Нет, нет. Я ничего не перепутала. И "Моя картинная галерея" в этом месяце уже была. НО! Я об Александре Сергеевиче Пушкине.
Думается мне, что если я спрошу, кто писал портреты А.С. Пушкина, многие мне сразу же ответят - Кипренский и Тропинин. И, видимо, сильно кого-нибудь удивлю, сказав, что портреты знаменитого русского поэта всю свою жизнь писал Иван Константинович Айвазовский.
И.К. Айвазовский был маринистом. Он чрезвычайно редко изменял своей любимой теме - водной стихии. Перед её лицом человек обычно бессилен, и поэтому люди на картинах художника, как правило, гибнут. Но была, как оказывается, ещё одна постоянная тема: А.С. Пушкин и море.
Иван Константинович написал 20 картин, где Пушкин и море оказались совместимы. Появляясь из раза в раз в работах Айвазовского, поэт общается с безудержным морем как равный, только за ним художник признает подобное могущество.
Конечно, он не писал поэта с натуры. Но, в отличие от многих других авторов живописной пушкинианы, Айвазовский был с ним знаком.
Единственная встреча Ивана Айвазовского и А.С. Пушкина состоялась в сентябре 1836 года. Тогда молодому Айвазовскому было 19 лет, и до гибели великого поэта оставалось всего несколько месяцев.
"С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нём", — признавался позже Иван Константинович.
Вот как описывал ту единственную встречу сам Иван Константинович
«…В настоящее время так много говорят о Пушкине и так немного остается из тех лиц, которые знали лично солнце русской поэзии, великого поэта, что мне всё хотелось написать несколько слов из своих воспоминаний о нем. Вот они:
В 1836 году, до смерти за три месяца, именно в сентябре, приехал в Академию с супругой Натальей Николаевной на нашу сентябрьскую выставку Александр Сергеевич Пушкин.
Узнав, что Пушкин на выставке, в Античной галерее, мы, ученики Академии и молодые художники, побежали туда и окружили его. Он под руку с женою стоял перед картиной Лебедева, даровитого пейзажиста. Пушкин восхищался ею.
Наш инспектор Академии Крутов, который его сопровождал, искал между всеми Лебедева, чтобы представить Пушкину, но Лебедева не было, а увидев меня, взял за руку и представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль (я оканчивал Академию). Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: «Облака с Ораниенбаумского берега моря» и другая, «Группа чухонцев на берегу Финского залива». Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере. Тогда я его хорошо рассмотрел и даже помню, в чем была прелестная Наталья Николаевна.
На красавице супруге поэта было платье чёрного бархата, корсаж с переплетёнными чёрными тесёмками и настоящими кружевами, а на голове большая палевая соломенная шляпа с большим страусовым пером, на руках же длинные белые перчатки. Мы все, ученики, проводили дорогих гостей до подъезда.
Если Вы найдете, что в настоящее время эта маленькая заметка может быть интересна сколько-нибудь, то благоволите отдать напечатать. Сам я, признаюсь, не решаюсь этого сделать. Теперь сосчитать на пальцах тех немногих, которые его помнят, а я вдобавок был любезно принят и обласкан поэтом» (из письма И.К. Айвазовского к Н.Н. Кузьмину, 19 мая 1896 года).
***
Интересен тот факт, что художник и поэт были визуально очень похожи, а модные тогда бакенбарды ещё больше усиливали этот эффект, судите сами:
Портрет Айвазовского С.А. Рымаренко, 1846 и Портрет Пушкина О.А. Кипренского, 1827
Это сходство замечали и их современники, вот что писал о молодом художнике Айвазовском один из ближайших друзей поэта Пётр Вяземский:
"Кроме отличного таланта, имеет ещё одно особенное достоинство: напоминает наружностью своею нашего A.C. Пушкина".
Сам художник вспоминал потом о том, что жена Пушкина ещё при первой их встрече на той самой сентябрьской выставке Академии Художеств "нашла почему-то во мне тогда сходство с портретами её славного мужа в молодости".
Кстати, с вдовой поэта Натальей Николаевной художник будет поддерживать хорошие отношения и даже подарит ей картину "Лунная ночь у взморья", дарственная надпись на обороте которой до сих пор сохранилась "На память Наталии Ланской от Айвазовского. 1‑го Генваря 1847‑го года. С.‑Петербург".
Источники: https://dzen.ru/a/Yl6pSxQzdkaNklSv и
https://www.culture.ru/materials/127470/pushkinistika..
Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!