Найти в Дзене
Арт КомодЪ

Григорий Сковорода: Нужное не сложно, а сложное — не нужно

Первый философ Российской империи, влиятельный мыслитель «эпохи барокко» восточных славян - Григорий Саввич Сковорода 

(3 декабря 1722, местечко Чернухи, Киевская губерния - 9 ноября 1794, Ивановка, Харьковское наместничество).

Были люди.

Григорий Сковорода родился в семье малоземельного казака. Мать (в девичестве Пелагея Степановна Шангиреева) была из рода крымских татар.

Пытливого юношу родители отправили учиться в Киев, в Киево-Могилянскую академию (ок. 1738 г.). По случаю в 1741 году он попал к царскому двору Санкт-Петербурга, где некоторое время служил певчим. Здесь он сблизился с фаворитом императрицы графом Алексеем Разумовским, происходившим, как и сам Сковорода, из малоземельных днепровских казаков.

Из разряда певчих он «отставился» через несколько лет и вернулся доучиваться в Академию, в Киев. Странствовал (пешком!) и учился в Венгрии, Польше, Чехии. Есть мнение, что в Европах встречался с самим Кантом.

Независимый характер и глубокий любознательный ум сделали его философом, странствующим. Его способом жизни стали дороги (пути его пешие не перечесть!) и собеседники - знатные люди, которым нужны были свои умные «собеседники», или учителя: они давали кров путнику, возможность мудрствовать и учительствовать. Они же зачастую становились апологетами Сковороды и документировали его мысли и рассуждения. Пребывание Сковороды в чьем-либо доме люди считали «божьим благословением». Лишнего он не брал, был непритязателен в быту. Радость учить и научаться были главными в его жизни.

Григорий Саввич Сковорода
Григорий Саввич Сковорода

Дважды в жизни Григорий Сковорода пытался получить «государственное» место, и обе попытки были неудачны. Может, это и к лучшему. Знал бы мир Георгия Сковороду как служащего какого бы то ни было высокого ранга?

А вот странствующего славянского мыслителя знают во всем мире. Чтут. Изучают. Удивляются мудрости.

Сковорода в своих научных исследованиях различает три мира: макрокосм (мир обитаемый, многогранный), микрокосм (то есть человек, который с этим внешним миром - макрокосмом находится в сложных отношениях) и мир символический. И этот третий мир - Священное Писание. Трактовал он Писание по-своему. Мог бы быть сегодня записан и в еретики, но «мир не поймал» его и тут.

Он прославлял всегда и везде Дух, Сердце и светлость Мысли. Три кита Сковороды, человека радостного. Последнее место, где он «служил», отказавшись от жалования, – Харьковская семинария. Здесь он учил семинаристов, что святость – не в соблюдении обрядов, а в добрых делах. Что жизнь только тогда приносит пользу, когда человек стремится к Добру. Что Счастье – внутри нас, и каждый может его достичь: «Нам нехорошо оттого, что мы знаем много лишнего, а не знаем самого нужного: самих себя. Не знаем того, кто живет в нас. Если бы мы знали и помнили то, что живет в каждом из нас, то жизнь наша была бы совсем другая».

Ольга Седакова, поэт и переводчик, пишет: «Григорий Сковорода оценивал своих студентов так: от "совсем тупой" до "зверок вострой". Зверков вострых было очень мало». Последних всегда и везде мало…

Арсений Тарковский, посвящение Г. Сковороде:

Не искал ни жилища, ни пищи,

В ссоре с кривдой и с миром не в мире,

Самый косноязычный и нищий

Изо всех государей Псалтыри.

Жил в сродстве горделивый смиренник

С древней книгою книг, ибо это

Правдолюбия истинный ценник

И душа сотворенного света.

Есть в природе притин своеволью:

Степь течёт оксамитом под ноги,

Присыпает сивашскою солью

Чёрствый хлеб на чумацкой дороге,

Птицы молятся, верные вере,

Тихо светят речистые речки,

Домовитые малые звери

По-над норами встали, как свечки.

Но и сквозь обольщения мира,

Из-за литер его Алфавита,

Брезжит небо синее сапфира,

Крыльям разума настежь открыто.

***

Гуманист и просветитель Григорий Сковорода, повидавший не мало, рассуждал о народах так:

«Всякий должен узнать свой народ и в народе себя. Русь ли ты? Будь ею: верь православно, служи царице право, люби братию "нравно". Лях ли ты? Лях будь. Немец ли ты? Немечествуй. Француз ли? Французуй. Татарин ли? Татарствуй. Все хорошо на своем месте…» И тут же добавлял: «Русь не русская видится мне диковинкою, как если бы родился человек с рыбьим хвостом или с собачьей головою».

***

Его максимы нам в копилку мудрости, 300 лет спустя:

• Говорить правду легко и просто.

• Без ядра орех ничто, так же как и человек без сердца.

• Достижение высших добродетелей есть цель человека. В достижении их не должно ставить себе никаких пределов.

• У истины простая речь.

• Как неразумно выпрашивать то, что можешь сам достигнуть!

• Главнейшая из всех пагубных страстей есть зависть — мать прочих страстей и беззаконий.

• Демон против демона не свидетельствует, волк волчьего мяса не ест.

• Благословен Господь, сделавший всё трудное ненужным и всё нужное — нетрудным!

• Счастье твое, и мир твой, и рай твой, и Бог твой внутри тебя.

• Не ум от книг, а книги от ума создались.

• Святость жизни только в делах. 

• Мир ловил меня, но не поймал. 

***

И вот что интересно, Тарас Шевченко не жаловал Сковороду, считал его соглашателем и «ушедшим от борьбы». Тарас Григорьевич Шевченко даже обзывал Сковороду «идиотом» за то, что тот не призывал к «национальному освобождению» и вообще оказался «недостаточным украинцем»… Что ж.

Сам Сковорода считал себя поэтом:

Ах ты, тоска проклята! О докучлива печаль! Грызешь мене измлада, как моль платья, как ржа сталь!” (Григорий Сковорода, Песнь 19-я, сложена в степях переяславских)

Портрет Григория Сковороды
Портрет Григория Сковороды

***

На Харьковщине летом ежегодно собираются сотни почитателей творчества Григория Сковороды со всей Украины и из дальних стран. Читают его произведения в оригинале. Слушают лекции профессоров университетов. Спорят, спорят. Пытаются «поймать» Сковороду.

Сковорода чрезвычайно актуален и интересен человеку современному. «Нужное не сложно, а сложное — не нужно».

Жить просто - не просто? Учиться будем.

©️Мила Тонбо 2024

Больше материалов о жизни неординарных людей (и общественных парадоксах) в авторской подборке «Времена не выбирают. Судьбы людские»