Для одних Шнитке — легенда авангарда, автор головоломных симфоний. Для других — непонятый, гонимый гений. Для третьих — автор неземной красоты мелодий из кино. Но никто, пожалуй, не станет оспаривать колоссальное значение фигуры этого композитора и его работ в отечественной культуре.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Альфред Гарриевич Шнитке родился в Энгельсе 24 ноября 1934 года. Свою жизнь композитор посвятил серьёзной академической музыке, трудам по музыкальной теории. Но ради заработка, когда его произведения не исполнялись, в течение многих лет писал мелодии для кино, мультфильмов и спектаклей.
Музыка Шнитке практически никогда не проходит в кино иллюстративным фоном, но придаёт каждой сцене особое значение и новый смысл. А порой запоминается отдельно от визуального ряда. Шнитке написал музыку к десяткам фильмов, ставших классикой. Предлагаю вспомнить некоторые из них.
«Спорт, спорт, спорт» (1970)
Не все связывают музыку в фильме Элема Климова с Альфредом Шнитке. Между тем, именно этот композитор написал партитуру для спортивного фильма 1970 года, включая и бурную тему «Победители», которая прозвучала на экране в сопровождении кадров кинохроники. Всего Шнитке создал музыкальное сопровождение для шести фильмов Климова.
«Последний рейс "Альбатроса"» (1971)
В военном детективе о подвиге советского разведчика, уничтожающего ценой собственной жизни вражеский самолёт, звучит песня «Мы ушли, словно не были», музыку к которой написал Альфред Шнитке, а слова — Александр Галич.
«Бабочка» (1972)
Первую Государственную премию РСФСР Альфред Шнитке получил не за симфонии, а за музыку к мультфильмам. В анимационной притче о юном ловце бабочек, снятой режиссёром Андреем Хржановским, не произносится ни единого слова. Зато во всей красе звучит выразительная и пронзительная до слёз музыка Шнитке.
«Горячий снег» (1972)
В этой обманчиво простой мелодии из фильма, снятого Гавриилом Егиазаровым по мотивам романа писателя-фронтовика Юрия Бондарева, заключены и тоска по дому, и ощущение тягот военных лет, и надежда на будущую мирную жизнь.
«Осень» (1974)
Щемящая и трогательная музыкальная элегия украсила экранную мелодраму о поисках счастья двумя людьми средних лет. Фильм был раскритикован коллегией Госкино СССР за откровенные сцены, несостоятельность истории любви и недостаточную убедительность нравственного урока. Но к музыке, к счастью, ни у кого претензий не возникло.
«Агония» (1974)
Многострадальный фильм о Григории Распутине на фоне заката империи начали снимать ещё в 1966-м, надеясь успеть к полувековому юбилею Октябрьской революции. После чехарды с режиссёрами, сценаристами и худсоветами производство картины было передано Элему Климову.
Двухсерийная драма была завершена в 1975 году, но снова не прошла суровый отбор худсовета. В итоге первыми «Агонию» увидели зрители в Европе и США в начале 1980-х. А на советский экран фильм вышел только в 1985 году. К этому времени пронзительная мелодия танго из фильма уже прозвучала в Concerto Grosso № 1 Шнитке.
«Сказ о том, как царь Пётр арапа женил» (1976)
Нежные мелодии из экранизации неоконченного пушкинского романа, созданной режиссёром Александром Миттой, словно перебрасывают мостик из нашего времени в далёкий XVIII век, связывая писательскую фантазию с реальными историческими событиями.
«Маленькие трагедии» (1979)
Трёхсерийный фильм Михаила Швейцера «Маленькие трагедии» вышел к 180-летию со дня рождения Александра Пушкина. Альфред Шнитке написал не только инструментальные музыкальные темы, но и три песни на пушкинские стихи. Получился творческий диалог двух гениев, разделённых во времени и пространстве.
«Экипаж» (1979)
В ответ на мировую моду на фильмы-катастрофы Александр Митта снял «Экипаж» — двухсерийный фильм, в котором в одной серии описывается жизнь пилотов Ту-154, а в другой — героическое приземление повреждённого самолёта в Москве. Сцена посадки в Шереметьево во время грозы в сочетании с музыкой Шнитке приобретает новое измерение.
«Сказка странствий» (1982)
Режиссёр Александр Митта специально стремился заглушить в своём фильме речь или шумы, чтобы именно мелодии Шнитке выстраивали эпизод, становились его смыслообразующим элементом. В «Сказке странствий» волшебные мелодии не просто дополняют действие, но во многом задают эмоциональный тон.
Надеюсь, вам понравилось! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и подпиской!