Найти в Дзене

Личностные адаптации. Обсессивно-компульсивная. Ответственный трудоголик.

"Работа и труд – всё перетрут!
Чтоб обеспечить комфорт и уют,
Люди покоя себе не дают,
Пашут и пашут, и не устают…" Ирина Майская Алгоритм поведения, помогающий ребенку приспособиться к тому окружению, к тем условиям, куда он попал, называется личностной адаптацией. Теория адаптаций Пола Уэра выделяет шесть основных их видов: шизоидная, истероидная, обсессивно-компульсивная, параноидная, пассивно-агрессивная, антисоциальная. Та или иная адаптация или их сочетание присущи любому человеку. Это вариант нормы – иметь арсенал основных стратегий, т.е. адаптации для выживания и для одобрения. Понимание и выделение основной личностной адаптации позволяет увидеть варианты возможных сценарных процессов, в которых участвует человек. А распознанный деструктивный сценарий становится доступным для изменения. Как говорится, чтобы победить, врага нужно знать в лицо. Рассмотрим четвертую из адаптаций – обсессивно-компульсивную (Ответственный трудоголик). Обсессивно-компульсивная адаптация, как и истер
"Работа и труд – всё перетрут!

Чтоб обеспечить комфорт и уют,
Люди покоя себе не дают,
Пашут и пашут, и не устают…" Ирина Майская

Алгоритм поведения, помогающий ребенку приспособиться к тому окружению, к тем условиям, куда он попал, называется личностной адаптацией. Теория адаптаций Пола Уэра выделяет шесть основных их видов: шизоидная, истероидная, обсессивно-компульсивная, параноидная, пассивно-агрессивная, антисоциальная. Та или иная адаптация или их сочетание присущи любому человеку. Это вариант нормы – иметь арсенал основных стратегий, т.е. адаптации для выживания и для одобрения.

Понимание и выделение основной личностной адаптации позволяет увидеть варианты возможных сценарных процессов, в которых участвует человек. А распознанный деструктивный сценарий становится доступным для изменения. Как говорится, чтобы победить, врага нужно знать в лицо.

Художник Худяков Константин
Художник Худяков Константин

Рассмотрим четвертую из адаптаций – обсессивно-компульсивную (Ответственный трудоголик).

Обсессивно-компульсивная адаптация, как и истероидная, формируется у ребенка тоже для одобрения (в более поздний период детства, в 4-5 лет). Рассмотренные ранее, шизоидная и параноидная – для выживания (в более ранний период детства).

В период формирования Я-концепции ребенок начинает воспринимать себя оценивая – кто я? Оценивая глазами значимых взрослых. Это период осознаний – какой я? Если  родители жестки и непреклонны в требовании беспрекословного послушания, выполнения обязанностей, многочисленных занятий чем-либо на их взгляд максимально нужным и важным, то ребенок оказывается психологически перегруженным. «Надо» доминирует над «хочу». А ведь он еще совсем ребенок… Но уже столько всего должен. Это могут быть школы развития, кружки, спортивные секции, занятия на опережение школьной программы – и все это за счет сокращения или исключения свободного времени для игр и общения со сверстниками. Само по себе намерение развития можно назвать прекрасным, если бы груз усилий и ответственности, связанный с этим намерением, не был бы избыточным и слишком тяжелым для ребенка, требования родителей не были бы слишком жесткими, а их критика за ошибки - безжалостной. Так, если результаты с ребенка спрашиваются не по годам, то малыш привыкает «пахать как проклятый», чтобы только получить одобрение родителей. Он забывает, что он ребенок. Он становится пятилетним трудоголиком, только работает не за зарплату, а за похвалу родителей.

Такой малыш чувствует себя ОК только если он идеален. Но мы знаем, что любой идеал не достижим в принципе и ошибки неизбежны. Поэтому у ребенка формируется экзистенциальная позиция – Я не ОК, ты ОК («Я очень стараюсь стать совершенным, ведь тогда меня полюбят, но пока-то… я не совершенен, и значит я не ОК»).

В результате необходимости делать все правильно, вовремя и наилучшим образом, формируется установка (драйвер) – «Будь совершенным» (если я все делаю хорошо и правильно, то меня любят). Это ведет к разрастанию в сознании фигуры Контролирующего Родителя (нудного и жесткого цербера), который частично поглощает (контаминирует) фигуру здравомыслящего Взрослого (Надо - надо - надо! Только работать!) Эх… все это очень нелегко и поэтому ребенок получает еще один драйвер (вспомогательный) – «Будь сильным» (это посыл в адрес великих стоиков, справедливо сказать, что могут выдержать они весьма многое, однако жаль, что это не делает их счастливыми, но при этом… результаты могут очень впечатлять).

Детская часть по своей природе не дисциплинирована в принципе и трудиться она вовсе не желает, она желает играть, но ребенок при обсессивно – компульсивной адаптации получает от родителей нейтрализующие шаловливую детскую часть, послания - запреты:  «Не будь ребенком» (все во дворе бездельничают? и ты хочешь? а на скрипке ты поиграл, посуду помыл, стихотворение выучил? они все балбесы, не бери с них пример), «Не радуйся» (какие игры, еще чего? – иди тренируйся, нечего ерундой страдать), «Не чувствуй» (если показать свои чувства, то это слабость, несовершенство, а я-то должен бы совершенным).

Взросление у ребенка с обсессивно-компульсивной адаптацией наступает раньше срока, в отличие от истерика, остающегося вечным ребенком. Здесь влияют еще и сложности в общении со сверстниками, потому что установка быть лучшим влечет за собой соперничество, страх выглядеть на фоне кого-то проигрышно. А если родители еще и сравнивали, что «у соседки сын-то вон уже, а ты еще…», то страх конкуренции становится поглощающим. Так безраздельная власть Контролирующего Родителя в сознании ребенка над робким, не уверенным в себе Взрослым ведет к выбору стратегий – Уход от общения и Активность в решении проблем (за себя и за того парня тоже, для чего необходимость быть совершенным – отличное топливо).

Поскольку родители были недовольны ребенком, когда он бездельничал, или когда результаты его стараний не соответствовали их грандиозным планам, то впоследствии прекращение деятельности приводит человека к тревоге, за которой скрывается страх отвержения (если я несовершенен, то меня отвергают, а как стать совершенным, если ничего для этого не делать?). Спутниками тревоги будут также вина (в ответ на самобичевание за свое несовершенство) и гнев (нотации Внутреннего Критика за то же несовершенство).

Человек с ярко выраженной обсессивно-компульсивной адаптацией максимально ответственный, дисциплинированный, методичный, упорный, внимательный, исполнительный и конечно же он перфекционист с большой буквы П.

Человек с обсессивно-компульсивной адаптацией погружен во внутренний диалог своего Родителя, бубнящего занудным голосом о «опять плохо, несовершенно, а могло бы быть и лучше». Мышление его чрезвычайно активно, поскольку анализ о том, как бы превзойти самого себя и всех сразу, не прекращается. Плюс  вина и гнев. Все это мешает доступу к истинным чувствам ребенка – боли от неодобрения и непринятия родителями. Эти чувства должны быть осознаны и прожиты в терапии. Для этого психолог принимает роль Контролирующего Родителя (в плюсе), т.к. к нему Клиент уже привык и получив от него очередное задание, примется с привычным усердием «выполнять на пятерку». Свободный Ребенок тоже может быть задействован - для совместной игры.  Главной задачей здесь будет получение доступа к аутентичным - детским чувствам, осознание их и остановка маниакальных действий по достижению совершенства. Таким образом, при интеграции мышления и истинных чувств, открывается возможность новых алгоритмов поведения, направленных уже не на достигаторство и соперничество, а  на остановку в моменте, отдых, радость, удовольствие от жизни, не смотря на свое и чужое несовершенство (последовательность М-Ч-Д).

Клиент с обсессивно-компульсивной адаптацией склонен попадать в сценарий «Пока не», «Почти2», «Открытый финал». В сценарии «Пока не» жизнь - как проект. Когда-нибудь она обязательно начнется. А пока нужно успеть очень многое. Удовольствие должно быть заслужено – «Как та Золушка, пока не помою полы, посуду, голову, ребенка, кота и руки не менее семи раз, пока не сделаю зарядку, прическу, уроки с сыном, салат из морепродутов и пока не помедитирую минимум сорок минут, я не могу почитать любимую книжку». В этом сценарии важно стать идеальным, чтобы… чтобы что-то произошло. Но поскольку идеал не достижим, «что-то» не происходит. Человек зависает на цикле бесконечного самосовершенствования без перехода на другой уровень – «Я не могу начать практику психолога пока не получу еще одно образование». А потом еще одно образование… Так радость жизни отодвигается за линию горизонта. В сценарии «Почти2» происходят похожие процессы - любые собственные результаты обесцениваются, не замечаются. «Я начну практику психолога, когда получу необходимые знания» - очередной красный диплом даже цветом подтверждающий, что знания получены, убирается в шкаф, а в поисковике уже задан запрос на новое обучение… Два предыдущих сценария могут перейти в «Открытый финал» - это происходит тогда, когда все возможное уже изучено/сделано, но совершенства все нет. Делать уже нечего, разве что менять область совершенствования – «У Самурая нет цели, есть только путь». В нашем примере человек может изучить все направления психологии поочередно, но даже не планировать стать психологом, вместо этого он начнет изучать ядерную физику (надолго хватит…). Учеба ради учебы. Финал не известен, открыт.

В работе с личностью с ярко выраженной обсессивно-компульсивной адаптацией, необходимо занимать привычную для клиента позицию Контролирующего Родителя, чтобы Клиент дисциплинированно принял к исполнению указания о новой задаче (еще один повод достичь совершенства), заключающейся в осознании и проживании истинных чувств (детской боли). Для создания безопасного пространства доверия и игры можно периодически общаться на уровне Свободных Детей, что открывает дверку к непосредственности, легкости и радости жизни.

Знающий о своей адаптации человек может самостоятельно наблюдать за своими порывами к безупречному совершенству, отслеживать занудство Внутреннего Критика, осознанно заменяя его тирады похвалой и одобрением себя за уже достигнутые результаты. Также необходимо налаживать контакт с чувствами и желаниями, разрешая себе радости жизни до того, как будет достигнуто совершенство. Следует отметить, что работа по переключению от достижения «лучшей версии себя» к «и так уже замечательно» потребует больших усилий и терпения, но ведь в упорстве вся сила обсессивно-компульсивного, вот ее и нужно перенаправить на новую цель – научиться радоваться и наслаждаться здесь и сейчас, запуская все полученные результаты в дело сейчас, а не когда-нибудь в следующей жизни. Однако в тандеме с психологом сделать все это быстрее и легче.

Статья о шизоидной адаптации ЗДЕСЬ.

Статья о параноидной адаптации ЗДЕСЬ.

Статья об истероидной адаптации ЗДЕСЬ.

Продолжение следует, подпишитесь, чтобы не пропустить.

Подборка статей "Мир такой, каким ты видишь его" здесь.

Подборка статей "Про отношения" здесь.

Подборка статей "Про манипуляции" здесь.

Благодарю за лайки, подписки и комментарии.

Если вам нужна консультация, пишите в личные сообщения kat46marina@yandex.ru.

Читайте также.

«Стоит ли прощать абьюзера за потерянные годы?»

«Жить с мужчиной за еду»

«Слушать тело, чтобы услышать»

Мои книги на ЛитРес

#Психология #личностные адаптации #транзактный анализ #взрослый родитель ребенок #страхи #саморазвитие #самооценка