Найти в Дзене

Моя картинная галерея. Часть 22. Пушкин Айвазовского

Нет, нет. Я ничего не перепутала. И "Моя картинная галерея" в этом месяце уже была. НО! Я об Александре Сергеевиче Пушкине.

Думается мне, что если я спрошу, кто писал портреты А.С. Пушкина, многие мне сразу же ответят - Кипренский и Тропинин. И, видимо, сильно кого-нибудь удивлю, сказав, что портреты знаменитого русского поэта всю свою жизнь писал Иван Константинович Айвазовский.

И.К. Айвазовский. Фото из открытых источников интернет
И.К. Айвазовский. Фото из открытых источников интернет

И.К. Айвазовский был маринистом. Он чрезвычайно редко изменял своей любимой теме - водной стихии. Перед её лицом человек обычно бессилен, и поэтому люди на картинах художника, как правило, гибнут. Но была, как оказывается, ещё одна постоянная тема: А.С. Пушкин и море.

"Прощание Пушкина с морем" И.К. Айвазовский, И.Е. Репин, 1877.
"Прощание Пушкина с морем" И.К. Айвазовский, И.Е. Репин, 1877.

Иван Константинович написал 20 картин, где Пушкин и море оказались совместимы. Появляясь из раза в раз в работах Айвазовского, поэт общается с безудержным морем как равный, только за ним художник признает подобное могущество.

Конечно, он не писал поэта с натуры. Но, в отличие от многих других авторов живописной пушкинианы, Айвазовский​ был с ним знаком.

Единственная встреча Ивана Айвазовского и А.С. Пушкина состоялась в сентябре 1836 года. Тогда молодому Айвазовскому было 19 лет, и до гибели великого поэта оставалось всего несколько месяцев.

"С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нём", — признавался позже Иван Константинович.

"Пушкин на берегу Чёрного моря"
"Пушкин на берегу Чёрного моря"

Вот как описывал ту единственную встречу сам Иван Константинович

«…В настоящее время так много говорят о Пушкине и так немного остается из тех лиц, которые знали лично солнце русской поэзии, великого поэта, что мне всё хотелось написать несколько слов из своих воспоминаний о нем. Вот они:
В 1836 году, до смерти за три месяца, именно в сентябре, приехал в Академию с супругой Натальей Николаевной на нашу сентябрьскую выставку Александр Сергеевич Пушкин​.
"А.С. Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа", 1886.
"А.С. Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа", 1886.
"А.С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе", год неизвестен.
"А.С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе", год неизвестен.
Узнав, что Пушкин на выставке, в Античной галерее, мы, ученики Академии и молодые художники, побежали туда и окружили его. Он под руку с женою стоял перед картиной Лебедева, даровитого пейзажиста. Пушкин восхищался ею.
Наш инспектор Академии Крутов, который его сопровождал, искал между всеми Лебедева, чтобы представить Пушкину, но Лебедева не было, а увидев меня, взял за руку и представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль (я оканчивал Академию). Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: «Облака с Ораниенбаумского берега моря» и другая, «Группа чухонцев на берегу Финского залива». Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере. Тогда я его хорошо рассмотрел и даже помню, в чем была прелестная Наталья Николаевна.
"Пушкин на берегу Черного моря", 1887.
"Пушкин на берегу Черного моря", 1887.
На красавице супруге поэта было платье чёрного бархата, корсаж с переплетёнными чёрными тесёмками и настоящими кружевами, а на голове большая палевая соломенная шляпа с большим страусовым пером, на руках же длинные белые перчатки. Мы все, ученики, проводили дорогих гостей до подъезда.
"А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал", 1880.
"А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал", 1880.
Если Вы найдете, что в настоящее время эта маленькая заметка может быть интересна сколько-нибудь, то благоволите отдать напечатать. Сам я, признаюсь, не решаюсь этого сделать. Теперь сосчитать на пальцах тех немногих, которые его помнят, а я вдобавок был любезно принят и обласкан поэтом» (из письма И.К. Айвазовского к Н.Н. Кузьмину, 19 мая 1896 года).
"Пушкин на берегу Черного моря", 1868.
"Пушкин на берегу Черного моря", 1868.
"Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца", 1899.
"Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца", 1899.

***

Интересен тот факт, что художник и поэт были визуально очень похожи, а модные тогда бакенбарды ещё больше усиливали этот эффект, судите сами:

-10

Портрет Айвазовского С.А. Рымаренко, 1846 и Портрет Пушкина О.А. Кипренского, 1827

Это сходство замечали и их современники, вот что писал о молодом художнике Айвазовском один из ближайших друзей поэта Пётр Вяземский:

"Кроме отличного таланта, имеет ещё одно особенное достоинство: напоминает наружностью своею нашего A.C. Пушкина".

Сам художник вспоминал потом о том, что жена Пушкина ещё при первой их встрече на той самой сентябрьской выставке Академии Художеств "нашла почему-то во мне тогда сходство с портретами её славного мужа в молодости".

Кстати, с вдовой поэта Натальей Николаевной художник будет поддерживать хорошие отношения и даже подарит ей картину "Лунная ночь у взморья", дарственная надпись на обороте которой до сих пор сохранилась "На память Наталии Ланской от Айвазовского. 1‑го Генваря 1847‑го года. С.‑Петербург".

Источники: https://dzen.ru/a/Yl6pSxQzdkaNklSv и

https://www.culture.ru/materials/127470/pushkinistika..

Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!