«Вставай скорей! Собравшись разом,
Срази беду с пол-оборота.
И не теряй энтузиазма,
Штурмуя новые высоты» (Владимир Котиков).
Алгоритм поведения, помогающий ребенку приспособиться к тому окружению, к тем условиям, куда он попал, называется личностной адаптацией. Теория адаптаций Пола Уэра выделяет шесть основных их видов: шизоидная, истероидная, обсессивно-компульсивная, параноидная, пассивно-агрессивная, антисоциальная. Та или иная адаптация или их сочетание присущи любому человеку. Это вариант нормы – иметь арсенал основных стратегий, т.е. адаптации для выживания и для одобрения.
Понимание и выделение основной личностной адаптации позволяет увидеть варианты возможных сценарных процессов, в которых участвует человек. А распознанный деструктивный сценарий становится доступным для изменения. Как говорится, чтобы победить, врага нужно знать в лицо.
Рассмотрим третью из адаптаций – истероидную (Сверхреагирующий энтузиаст).
Истероидная адаптация формируется у ребенка уже для одобрения (в более поздний период детства). Рассмотренные ранее, шизоидная и параноидная – для выживания (в более ранний период детства).
Маленькие принцы и принцессы привыкают получать одобрение через умение нравиться, очаровывать, восхищать – «А сейчас наш малыш вам споет/станцует/расскажет стишок. Несите стульчик. Маленький мой, давай, я тебя на него поставлю». Если читать стишок, взгромоздившись на стульчик, желания у ребенка вдруг не оказывалось, то в этом случае родители очень расстраивались и даже могли быть недовольны с разными вытекающими неприятными последствиями. Но если стишок с энтузиазмом читался, то все становились счастливы, и тоже с разными последствиями, только уже приятными. Вывод очевиден – малыш выучивается радовать окружающих, демонстрировать исключительно позитив и с рвением осваивает азы актерского мастерства. В результате нежелание родителей прислушиваться к истинным чувствам ребенка, отсутствие внимания к его настроениям, по сути – к нему самому, каков он есть, влечет за собой отсутствие и у ребенка внимания к себе самому. «Как я могу порадовать родителей? Какие эмоции мне сейчас показать?» - эти вопросы преобладают над тем «А что я на самом деле чувствую/хочу?». Контакт с собой теряется, все силы уходят на соответствие чужим ожиданиям полюбоваться на нечто позитивное. В результате ребенок делает примерно такие выводы о мире, в котором он живет: «Мне хорошо и безопасно, когда я радую других», «Что я чувствую не важно, важно, чтобы все вокруг улыбались мне и восхищались мной».
Люди с ярко проявленной истероидной адаптацией артистичны, они умеют быть душой компании, притягивать и удерживать внимание, обаятельны, харизматичны и часто их выбор деятельности связан с творческими профессиями, в т.ч. предусматривающими выход на сцену (регулярное чтение стишков на стульчике – хорошая школа для этого).
В результате необходимости «быть все время в образе» и не замечать собственных чувств и настроений, формируется установка (драйвер) – «Радуй других» (мне хорошо, если другие мне рады), а также запреты: «Не расти» (умиляют ведь больше малыши, какой смысл взрослеть?), «Не думай» (см. п. «Радуй других» - зачем еще и думать, о чем думать? - улыбаться надо…), «Не будь собой» (собой это как, когда грустно? - неет… собой быть не интересно, одобрения же не получишь), «Не чувствуй» (чувства я играю, мои настоящие чувства никому не интересны, за них меня не одобряют).
Взросление не входит в интересы ребенка с истероидной адаптацией. Поэтому его Взрослая часть контаминирована (частично поглощена) Детской. Это вечные девочки и мальчики – до старости лет. Привычка и необходимость быть в центре внимания ведут к выбору стратегий – Вовлеченность в общении и Активность в решении чужих проблем. Актеры, зажигающие эмоции зала, певцы, ораторы – они знают КАК влиять, обаять, нравиться. Но после выступления часто их настигает полное опустошение, потому что их собственный внутренний мир остается без внимания, даже их самих.
Следует отметить, что отработанный в детстве сценарий радовать родителей определенным образом может давать сбой в солидном возрасте, вызывать недоумение у окружающих, ведь образ принца и принцессы не всегда вписывается в реальность гармонично. Также алгоритм «радовать» веселостью, шуткой, песней, смехом бывает неуместен, когда другому человеку необходимо сочувствие и понимание. «Смех висельника» - это тоже об истероидной адаптации, о собственных несчастьях они могут рассказывать со смехом, обесценивая свои чувства по привычке и продолжая радовать собеседника (ведь расстраивать никого категорически нельзя).
Экзистенциальная позиция, свойственная истероидной адаптации - Я не ОК, Ты ОК (Я могу быть ОК только если радую тебя).
Человек с ярко выраженной истероидной адаптацией артистичный, эпатажный, энергичный, общительный, обаятельный, эмпатичный, практикующий театральные эффекты, красноречивый, заботливый, чуткий.
Истерик привык всех радовать и не показывать своих настоящих чувств. Поскольку родители не видели истинных чувств ребенка, истерик не научился их проявлять. Этот алгоритм переносится на все отношения. Он радует партнера, коллег, оставляя себя самого настоящего в тени. Главной задачей здесь будет формирование образа Заботливого Родителя, проявляющего внимание к настоящим чувствам детской части. Ребенок должен стать замеченным. Для этого работа начинается с расчищения пространства чувств, контакта с ними. Не показная, угодная всем радость, а истинные глубокие чувства - печаль, тоска, гнев, одиночество, то что подавлялось в угоду родителям. После чего открывается возможность к адекватному мышлению, здравой оценке реальности. Таким образом, при контакте и проживании истинных чувств, формировании новых объективных алгоритмов мышления открывается возможность новых алгоритмов поведения, направленным на равноценный энергообмен с миром, когда брать равно давать, то есть радовать и осчастливливать всех не нужно (последовательность Ч-М-П).
Клиент с истероидной адаптацией склонен попадать в сценарий «После». Этот сценарий подразумевает обязательную расплату за то, что получаешь. «Если сейчас я весел, то потом мне будет плохо». Обусловлено это тем, что проявление истинных чувств, в том числе и собственной радости, вызывало недовольство и недоумение родителей – с чего это их безупречная игрушка поломалась? Сценарий «После» похож на похмельный синдром – если перебрать с чем-то, чего хотелось, то потом обязательно придет жесткая расплата. Поэтому для предотвращения неприятных последствий выбирается переключение внимания на то, что хотят другие. Если радовать других, то и расплачиваться за свою неуместную радость не придется.
В работе с личностью с ярко выраженной истероидной адаптацией, необходимо занимать позицию Заботливого Родителя, чтобы Клиент почувствовал, что его эмоции имеют право быть такими, какие они есть, а не такими, какие хотят видеть другие. Для создания безопасного пространства доверия хорошо дозированно общаться на уровне Ребенок-Ребенок, т.к. детское эго-состояние максимально включено у истероида. Также понадобится адекватный взгляд Взрослого, который поможет мышлению истероида стать более реалистичным и воспринимать мир не только через чувства, но и через логику, в т.ч. анализировать уместность проявления и аутентичность тех или иных чувств (этого действительно хочу я? - например, эпатажно играть в принца/принцессу, добрую фею, весельчака-балагура и т.д...)
Знающий о своей адаптации человек может самостоятельно отслеживать СВОИ эмоции, для чего полезно вести дневник саморефлексии, разделяя чувства и эмоции на свои собственные и привычно направленные на интересы других. Развивать связь мышления и чувств. Что я думаю? Что я чувствую? Контролировать здравый подход к решению проблем - А делаю-то я в итоге что? Контролировать, когда привычка радовать других поглощает все внимание, отвлекая от собственной тревоги и связанных с ней потребностей. Однако в тандеме с психологом сделать все это быстрее и легче.
Статья о шизоидной адаптации ЗДЕСЬ.
Статья о параноидной адаптации ЗДЕСЬ.
Продолжение следует, подпишитесь, чтобы не пропустить.
Подборка статей "Мир такой, каким ты видишь его" здесь.
Подборка статей "Про отношения" здесь.
Подборка статей "Про манипуляции" здесь.
Благодарю за лайки, подписки и комментарии.
Если вам нужна консультация, пишите в личные сообщения kat46marina@yandex.ru.
Читайте также.
«Стоит ли прощать абьюзера за потерянные годы?»
«Слушать тело, чтобы услышать»
#Психология #фильм Кука #транзактный анализ #взрослый родитель ребенок #страхи #саморазвитие #самооценка