Первый философ Российской империи, влиятельный мыслитель «эпохи барокко» восточных славян - Григорий Саввич Сковорода
(3 декабря 1722, местечко Чернухи, Киевская губерния - 9 ноября 1794, Ивановка, Харьковское наместничество).
Были люди.
Григорий Сковорода родился в семье малоземельного казака. Мать (в девичестве Пелагея Степановна Шангиреева) была из рода крымских татар.
Пытливого юношу родители отправили учиться в Киев, в Киево-Могилянскую академию (ок. 1738 г.). По случаю в 1741 году он попал к царскому двору Санкт-Петербурга, где некоторое время служил певчим. Здесь он сблизился с фаворитом императрицы графом Алексеем Разумовским, происходившим, как и сам Сковорода, из малоземельных днепровских казаков.
Из разряда певчих он «отставился» через несколько лет и вернулся доучиваться в Академию, в Киев. Странствовал (пешком!) и учился в Венгрии, Польше, Чехии. Есть мнение, что в Европах встречался с самим Кантом.
Независимый характер и глубокий любознательный ум сделали его философом, странствующим. Его способом жизни стали дороги (пути его пешие не перечесть!) и собеседники - знатные люди, которым нужны были свои умные «собеседники», или учителя: они давали кров путнику, возможность мудрствовать и учительствовать. Они же зачастую становились апологетами Сковороды и документировали его мысли и рассуждения. Пребывание Сковороды в чьем-либо доме люди считали «божьим благословением». Лишнего он не брал, был непритязателен в быту. Радость учить и научаться были главными в его жизни.
Дважды в жизни Григорий Сковорода пытался получить «государственное» место, и обе попытки были неудачны. Может, это и к лучшему. Знал бы мир Георгия Сковороду как служащего какого бы то ни было высокого ранга?
А вот странствующего славянского мыслителя знают во всем мире. Чтут. Изучают. Удивляются мудрости.
Сковорода в своих научных исследованиях различает три мира: макрокосм (мир обитаемый, многогранный), микрокосм (то есть человек, который с этим внешним миром - макрокосмом находится в сложных отношениях) и мир символический. И этот третий мир - Священное Писание. Трактовал он Писание по-своему. Мог бы быть сегодня записан и в еретики, но «мир не поймал» его и тут.
Он прославлял всегда и везде Дух, Сердце и светлость Мысли. Три кита Сковороды, человека радостного. Последнее место, где он «служил», отказавшись от жалования, – Харьковская семинария. Здесь он учил семинаристов, что святость – не в соблюдении обрядов, а в добрых делах. Что жизнь только тогда приносит пользу, когда человек стремится к Добру. Что Счастье – внутри нас, и каждый может его достичь: «Нам нехорошо оттого, что мы знаем много лишнего, а не знаем самого нужного: самих себя. Не знаем того, кто живет в нас. Если бы мы знали и помнили то, что живет в каждом из нас, то жизнь наша была бы совсем другая».
Ольга Седакова, поэт и переводчик, пишет: «Григорий Сковорода оценивал своих студентов так: от "совсем тупой" до "зверок вострой". Зверков вострых было очень мало». Последних всегда и везде мало…
Арсений Тарковский, посвящение Г. Сковороде:
Не искал ни жилища, ни пищи,
В ссоре с кривдой и с миром не в мире,
Самый косноязычный и нищий
Изо всех государей Псалтыри.
Жил в сродстве горделивый смиренник
С древней книгою книг, ибо это
Правдолюбия истинный ценник
И душа сотворенного света.
Есть в природе притин своеволью:
Степь течёт оксамитом под ноги,
Присыпает сивашскою солью
Чёрствый хлеб на чумацкой дороге,
Птицы молятся, верные вере,
Тихо светят речистые речки,
Домовитые малые звери
По-над норами встали, как свечки.
Но и сквозь обольщения мира,
Из-за литер его Алфавита,
Брезжит небо синее сапфира,
Крыльям разума настежь открыто.
***
Гуманист и просветитель Григорий Сковорода, повидавший не мало, рассуждал о народах так:
«Всякий должен узнать свой народ и в народе себя. Русь ли ты? Будь ею: верь православно, служи царице право, люби братию "нравно". Лях ли ты? Лях будь. Немец ли ты? Немечествуй. Француз ли? Французуй. Татарин ли? Татарствуй. Все хорошо на своем месте…» И тут же добавлял: «Русь не русская видится мне диковинкою, как если бы родился человек с рыбьим хвостом или с собачьей головою».
***
Его максимы нам в копилку мудрости, 300 лет спустя:
• Говорить правду легко и просто.
• Без ядра орех ничто, так же как и человек без сердца.
• Достижение высших добродетелей есть цель человека. В достижении их не должно ставить себе никаких пределов.
• У истины простая речь.
• Как неразумно выпрашивать то, что можешь сам достигнуть!
• Главнейшая из всех пагубных страстей есть зависть — мать прочих страстей и беззаконий.
• Демон против демона не свидетельствует, волк волчьего мяса не ест.
• Благословен Господь, сделавший всё трудное ненужным и всё нужное — нетрудным!
• Счастье твое, и мир твой, и рай твой, и Бог твой внутри тебя.
• Не ум от книг, а книги от ума создались.
• Святость жизни только в делах.
• Мир ловил меня, но не поймал.
***
И вот что интересно, Тарас Шевченко не жаловал Сковороду, считал его соглашателем и «ушедшим от борьбы». Тарас Григорьевич Шевченко даже обзывал Сковороду «идиотом» за то, что тот не призывал к «национальному освобождению» и вообще оказался «недостаточным украинцем»… Что ж.
Сам Сковорода считал себя поэтом:
“Ах ты, тоска проклята! О докучлива печаль! Грызешь мене измлада, как моль платья, как ржа сталь!” (Григорий Сковорода, Песнь 19-я, сложена в степях переяславских)
***
На Харьковщине летом ежегодно собираются сотни почитателей творчества Григория Сковороды со всей Украины и из дальних стран. Читают его произведения в оригинале. Слушают лекции профессоров университетов. Спорят, спорят. Пытаются «поймать» Сковороду.
Сковорода чрезвычайно актуален и интересен человеку современному. «Нужное не сложно, а сложное — не нужно».
Жить просто - не просто? Учиться будем.
©️Мила Тонбо 2024
Больше материалов о жизни неординарных людей (и общественных парадоксах) в авторской подборке «Времена не выбирают. Судьбы людские»