую игру из возможных - настольный теннис. А созданная вами лучшая версия играет. И вам очень удобно жить с новой версией себя, которая без ума от настольного тенниса. Вы можете во время игры неформально пообщаться с боссом, высказать ему свои идеи, показать, что вы эрудированный и перспективный сотрудник. И это дает результат: коллектив вас принимает и начинает ценить, руководство вас отмечает, вы получаете продвижение по службе. В фильме Элизабет тоже наступил момент, когда ей стало жизненно необходимо создать более лучшую версию себя. И так как для достижения её целей была нужна молодая красивая женщина с идеальной попкой, то такая из неё и выходит. Полагаю, что вы поняли к чему я клоню. Повторюсь, что фильм не об актрисах, не о пластической хирургии и не о старении - всё это приемы для демонстрации крайней степени проблемы: вынужденного расщепления собственного «Я» на личное и общественно-ожидаемое.
У любого публичного человека это будет выражаться гораздо сильнее, чем у бухгалтера, или слесаря. Но не затрагивает эта проблема только человека живущего вне общества. Для иллюстрации проблемы в его максимальной форме авторы фильма взяли актрису, которая неизбежно должна подстраиваться под мнение общества для достижения своего результата, который выражается в максимальном признании, а потом и в гонорарах. И чем шире покоряемая аудитория - тем лучше. Но тем и сложнее, так как надо улавливать все ее колебания, подстраиваться под них, выглядеть не той, кто ты есть на самом деле, а именно той, которую хотят видеть твои зрители, твоя аудитория, твое общество.
Но вернемся к нашему примеру со странным коллективом, который жить не может без настольного тенниса. Вы успешно играете в него с коллегами, двигаетесь по службе, но дома, в свободное время от тенниса, вы по прежнему проводите прекрасные вечера с вином и любимыми фильмами 90х.
В терминологии фильма в этом случае вы соблюдаете баланс между своим «Я», у которого есть стремления, предпочтения, желания, любимые занятия. И между своим альтер-эго, которые вы вынужденно создали на работе для обольщения руководства. И до поры до времени эти 2 личности не вступают в конфликт. В фильме это выражено через семидневные циклы. В фильме тоже взят пример с работой, когда 7 дней «улучшенная версия себя» усердно работает, а потом оригинальное «Я» отдыхает дома перед телевизором. В фильме неоднократно подчеркнуто, что эти личности суть одно целое, что они могут существовать лишь в строгом равновесии.
И вот вы приходите на корпоратив, начинается непринужденный разговор. И коллеги в разговоре жестко критикуют людей, которые по вечерам пьют вино перед телевизором. А особенно они критикуют ваши любимые фильмы 90х, и всех тех, кто их смотрит до сих пор. И вот дилемма: защитить ли в ответ ваши любимые фильмы, или тоже наброситься на них с критикой? Но тут же никто не знает о вашем пристрастии, так что можно и соврать для того, что поддержать свой образ любителя тенниса и добавить к этому образу ещё и нелюбовь к фильмам 90х. Криминального ничего в этом нет, да и трагедии тоже никакой нет. Так что выбор очевиден: задвинуть в чулан за стенкой в ванной комнате свою настоящую личность (как это сделала Сью), чтобы никто о ней по возможности не узнал. От неё вообще одни проблемы. Её никто тут не способен полюбить и понять.
И вот ваши «рабочая» и «настоящая» личности вступили в конфликт, из которого в фильме победителем вышла Сью. В жизни описаная мною ситуация не так уж и редко бывает, когда мы вынуждены врать друзьям, или коллегам, или семье о своем внутреннем состоянии, о том, что нам на самом деле нравится, или не нравится, что мы любим, или не любим, а самое главное о том, кого мы любим, или не любим.
Но ничего не проходит бесследно. Если одна личность начинает доминировать, то вторая начинает увядать. В фильме это выражено через нарушение баланса, когда Сью решает продлить на одну ночь своё присутствие, и у Элизабет один палец превращается в уродливый отросток. Всё ещё ничего страшного, потому что это позволило Сью (читай вашему альтер-эго) получить удовольствие и продвинуться по службе, а ведь вы одно целое, необходимо об этом помнить. То есть удовольствие от результата в карьере получили вы оба, но небольшой частью своего настоящего «Я» пришлось немного пожертвовать.
Далее в фильме следует отличная сцена когда Элизабет хочет пойти на свидание с бывшим одноклассником. В фильме у неё никого нет, даже друзей, и ей не с кем побыть самим собой. Но истинная личность хочет раскрыться перед кем-то, она тоже хочет быть любимой и ценимой, ей осточертело, что все вокруг говорят о Сью, и никто о ней. Аналогично как в нашем примере вам бы так хотелось обсудить фильмы 90х хоть с кем-то открыто. Но проблема в том, что фильмы 90х для многих сегодня вообще не интересны. В них ничего нет про модный здоровый образ жизни, про современных героев комиксов и так далее. И вот Элизабет решается на звонок, потому что уверена, что если кто-то и способен оценить её настоящую - то это тот самый одноклассник. Судя по его словам, он всё ещё от нее в восторге.
Она готовится к ужину, закрывает перчатками свой изъян. А в нашем примере вы бы решили ни слова не говорить на свидании о настольном теннисе, а свободно раскрыться перед кем-то о своих истинных интересах. Элизабет делает хороший макияж, чтобы представить саму себя во всей красе. А она вообще-то оскароносная актриса. И хоть ей и за 60, но выглядит для своего возраста она потрясающе. Она вообще-то была уверена, что всем вполне нравится до момента, когда случайно в туалете подслушала разговор своего начальника по телефону. Именно этот пугающий контраст между восприятием себя самой и восприятием себя окружающими людьми поверг героиню в такой шок и уныние. Именно в этот момент создалась ситуация, когда ей потребовались услуги по созданию улучшенной версии себя. Той версии, которая будет воспринята максимально положительно всеми вокруг. В случае с Элизабет - это все зрители, поэтому такой акцент авторы делают на попку Сью в кадре, ведь она выглядит существенно лучше, чем у Элизабет, она выглядит именно так, чтобы у соперниц на прослушивании не осталось ни малейшего шанса. В нашем примере из вас появляется любитель тенниса, а в случае какого-нибудь адвоката может наоборот появится заядлый пьяница, чтобы подружится с клиентами. Я ещё раз хочу подчеркнуть, что фильм не об актрисах и актерах. Поднятая в нём проблема в разной степени касается всех людей, проживающих в обществе. Для демонстрации этой идеи в фильме есть доктор (мы его тоже видим в обоих ипостасях), который проходит через тот же самый процесс, хотя не является ни женщиной, ни актером.
Вернемся к Элизабет, которая сделала макияж, надела платье, решила быть самой собой и выдвинулась на свидание. Но в окне увидела плакат Сью. И вот она смотрит на неё и понимает, что Сью нравится всем, а она никому. В нашем примере с теннисом и фильмами 90х наша героиня поняла бы, что скучные эти и несовременные фильмы реально никому кроме неё понравиться не могут. В фильме Элизабет пытается исправить положение макияжем, как-то сделать себя похожей на Сью, но при этом остаться собой. Однако это невозможно. Либо надо раскрываться перед одноклассником в своем истинном обличии, либо остаться дома, чтобы потом явиться перед обожающими её зрителями в образе Сью. В нашей приземленной истории героиня навсегда бы решила больше никому и никогда не рассказываться о своих настоящих увлечениях. А по возможности вообще бы от них лучше избавится, чтобы не позориться перед "приличными людьми".
А далее может так случится, что остановиться уже невозможно. Вы выясняете, что заместитель босса обожает собак, и вы заводите одну себе, чтобы вместе гулять с боссом в парке. Тоже ничего плохого в этом нет, многие заводят себе собак, берут их из приюта, и вообще им помогают. А сам босс любит кошек, и вы находите миленькую кошечку, чтобы скидывать боссу красивые форточки своего питомца, получать в ответ от него сообщения и неизменно идти к своей цели в получении должности начальника департамента с прибавкой к зарплате.
Но все эти действия будут замещать ваше «Я». В фильме Сью захватывает власть над телом Элизабет. Она буквально его перекачивает в себя и получает хорошие дивиденды - головокружительную карьеру. Она добивается отличного результата своей лучшей версией себя с красивой попкой, с настольным теннисом, собаками, кошками и бог еще знает чем, что может быть придумано в угоду народной любви. Но ее настоящая личность никуда не делась, она по прежнему лежит в чулане и превращается в задавленного и высушенного урода, который не способен даже выйти из квартиры, когда бодрствует.
Я сначала не понял, зачем босс Элизабет так мерзко показан в фильме. Кто-то в обзорах пишет, что это образ мужика, который заставляет женщин жалеть об ушедшей молодости. Но тут дело совершенно в другом. Когда внешняя личность развивается, то внутренней становится сложно понять свои внутренние стремления. На самом деле довольно сложно осознать, чего я хочу на самом деле. Не что я должен, не к чему я привык, не что от меня ожидают, а именно - что я хочу. А так как внешняя личность начинает замещать и высушивать внутреннюю, то последняя уже самостоятельно не способна к чему-то стремиться, она начинает забывать себя. Элизабет сидит днями и ночами перед телевизором. И когда хочет от него оторваться, то берет с полки кулинарную книгу. Своего у неё уже ничего нет, а это подарено её бывшим боссом. Она прекрасно понимает, что боссу на неё начхать, и вообще он ей глубоко отвратителен. Она знает, что этот подарок - это отмазка и пустышка. Но он получен от другого знакомого человека, и легче принять его, чем пытаться размышлять о своих желаниях, возвращаться к попыткам понять, кто ты есть на самом деле. Так проще. Поэтому она готовит по этой кулинарной книге, ей это не нравится, это выглядит отвратительно (и выразительно отвратительно показано в фильме) , но она продолжает это делать, потому что это хоть что-то отличное ещё от Сью. Элизабет передразнивает Сью, завидует ей, потому что без её образа она никому не интересна. И она очень зла, что эта её часть получала столько любви и внимания, которых уже не получит она. Но Элизабет так хочет этого внимания, что готова получать его уже любыми способами, в том числе и выжимая последнее из своего образа Сью, который уже вот-вот разрушится.
Но рано или поздно задушенная внутри личность начинает пробиваться наружу. Все мы устаем и не молодеем. Притворство - тяжелый труд, который выматывает и высасывает, как показано в фильме буквально. И отдых требует выхода на свет своего истинного Я. В фильме это четко передано через необходимость меняться телами и соблюдать баланс. Однажды Элизабет проснулась и оказалась уже таким уродом, что решает уничтожить Сью во чтобы то ни стало. Но даже видя, что делает с ней Сью, она не может ее убить. Остановившись в последний момент, она говорит, что сегодня у них со Сью важный день, что у них много дел, что они не могут бросить всю проделанную работу. И она решает всё же оживить Сью, которая в бешенстве забивает до смерти Элизабет (своё настоящее я), которая посмела на мгновение усомниться в необходимости её существования.
И вот Сью, казалось бы, свободна, и идёт на главный вечер в своей жизни. Она должна предстать перед зрителями во всей красе. Но без своего настоящего «Я» она не может существовать. Она лишь фантазия, нарисованная Элизабет красивая картинка. Она не более чем тот образ, который мы порой придумываем для окружающих нас людей, чтобы им понравится, чтобы существовать с ними в комфорте и гармонии, чтобы заслужить их доверие, дружбу, внимание, или расположение. Но отдельно от нас этот образ существовать не может. А потому Сью начинает рассыпаться. В фильме показано натурально, как Сью разваливается на части. У Элизабет со Сью совершенно стерлась грань между враньем и истинной личностью, она окончательно запуталась в себе и решает выполнить перезагрузку через порождение еще одной, на этот раз комбинированной, версии.
К чему это в фильме привело, мы видим на экране. Истинная Элизабет и выдуманная ею Сью сливаются в одно тело. Это попытка примерить обе личности обратно в себе и выйти в таком виде к людям, которых систематически обманывала на протяжении долгого времени. Сью при этом лепит на лицо фото Элизабет, потому что настоящей той самой Элизабет уже не осталось. Есть только искаженный урод внутри Сью. И вот это существо выходит к зрителям, предстаёт пред ними тем единым существом, который получился после слияния двух образов (до неузнаваемости искаженного личного «Я» и разваливающегося общественного альтер-эго). Результат в фильме показан замечательно, максимально красочно и доходчиво.
Финальная сцена говорит нам о том, что если на протяжении долгого времени постоянно врать о себе окружающим и самому себе, то граница между созданным для общественности образом и настоящим «Я» рано или поздно сотрется, и ты перестанешь различать истину от того, что ты наврал. Когда образ перед зрителями разрушился, и людям начала открываться настоящая Элизабет, совмещенный образ превратился в кашу, что в фильме продемонстрировано буквально. Когда остатки Элизабет доползают до голливудской звезды, мы видим, как их смывает моющая машина, оставляя в памяти зрителей только тот образ, который был создан на телеэкранах. Публике никогда не будет интересно, чем там на самом деле живет их кумир. В памяти останется только созданный на экране образ. Стоит ли ради этого уничтожать себя - придется решать каждый раз самому.
Если обобщить, то фильм визуальными средствами кинематографа изображает нам внутренний мир человека, который искажает и перестраивает свою личность под характерные для окружающего его общества социальные ожидания и требования к индивидууму в этом обществе. Фильм говорит о том, что процесс подстройки неизбежен и призывает соблюдать баланс между своим внутренним миром и общественным запросом. Увлечение стремлением максимально угодить окружающим людям без соблюдения баланса приведет в разложению и потере собственного Я, а вслед за этим и потерю личности как таковой.
Фильм говорит не о абстрактном давлении общества, а о том, что в нём всегда неизбежно формируется некий "золотой стандарт" личности, под который вы вынуждены в той, или иной, степени подстроится. Но эта градус\уровень\степень этой подстройки - это ваш выбор. Никто на Элизабет не давил, она сама хотела нравится зрителю, это был её выбор. Да, вероятно, выбор был не до конца осознанным. Но всё же у неё было достаточно здоровья и средств, чтобы не идти на поводу у продюсера и зрителя. При этом невозможна ситуация, в котором общество так или иначе; прямо, или косвенно, не сформулирует свое представление об идеальном, или просто хорошем, для него человеке. Поэтому так важен баланс.
Дополнительно отмечу, что обе героини выглядят на экране отталкивающе. Мы не можем сопереживать Сью, так как она нарушает все правила и ужасным способом уничтожает Элизабет. Но и Элизабет мы не можем сопереживать, так как она готова пожертвовать своим телом и душой ради тщеславия и популярности, без адекватного восприятия своего возраста, без попытки реализовать себя в чем-то кроме торговли своей красотой на телеэкране. Я полагаю, это намеренное решение авторов - ввести в кино только антигероев. Они вызывают очень яркие, хоть и не положительные эмоции. Они приковывают к себе внимание и не отпускают до самого конца фильма, они заставляют нас сначала сказать «хорошо, что мы не такие». А потом заставляют нас поглубже заглянуть в себя и понять, что в разной степени (я надеюсь, что в очень малой), но все мы немного Элизабет и Сью. И если мы это осознаем, вспомним финал фильма, и нам станет не по себе, то авторы добились своей цели.
#субстанция #субстанция_фильм #субстанция_смысл #субстанция_2024 #субстанция_смысл_концовки