Найти в Дзене

Кто такой рантье?

Рантье (фр. rentier от rente — рента) лица, живущие за счёт ренты, то есть доходов, получаемых с капитала, это или банковские вклады, или ценные бумаги, авторские права, налаженный бизнес или с доходной недвижимости. Жить на средства с земли или домов не особенно новая история, это и феодал – землевладелец, где крестьяне платили барщину или оброк, или бояре, владевшие наследственными вотчинами, или же доходные дома. Родина доходных домов – страны западной континентальной Европы и Великобритании. Классический доходный дом выглядел так  — нижний этаж отведён под торговлю, а верхние этажи под жилые квартиры. Самыми дорогими и престижными для проживания считались второй и третий этажи. В России первые доходные дома появились в Москве в период с 1785 по 1790 годы. Пик строительства пришелся на начало 1911 — 1915 годов, тогда было возведено 195 домов. Уже к 1917 году доля доходных домов была 40% от всей жилой недвижимости в Москве, а в Санкт- Петербурге в XIX веке они вообще сост

Большая Никитская, 31Доходный дом Элькинда, 1901г.
Большая Никитская, 31Доходный дом Элькинда, 1901г.

Рантье (фр. rentier от rente — рента) лица, живущие за счёт ренты, то есть доходов, получаемых с капитала, это или банковские вклады, или ценные бумаги, авторские права, налаженный бизнес или с доходной недвижимости.

Жить на средства с земли или домов не особенно новая история, это и феодал – землевладелец, где крестьяне платили барщину или оброк, или бояре, владевшие наследственными вотчинами, или же доходные дома.

Родина доходных домов – страны западной континентальной Европы и Великобритании. Классический доходный дом выглядел так  — нижний этаж отведён под торговлю, а верхние этажи под жилые квартиры. Самыми дорогими и престижными для проживания считались второй и третий этажи.

В России первые доходные дома появились в Москве в период с 1785 по 1790 годы. Пик строительства пришелся на начало 1911 — 1915 годов, тогда было возведено 195 домов. Уже к 1917 году доля доходных домов была 40% от всей жилой недвижимости в Москве, а в Санкт- Петербурге в XIX веке они вообще составляли около 80% всех построек.

Строили доходные дома для инвестирования средств и получения солидного дохода. Делали это разбогатевшие крестьяне, промышленники, купцы, дворяне, городские власти, церковь и даже императорский двор.

Власти поощряли строительство доходных домов. Городская казна значительно пополнялась благодаря налогам с собственников такой недвижимости. Например, в 1913 году доход Москвы составил 47 млн рублей, 7 млн из которых получили с владельцев доходных домов. Домовладельцы выплачивали в казну города специальный оценочный сбор. Также они обязаны были вести надзор за жильцами, для чего заводились специальные домовые книги. Законы защищали нанимателя от произвола домовладельца: если арендатор исправно платил и не нарушал порядка — его не имели права выселять. Повышать арендную плату разрешалось только один раз в год.

Безопасность обеспечивали швейцар и дворник. Одним из наиболее дорогих доходных домов был дом страхового общества «Россия», расположенный на Сретенском бульваре. Аренда квартиры в особняке князя Щербатова, располагавшемся по адресу Новинский бульвар, 11, доходила до 1 тыс. руб. в месяц.

Доходный дом Щербатова.
Доходный дом Щербатова.

П-образный особняк князя Щербатова — постройка архитектора Александра Таманяна. В 1913 году его проект получил первое место на конкурсе городских фасадов. После покупки участка Щербатов сразу «выписал» из Петербурга Таманяна и заказал проект здания, которое сочетало бы доходный дом и жилище богатого собственника. Условия были жесткими: квартиры для сдачи внаем, особняк хозяина, классический стиль. Как пример — английские, норвежские и шведские интерьеры. Архитектор блестяще справился с задачей: в центре двора устроили курдонер, за ним возвышалась шестиэтажная часть с покоями хозяина и трехэтажные корпуса по бокам, позади дома конюшня и гараж. Особняк Щербатова прославился необычной планировкой, богатой лепниной, живописной отделкой. Анфилада комнат выходила окнами на парадный уличный двор. Всего в особняке насчитывалось 39 помещений, включая гобеленную, две библиотеки, портретную. Со двора в особняк вела отдельная лестница и лифт. У входа были каменные львы и железные фонари с изысканным рисунком. Позже их продали на слом. В доме Сергей Щербатов разместил собрания книг, картин, икон. Он хотел завещать здание под городской музей частных собраний. Но в революцию князь эмигрировал, а его коллекцию разделили между разными музеями. В особняке Щербатова поселились ткачи Трехгорной мануфактуры. А сейчас здесь квартиры и офисы.

Средним классом жилья считались доходные дома для высокооплачиваемых служащих банков, страховых компаний, акционерных обществ и частных предпринимателей. Цена на аренду 4–6-комнатной квартиры в таких домах была от 30 руб. в месяц

В 1880–1890-х годах господствовала эклектика и псевдорусский стиль в архитектуре доходных домов, в 1900-х — модерн, в 1910-х — неоклассика. Одним из ярких представителей неоклассики был Дом Бенуа (Дом трёх Бенуа в Санкт-Петербурге.

-3

Доходный дом Бенуа в начале XX века стал крупнейшим жилым комплексом города. Он был построен по заказу Первого Российского страхового общества. Над проектом работали два брата-архитектора Бенуа — Леонтий и Альберт — и их двоюродный брат Юлий Бенуа. Именно поэтому здание и стали называть Домом трех Бенуа. Комплекс занимал практически целый квартал. В нескольких корпусах, соединенных целой системой дворов, было распланировано 250 квартир. Дом был оснащен по последнему слову техники тех лет: здесь было паровое отопление, лифты, электричество, телефон, своя электростанция, мусоросжигательная печь, котельная и прачечная. В нижних этажах для жильцов были устроены каретные сараи и автомобильные гаражи.

Здесь жили состоятельные чиновники и литераторы, архитекторы и купцы. После революции часть квартир превратили в коммунальные, часть — отдали партийным руководителям. В одной из них поселился известный политический деятель Сергей Киров, сейчас в здании работает его мемориальный музей. Также в Доме трех Бенуа в разное время проживали композитор Дмитрий Шостакович, актер Николай Черкасов, маршал Советского союза Леонид Говоров.

К 1917 году доходные дома составляли 40 % , только в Москве их насчитывалось около 800. Лучшей рекламой для них было проживание известнейших людей.

Для творческой элиты тоже существовал свой доходный дом - Доходный дом Перцовой (Дом с химерами).

-4

Здание в неорусском стиле, расположенное на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Было построено в 1907 году и принадлежало Зинаиде Алексеевне Перцовой, жене инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова.

-5

Автором проекта был художник Сергей Малютин, в качестве архитектора выступил Николай Жуков, руководил строительством инженер Борис Шнауберт. Здание задумывалось как доходный дом для творческой интеллигенции. В разное время в нём проживали художники Павел Соколов-Скаля, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Натан Альтман, Александр Куприн и другие. В 1908—1909 годах в подвале дома размещалось театр-кабаре «Летучая мышь». С середины 1970-х находится в ведомстве Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России.

Является объектом культурного наследия народов РФ. 

После революции 1917 года доходные дома подверглись национализации и стали предметом политики по уплотнению, инициированной новой советской властью в виде Моссовета и Петросовета. К 1924 году в Москве было переселено около 500 тыс человек, половина населения столицы. Жилищный передел за свет выселения и уплотнения бывших жильцов был якобы направлен на улучшение бытовых условий пролетариев, но нередко в комнаты 25-27м селили семью из 5-6 человек.

Доходные дома оставили глубокий след в российской культуре. Доходный дом – неотъемлемая часть городской жизни в царской России. Постепенно он стал не просто явлением быта: благодаря писателям, публицистам, художникам доходный дом превратился в культурный феномен. В петербургских доходных домах жили сами литераторы, в таких же домах они селили героев своих произведений. Хлестаков, Башмачкин, Раскольников, Соня Мармеладова, Обломов – вот лишь некоторые из обитателей доходного дома русской литературы. «Ноевым ковчегом» называет свой перенаселенный дом Макар Девушкин – герой романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди».