Дорогой северных пленэров. Состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между организатором проекта АНО "Центр Арктические инициативы" и Ассоциацией художников-пленэристов. В рамках соглашения, будут проведены пленэрные выезды в 14 городах. Этот проект приурочен к 500-летию начала русской истории освоения Северного морского пути. Результатом каждого выезда станет итоговая выставка пленэрных работ. Лучшие работы с пленэров смогут принять участие в отборе на итоговую выставку в конце 2025 года!
Первый пленэр состоится в марте 2025 года в Мурманске, а пока мы подготовили серию статей про художников Арктики. Узнать подробнее и подать заявку можно по ссылке.
Арктика как искусство
Александр Алексеевич Борисов - русский художник, первый живописец Арктики, исследователь полярных земель. Александр родился 14 ноября 1866 года. Учился в иконописной мастерской Соловецкого монастыря. Далее учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской Ивана Шишкина, а после его ухода - у Архипа Куинджи.
Летом 1894 года сопровождал Сергея Витте на пароходе «Ломоносов» в поездке по Северу. В обязанности Борисова входили зарисовки гаваней и бухт Мурманского побережья. Борисов осуществил мечту побывать на Ледовитом океане и стал вынашивать идею высокоширотной художественной экспедиции.
Удивительны северные края! Воздействие полярного дня отмечают многие полярники: наступает май, солнце светит всю ночь, человек ощущает необыкновенный прилив энергии, он может не спать несколько ночей подряд и не чувствовать усталости. Так и было с Борисовым. Пользуясь чудной погодой, за время экспедиции он написал около 250 этюдов.
Порой Борисов работал при очень низких температурах – почти сорок градусов мороза. Из-за стужи красочная масса превращалась в густое тесто и не держалась на холсте. Даже скипидар, необходимый для разведения красок, кристаллизовался от холода. Художник писал этюды, зажимая кисть в кулаке и придерживая ее рукавом ненецкой шубы малицы.
В свое дневнике он пишет так:
Работать было очень трудно; приходилось обрезать кисти, делать щетину короткой, растирать краски было почти немыслимо. <…> Кисть трещит, ломается, коченеющие руки отказываются служить. Но рисуешь, весь охваченный жаждой занести на полотно эти причудливые, мрачные, полные своеобразной красоты картины Крайнего севера.
В 1900 году Борисов и восемь его спутников отправились на Новую Землю. Экспедиция длилась 14 месяцев. Благодаря Борисову на карте Новой Земли появились мысы Шишкина, Куинджи, Крамского, Васнецова, Верещагина, Репина, а также ледник Третьякова. Горы Кази названы в честь организатора судостроения в России М. И. Кази.
В последующие годы Борисов создал произведения, посвящённые не только Арктике, но и Соловкам, Печоре, северодвинским землям.
В 1920—1930-е годы Борисов принимал активное участие в разработке проекта железной дороги Обь — Котлас — Сорока, а в 1922 году по его инициативе на базе соляного источника недалеко от Красноборска был открыт курорт «Солониха», первым управляющим которого стал сам художник.
В настоящее время произведения Борисова хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, музее Арктики и Антарктики, Архангельском областном музее, Вологодской картинной галерее, Ненецком краеведческом музее и других музеях России.
Именем А. А. Борисова назван полуостров, расположенный в восточной части Северного острова Новая Земля между заливами Чекина и Незнаемый. В 1974 году в Красноборске был установлен бюст художника.
В Архангельске открыт музей художественного освоения Арктики им. Борисова, входящий в состав Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».
Больше узнать про проект можно по ссылке: Великий Северный поход. Арктика как искусство