Найти в Дзене

Динамика китайской картины

Одна из важных особенностей китайской картины – это динамика ее содержания. Внешне эта динамика может выражаться разными способами:

1) направление движения, так называемая, силовая линия – то, в каком направлении путешествует по картине взгляд зрителя;

2) асимметрия или смещенный центр композиции, когда одна из сторон картины явно "перевешивает";

3) каллиграфичность штрихов, которыми работает художник, по которым зачастую можно проследить последовательность создания картины – внутри себя штрихи содержат информацию о силе нажима на кисть, скорости движения руки и его направлении;

4) сообщение между собой изображённых объектов (с обязательным выявлением главного и второстепенного, которых называют, "гость и хозяин" в картине, подчёркивая их зависимость друг от друга, их сообщительность и открытость друг другу навстречу).

Альбомные листы художника Чжу Да (17 в.)
Альбомные листы художника Чжу Да (17 в.)

Как правило, это те вещи, которые с одного взгляда на живопись позволяют отнести ее к китайской или европейской традиции. Но не ограничиваясь поверхностным взглядом, опытный зритель в лучшем случае сможет увидеть в картине нечто большее. Здесь уже следует смотреть не на картину, а внутрь нее, и вместе с тем – за ее пределы.

Неизвестный художник, картина эпохи Сун (10-13 вв.)
Неизвестный художник, картина эпохи Сун (10-13 вв.)

В этом месте стоит немного разделить повествование в двух направлениях, в зависимости от того, на что мы смотрим:

1) в одной отдельной китайской картине мы часто видим всего лишь фрагмент, снимок бытия,

2) в случае с комплектом картин на одну тему или в особенности с пейзажными свитками – серию фрагментов.

В первом случае фиксируется типичность момента, например, это именно одна ветка сливы из мириад существующих, когда-либо бывших и всех будущих. В ней отображены все узнаваемые особенности ветки сливы как мы ее знаем, а вернее даже – как мы ее помним. Поэтому она по сущности своей несёт все те ассоциации, которые были по поводу нее у художника в момент творения, и те, которые могут возникнуть у зрителя при просмотре.

Янь Хуэй "Слива под луной" (13 в.)
Янь Хуэй "Слива под луной" (13 в.)

Второй же случай – это амбиция описать объект максимально разносторонне, показать все его качества в полноте перечислений: мы смотрим на ту же ветку сливы в весеннем цвету, зимой под снегом, на фоне городской стены или дико растущей у горного ручья.

Цянь Сун "Альбомные листы со сливой" (19 в.)
Цянь Сун "Альбомные листы со сливой" (19 в.)

Пейзажный свиток так вообще описывает путешествие по горам набором эпизодов, до того даже, что один и тот же герой – путник – может встречаться в каждой точке этого путешествия, подчёркивая "сериальность" повествования.

Цяо Чжунчан "Иллюстрация к поэме Су Ши "Ода о Красной скале" (12 в.)
Цяо Чжунчан "Иллюстрация к поэме Су Ши "Ода о Красной скале" (12 в.)

Однако в обоих случаях – и здесь наше повествование снова сходится из двух потоков в один – реальный объект, существует за пределами всего изображенного. А в случае с пейзажем этим реальным объектом начинаем становиться мы сами. Ведь кто, как не зритель, путешествует по пейзажному свитку во время его осматривания.

Пейзаж художника Чжан Дацяня (20 в.)
Пейзаж художника Чжан Дацяня (20 в.)

Все это задаёт динамику более широкого масштаба: когда пределы картины раздвигаются до всего мира – как физического, так и психического (ее создателя и ее свидетелей). Начинает работать сообщительность нарисованного предмета и его образца в реальном мире, весь накопленный опыт зрителя и время и обстоятельства его встречи с картиной.

В конце концов, сама картина предстает как слепок бытия – во всей динамике совместно творящих сил, на которой как и в жизни: все существует лишь одномоментно, фрагментарно, в непрерывном развитии и смене точек зрения. Китайская картина – не окно в мир, она сама и есть мир. Поэтому не так важно, что рисовать – ветку ли сливы или многосерийный пейзаж – если стоит задача изобразить что-то, что находится далеко за пределами нарисованного.

Таким образом динамика начинает существовать уже в обращении объекта изображенного к объекту реальному, в прорыве обращения сюжета к зрителю. Картина выступает из своих пределов, одновременно увлекая в себя весь мир.

Ли Сяомин "После дождя" (21 в.)
Ли Сяомин "После дождя" (21 в.)

Telegram