В комментариях к одной из статей мне задали вопрос о том, что такое буктрейлер, и я решила написать об этом статью. Это сравнительно новый вид информационной рекламы, главная цель которого — привлечь внимание читателей к книге. Однако для тех, кто считает продвижение книги наглым навязыванием её читателям и не приемлет никакой книжной рекламы, это статья будет бесполезна. Я предупредила, поэтому прошу не высказывать своё «фу» и «бе» в комментариях и просто не читать дальше.
Давно известен такой рекламный ход, как трейлер к фильму. Это небольшой видеоролик, сделанный в форме нарезки наиболее ярких эпизодов фильма. Он может сопровождаться закадровым текстом или просто специально подобранной музыкой. Думаю, все такие трейлеры видели. Вот буктрейлер — это то же самое, только по книге. Если буктрейлер сделан хорошо, то он не только привлекает внимание потенциальных читателей, но и выполняет функции визуализации героев и мира.
Но главная сложность здесь в том, что в книге, в отличие от фильма никакого видеоряда нет. О том, как решают эту проблему авторы, можно прочитать чуть ниже. А сейчас несколько слов об особенностях этого формата презентации книг.
Принципы буктрейлера
Итак, цель буктрейлера — привлечь внимание читателей. Но есть несколько моментов, которые стоит учесть как создателям этого видеоролика, так и авторам книги.
- Буктрейлер должен отражать суть сюжета. То есть, посмотрев ролик, читатель должен получить представление, о чём эта книга, к какому жанру она принадлежит, и относится ли сам читатель к её целевой аудитории.
- Показывая ключевые, наиболее интересные моменты сюжета, буктрейлер не должен пересказывать его. Спойлер — главная ошибка создателей таких видеороликов.
- Так как на видео чаще всего мелькают герои, то нужно постараться, чтобы их образы соответствовали книжным, и не стоит делать главную героиню брюнеткой, если в книге она блондинка. Также внимательно нужно отнестись к картинам мира.
- Важно, чтобы буктрейлер отражал атмосферу произведения. Это даже более важно, чем намёки на сюжетные повороты. Если для привлечения внимания к юмористической книге сделать трейлер с атмосферой мистики и саспенса, то это не только разочарует читателей, выбравших книгу, но и не привлечёт внимание настоящей целевой аудитории.
- Хорошо, если в трейлере есть какая-то интрига, загадка, которую читателю захочется разгадать, а для этого прочитать книгу. Но раскрывать загадку в мини-фильме, конечно, не стоит.
- Обычно буктрейлер, так же как и трейлер фильма, сопровождается либо закадровым текстом, либо музыкой, иногда и надписями.
Как сделать буктрейлер
Чаще всего авторы заказывают видеоролики по книге тем, кто этим занимается, иногда их делают читатели в качестве подарка автору полюбившейся книги, но бывает, что и сам автор решает сделать презентацию своей книге самостоятельно. Кто, как не автор, знает самые интересные моменты сюжета и видит своих героев, как реальных людей.
В любом случае начинать работать над буктрейлером нужно, сначала хорошо проанализировав сюжет и определившись с ключевыми кадрами, которые хотелось бы видеть в презентации и которые должны по идее автора заинтересовать читателей. Не менее важно подобрать подходящие образы героев. Но главное — как это воплотить технически?
Четыре способа создания буктрейлеров:
1. Самый простой — в формате презентации (PowerPoint). Для этого достаточно подобрать подходящие по тематике и сюжету картинки, в том числе стоит использовать и обложку книги. Важно, только чтобы картинки были свободны от авторских прав. На презентацию можно наложить музыку и голос или вместо голоса сделать текст на слайдах. Это может быть не классическая презентация, а просто нарезка картинок-кадров с разными графическими эффектами.
Вот это пример букрейлера в форме презентации.
2. Нарезка кадров из фильмов, подходящих по тематике, жанру, атмосфере и образам героев. Хорошо, если такие фильмы известны автору, тогда проблемы в работе над буктрейлером будут чисто технические и легко решаемые. Точно так же сопровождение может быть как музыкальное, так и текстовое.
3. Самый лучший буктрейлер — игровой, снятый специально для книги. Проще это сделать по реалистическому произведению в современном мире. Но хорошие видеооператоры знают массу спецэффектов, которые могут и реальный мир сделать магическим. Естественно, такой буктрейлер стоит недёшево, тем более требуется ещё подобрать актёров, соответствующих героям книг. И чаще всего подобные ролики делают книжные фанаты по книге любимого писателя.
4. В последнее время появились буктрейлеры, сделанные с помощью нейросети, которая используется, главным образом для генерации подходящих картинок. Но встречаются даже мини-фильмы по книге с оживлёнными героями. Такие буктрейлеры смотрятся особенно ярко и привлекательно. Вот этот мне понравился. Рекомендую посмотреть и обратить внимание на группу ВКонтакте, которая этим занимается.
Это один из первых буктрейлеров такого типа, который мне попался. Точнее, это пока лучший из всего, сделанного с помощью нейросети, что мне попадалось. Его сделали в группе ВКонтакте: "Обложки для книг, арты, нейросети. FilArt"
Буктрейлер — это хорошая возможность автора заявить не только о своей книге, но и о себе самом. То есть видеоролик работает и на продвижение бренда автора. Во-первых, более он репрезентативнный, чем обычная реклама, во-вторых, красивым видео делятся чаще, чем просто обложкой книги, поэтому информация о произведении распространяется быстрее.