В конце XYIII века на Рождественском бульваре появилась усадьба Карамышевых (дом №16).
Карамышевы- достославный дворянский род. Еще в начале XV века татарин Карамыш приехал в Москву из Золотой Орды. Кто именно из его потомков был хозяином усадьбы- не знаю. Но усадьбу поставил по московской традиции. Главный дом по красной линии. Два флигеля по бокам.
В 1864 г. новые хозяева- семья Ценклеров- провела реконструкцию своего владения.
Глава семейства Иосифом Францевичем (Йозеф-Франц) один из коммерческих директоров Государственного Коммерческого банка. Этнический немец.
Он и жену из фатерланда выписал. Соответственно, и архитектора среди единоплеменников подобрали. Для обустройства своего жилища. Б.В.Фрейденберга.
Борис (Бернгард) Фрейденберг надстроил флигели, соединил с главным зданием переходами на уровне второго этажа, приукрасил фасад.
После революции в дом заселили нуждающимися в жилье трудящимся. В 1933 году одним из таких трудящихся стал рабоче-крестьянский поэт Ефим Алексеевич Придворов. Псевдоним- Демьян Бедный. Ему, якобы, весь правый флигель выделили. Теперь в честь него памятная доска висит.
Мол, в этом доме с 1933 по 1943 год жил и работал пролетарский поэт Демьян Бедный (Е.А. Придворов).
- Неплохо пролетарский поэт устроился – скажет читатель.
Сам Ефим Алексеевич так не думал. В крайне расстроенных чувствах пребывал. Ведь до этого у него в Кремле просторная квартира была. В Большом Кремлевском дворце.Рядом с вождем народов проживал.
Ему и жаловался. Слезно. 3 сентября 1932 года поэт написал Сталину: «Удаленный из Кремля, вырванный с корнем из того места, которое связано живыми нитями со всем Союзом, я усохну, погибну».
Манера такая у пролетарского поэта была. Мол, мне самому ничего не надо. А вот творчеству моему- условия нужны.
- А как же он в Кремле прописался? – удивится читатель. Не слишком знакомый с творчеством и биографией рабоче- крестьянского поэта.
Ранняя биография тов. Придворова и его рабоче- крестьянское происхождение известна только со слов самого Ефима Алексеевича. И полна тайн и загадок.
Вот как, например, сын нищего чернорабочего, «казеннокоштный» воспитанник Киевской военно-фельдшерской школы вдруг стал студентом Петербургского императорского университета?
По официальной версии, великому князю Константину Константиновичу, во время его инспекционного посещения военно-фельдшерской школы, представили самого прилежного ученика. Который, к тому же, верноподданнические стихи писал.
Вот и озаботился великий князь озаботиться судьбой талантливого юноши.
Бывший главный редактор "Известий" Гронский, хорошо знавший Бедного, излагал другую версию: "Вы, наверное, знаете, что Бедный был сыном Константина Константиновича Романова? Не удивляйтесь. Ведь ни для кого не было секретом, что на столе у Бедного стоял портрет Константина Константиновича. Когда я встречался с ним ещё до революции, он был тогда студентом-белоподкладочником в университете. Потом, когда Бедный примкнул к революционному движению, к нему приходил комендант императорского двора и просил вернуть всё, что у Демьяна было от К.Р. Бедный вернул… Всё это мне рассказал сам Демьян".
- А что же великокняжеский бастард к смутьянам- большевикам примкнул? - задаст законный вопрос читатель.
Верноподданнические стихи Придворова не особо печатали. Мастеров этого дела и так хватало.
Вот и стал печататься в большевистских изданиях. Сменив тематику. И риторику.
Сам тов. Ленин поэта заметил. Как писал В.Д. Бонч-Бруевич Владимир Ильич «обращал наше внимание на этого молодого даровитого поэта и советовал нам как можно ближе привлечь его в нашу среду».
Вот тов. Ленин, когда Правительство из Питера в Москву переехало, и забрал придворного поэта с собой.
В Кремле Ефим Алексеевич продолжал верноподданнические стихи писать. Сначала про Ленина. Потом про Сталина.
Кроме кремлевской квартиры рабоче- крестьянский поэт получил от рабоче- крестьянского правительства дачу, личный автомобиль и даже личный вагон. Крайне необходимая вещь. Для рабоче- крестьянского поэта.
Вот только зазвездился со временем рабоче- крестьянский поэт. Берега попутал.
Опять было за защитой к отцу- благодетелю обратился.
Иосиф Виссарионович ответил. «Критика обязательная и нужная, развитая Вами вначале довольно метко и умело, увлекла Вас сверх меры и, увлекши Вас, стала перерастать в Ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее».
После этого и произошло выселение поэта.
Хотя многие считают, что, мол, можно было просто пожурить Ефима Алексеевича. Мужик не глупый. Сразу бы понял.
Мол, причина совсем в другом. В супруге поэта. Как пишут, довольно склочной персоне. Мол, надоела своими скандалами кремлевским дамам.
Даже сам тов. Сталин на это намекнул. Отвечая на очередную слезную челобитную обиженного стихотворца. Мол, выселение связано с «необходимостью не допускать скандалов (вызываемых, конечно, не Вами)...».
Вот такие повороты в судьбе поэта. Сложные.
Даже Департамент культурного наследия города Москвы разобраться не сумел. 9 сентября 2020 " утвердил предмет охраны флигеля городской усадьбы А. П. Карамышевой по адресу: Рождественский бульвар, дом 16, строение 2». Мол, обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения. В обосновании написали, что, «в 1933-1943 годы здесь жил пролетарский поэт, писатель и публицист Демьян Бедный с супругой Верой Руфовной".
С Верой Руфовной пролетарский поэт, писатель и публицист развелся сразу как только в опалу попал. Думал поможет. Не помогло.
Зато во флигель городской усадьбы А. П. Карамышевой по адресу: Рождественский бульвар, дом 16, строение 2 въехал уже с новой женой. Ее ребенком от первого брака. И тещей.
Во время войны рядом с флигелем упала бомба. Демьяна Бедного, вернувшегося из эвакуации, поселили в гостинице «Москва». А в 1944 году дали квартиру в только что отстроенном доме No 8 по улице Горького. Там и прошли два его последних года.
Памятную доску Демьяну Бедному и там повесили. Рядом со входом в книжный магазин «Москва».
P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь