Этот сказочный дом, похожий на драгоценную китайскую шкатулку, до сих пор поражает своей оригинальностью и является настоящим украшением Москвы. Откуда возникла идея построить дом в китайском стиле, кто такие купцы Перловы и, наконец, причем здесь чай? Попробуем разобраться по порядку.
«Честь в труде» - так гласит девиз на фамильном гербе купцов Перловых, «чайных королях» Москвы 18, 19 и начала 20 века.
Предок купеческой династии, Иван, был совсем не Перловым, а носил прозвище Михайлов. Перловым стал его сын Алексей, в конце 18 века. По одной из версий, фамилия Перлов связана с прежней деятельностью предков - добычей речного жемчуга (от слова «перл»). Затем, их потомки кардинально сменили род деятельности - стали торговать чаем или, как тогда говорили, «колониальным товаром».
Чай появился в России в 1618 году, когда китайские послы поднесли несколько ящиков этого диковинного «продукта» в подарок царю Михаилу Федоровичу Романову. Говорят, что горький напиток не понравился царю и боярам, однако было замечено, что он «отвращает от сна». В русском быту этот напиток стал популярен после 1679 года, после заключения первого торгового договора на поставку чая с Китаем. Тогда состоятельные москвичи смогли оценить полезные свойства чая и наслаждаться напитком, до сих пор сохранившим свою популярность. Название «чай» в русском языке возникло от китайского слова «ча», что в переводе означает «молодой листочек».
Еще один «колониальный товар» - кофе, появился в России в 1665 году. Придворный врач выписывал царю Алексею Михайловичу принимать кофе после обеда как лекарство «против насморков и главоболений».
О стоимости чая в середине 18 века гласила такая шутка: «не знаю, как поступить – корову купить, или чаю выпить?» Чай действительно стоил дороже коровы и продавался далеко не в каждой лавке.
Заслуга купцов Перловых состояла в том, что им удалось сделать чай доступным для широких слоев населения и продавать его намного дешевле, чем у других конкурентов. Чай у них можно было приобрести в развес в любом количестве, даже несколько грамм на одну чашку, что сделало напиток популярным у москвичей.
В 1787 году сын основателя чайной династии, Алексей Иванович Перлов, открыл собственную лавку для чайной торговли в Московском Гостином дворе. Его сын, Василий Алексеевич в 1860-е годы наладил сухопутную доставку чайного сырья из Китая, расширив в экзотической стране представительство чаеторговой фирмы «Василий Перлов и сыновья».
После 1869 года, когда умер Василий Перлов, его младший сын Сергей Васильевич основал собственную компанию для торговли чаем, сахаром и кофе, став конкурентом старшего брата Семена Перлова, руководившего семейным предприятием «Василий Перлов и сыновья».
Основная конкуренция братьев заключалась в разной «целевой аудитории»: Семён Перлов развивал массовый продукт, в то время как Сергей Перлов делал ставку на состоятельных клиентов. За качеством продукции следили строго - в магазине Перлова никогда не торговали контрафактом и третьесортным чаем. Сергей Перлов одним из первых начал продавать чай в жестяных банках для лучшей сохранности, а постоянным клиентам чай продавался в хрустальных шкатулках.
Вскоре Сергей Васильевич стал владельцем участка на Мясницкой улице. Это место было известно еще с 17 века и сменило много владельцев - здесь располагалось имение Волконских, затем жили Вяземские, Измайловы, проходили тайные собрания масонской ложи.
На этом участке Сергей Васильевич Перлов заказал архитектору Роману Клейну строительство нового дома, в котором должен был разместиться чайный магазин, а на верхних этажах предполагалось устроить помещения для сдачи жилья. Остатки дворянского имения снесли и в 1885 году приступили к строительству трехэтажного дома в стиле позднего ренессанса (ничего китайского в облике дома тогда не было).
На первом этаже был устроен большой магазин с чаеразвесочной фабрикой и складским помещением, а втором этаже поселился сам купец с семьей. Остальные помещения были отведены под сдачу жилья в аренду.
Известно, что Сергей Перлов был неравнодушен к восточной культуре.
В его квартире размещалась коллекция восточных редкостей.
В 1896 году по случаю коронации императора Николая 2-го в Москву должен был приехать чрезвычайный посол и канцлер Китайской империи, господин Ли Хунчжан.
Для развития выгодных торговых связей с Китаем семейство Перловых решило подготовиться к приезду высокопоставленного гостя, однако, до последнего момента было неясно, кого из представителей династии он почтит своим визитом. Компания «Василий Перлов и сыновья» имела статус поставщика двора Его Императорского Величества, в то время как предприятие Сергея Перлова не могло похвастаться таким масштабом.
В стремлении угодить китайскому гостю и в рекламных целях для «пиара» своего магазина Сергей Васильевич решается на смелый шаг - он поручает Роману Клейну снова перестроить свой дом на Мясницкой, но теперь уже в китайском стиле. Времени на перестройку не хватало. Роман Клейн передает проект своему помощнику, архитектору Карлу Гиппиусу, который не стал перестраивать само здание, изменив лишь фасад и навершие.
Со своей задачей Карл Гиппиус справился на все сто процентов!
На фасаде магазина появились узнаваемые элементы китайской экзотики: трехъярусная башенка с бронзовыми колокольчиками и загнутой кровлей, золотые дракончики, экзотические цветы и птицы. Внутренний интерьер ничуть не уступал внешнему убранству. Прилавки и колонны в магазине были выкрашены в алый цвет, потолочные балки стали зелено-голубыми, везде сверкала позолота.
Для отделки внутренних интерьеров магазина Перлов заказал у китайских мастеров две огромные вазы и шёлковое панно «Китаец» и «Китаянка». В помещении располагались мягкие пуфики, на которых можно было дегустировать продукцию магазина.
В 1896 году все было готово к прибытию важного китайского гостя, но Ли Хунь Чжан предпочёл навестить племянника Сергея Васильевича Николая (сына его брата Семёна Перлова), как официального наследника семейной компании Перловых, с которыми китайцы сотрудничали более ста лет.
Сергей Васильевич не сильно расстроился, поскольку его новый «китайский» дом произвел настоящий «фурор» среди москвичей и магазин стал очень популярным.
Судьба дома после Октябрьской революции была не столь драматична, как у других зданий. Конечно, дом был национализирован, а на верхних этажах расположились коммунальные квартиры, однако чайный магазин на первом этаже продолжал работать.
Семейный бизнес Перловых распался из-за эмиграции многих представителей династии, а самого Сергея Васильевича к тому времени уже не было в живых (он скончался 13 декабря 1910 года). Его вдова, Анна Яковлевна Перлова скончалась в 1918 году.
В 1920-е годы магазин находился в ведении «Чаеуправления», «разрекламированного» Владимиром Маяковским.
В 1960-е годы дом Перлова был включен в перечень архитектурных памятников Москвы.
В 1970 годы в магазине на Мясницкой (тогда - улица Кирова) можно было найти дефицитные сорта чая, а по своему статусу он ничуть не уступал знаменитому «Елисеевскому» гастроному.
В 1990-е годы здание сильно обветшало из-за отсутствия ремонта на протяжении ста лет. Силами правнучки Сергея Перлова в 2012 году здание было отреставрировано и восстановлено, а чайный магазин там существует до сих пор, в чем Вы сами можете убедиться.
_____________________________________________
Если Вам понравилась статья - ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал.
Будем путешествовать по "Лабиринтам времени" вместе!)