Проф. Никчевич показывает значение «атестинских грамматических таблиц», в которых Матей Бор открыл морфологию и фонетику венетского языка которые полностью совпадают со словенским языком Центральной Европы.
По его мнению, выводы Матея Бора абсолютно приемлемы. Из них следует, что истоки словенцев и других славян Центральной Европы следует искать в глубокой древности мезолита Европы, когда венеты в Центральной Европе расселились от Прибалтики до Адриатики. Другой вывод: венетский язык представляет собой праславянский язык западного толка.
Изучив интерпретацию венетских надписей М. Бора, можно сделать вывод, что данное исследование имеет бесценное значение для изучения словенского и славянского этногенеза. Подобное значение в дальнейшем может иметь и открытие Радивое Пешича, профессора ориенталистики в Милане. Во время раскопок в селе Винча на Дунае, где венеты жили в I тыс. до н. э. он открыл предположительно древнейшую в Европе и мире письменность. Из найденных букв он составил азбуку назвав её «Винчанское письмо». Винчанское письмо подобно венетскому и используется с древнейших времён.
Распространение венетской культуры шло тремя главными путями, которые мы опишем ниже.
Первый путь словенетов лежал по Дунаю до Чёрного моря и дальше в Азию. Этот путь через Балканы описал Геродот (500 г. до н. э.), а в Малой Азии- Гомер (700 г. до н. э.). В «Илиаде» Гомер описывает венетов как союзников осаждённой Трои (1200 г. до н. э.), впервые записывая их как «Enetoi» (Энеты).
Возникает вопрос, откуда Гомер взял это название, которое затем, будучи переведено на латиницу, стало общеизвестно как венеты. Добавленная позже в латинском буква говорит о том, что Гомер её пропустил. Из греческого название было переведено на латинский как «венеты». От латинян это название перешло к немцам как «венеды», «венды» или «винды».
Название Любляна, обозначавшее другую часть города, также, вероятно, из долатинских времён. Его отмечает географ Страбон: «Путь из Тергесте, карнийской деревеньки, до болота Лугеона идёт через Окру (Хрушице)». Скорее всего «Лугеона» было на слуху неправильно записано вместо «Лубеона». Это слово происходит от корня «луб» или «лоб», который и сегодня в русском языке означает холм. Подобны этому названия Любель, Леобен и т. д. С приставкой «а» (в настоящее время «о») у нас есть слово «alobje» (гористая местность), от которого произошли названия Альпы, Альбано, Албания и т. д.
Из этого следует, что новая словенетская культура укоренилась на территории современной Словении прежде, чем на Апеннинах. Лишь несколько позже, около 1100 г. до н. э., появились по свидетельствам археологов, урновые захоронения в северной Италии. Вопрос, откуда венеты пришли в Италию, излишен, ведь путь из Словении был коротким и лёгким.
На территории между Альпами, рекой По и Адриатикой культура словенетов имела те же черты, что и в других районах Европы: крупные поселения вблизи рек, развитое земледелие, высокое искусство обработки бронзы, торговля янтарём и янтарными изделиями и расширение торговых связей.
Большие общности со временем дробятся на меньшие группы со своими особенностями. Первые признаки возникновения новых форм культуры урновых захоронений можно обнаружить вскоре после расселения венетов по Италии, а именно в двухконечных урнах. Наибольшее их количество было найдено в местечке Вилланова вблизи Больньи, поэтому культура получила название культура Вилланова как вариант культуры урновых захоронений. Начиная с этого времени (1000-800 гг. до н. э.) из культуры урновых захоронений развились четыре исключительно важные культуры: рассенская, Гальштат, Эсте и Голасекка.
Об Рассенах написано много, включая различные догадки и гипотезы об их происхождении.
Во всех существующих теориях появление Рассенов есть доля правды, но ни одна из них не отражает проблему полностью.
Первую теорию выдвинул отец историографии_ Геродот. Согласно ей, некогда в Лидии (Малая Азия) случился голод. Местный правитель Атис решил послать половину жителей под предводительством своего сына Тиррена на поиски новой земли для своего народа. Путешественники погрузились на ладьи и приплыли на Апеннины. Там они в честь своего предводителя поменяли название лиды на тиррены. Так появились Рассены, которые именуются «Tirrhenoi». Отсюда появилось название Тирренское море.
В наше время появилась следующая теория, согласно которой Рассены пришли на Апеннины с севера. Её авторы строят свою теорию на некоем тексте Тита Ливия, который писал: «Альпийские народы, особенно реты, имеют то же происхождение, что и Рассены». Это должно было означать, что Рассены при своём продвижении с севера оставили за собой эти народы. Однако Ливий так не думал, поскольку в другом месте пишет, что Рассены сначала построили двенадцать городов на тирренском побережье, а затем повернули к Апеннинам и Альпам.
Можно было бы добавить сюда и словенскую теорию, которую представляют Антон Берлот и Матей Бор. Они считают, что Рассены пришли с севера в рамках распространения культуры урновых захоронений. Они опираются на Рассенские надписи, в которых обнаруживают сходство со словенским языком. Из этого они делают вывод, что Рассены являются самой южной ветвью венетов.
Ключём к пониманию проблемы Рассенов является культура Вилланова, засвидетельствованная на Сев. Апеннинах примерно за 1000 лет до н. э. В сущности это та же культура урновых захоронений, лишь урны имели двухконечную форму. Таким образом, носители культуры Урновых захоронений (венеты) принесли свою культуру в Тоскану и дальше, минуя Апеннины (словенское название, означающее «известковые горы» (apneni hribi). Археологи обнаружили урновые захоронения на латинском Палатине, когда Рим ещё не существовал, и на Альбанских горах, носящих словенское название («ALOBJE»- горы от «lob»- гора).
Таким образом, Рассены вышли из венетской культуры урновых захоронений так же, как реты, которых Ливий сравнивает по происхождению с Рассенами.
К возникшему таким образом народу присоединился некий новый элемент из Малой Азии, давшей Рассенской культуре особый восточный оттенок. Судя по одной из Рассенской надписей, этот новый элемент могла представлять группа хетитов, которые, возможно, после уничтожения их царства в Малой Азии в 1200 г. до н. э. искали новую землю для поселения. (Группа хетито-лувийцев по показаниям молекулярной генетики имеет подклад Y4141 славянского клада R1a прим. Л. И.).
Все гипотезы (вместе с другими предположениями) теперь можно объединить в одну: Рассены очень старый автохтонный народ. Их основой явилось индоевропеизированное изначально протославянское население, как и в случае с альпийским народом, с которым смешался некий народ, пришедший из Малой Азии.
Такое объяснение не противоречит развитию рассенского языка, который первоначально ещё имеет большое сходство с венетским языком и который поэтому можно толковать с помощью словенского языка, в то время как позднейшие надписи, после объединений двух и более языков, непонятны, хотя рассенское письмо и осталось ещё равнозначным венетскому. До Антона Берлота никто не сравнивал рассенский язык со славянскими языками (в России это сделали Ю. И. Венелин и А. Д. Чертков - Ред.). Наиболее основательно это сделал Матей Бор, расшифровавший множество рассенских надписей.
В поиске истоков рассенского языка следует иметь в виду, что по редким переводам на латинский язык ясен славянский характер рассенского языка. Рассмотрим несколько примеров.
Исключительное значение имеет слово «veliak», которое мы находим в четырёх рассенских надписях и которое в том же виде есть в словенском языке. Вывод о том, что это слово имеет одинаковое значение в обоих языках, можно по двуязычной надписи, в которой рассенское слово «velimna» переведено на латинский как «violens». Следовательно, слово «vel» означало «большой, могучий, сильный».
Месяц март Рассены называли, как записано по латински, «velcitanus». Если отбросить латинский суффикс -us, получим выражение «velci (velki) dan» (большой день, Великдень- малорос.). О том, что речь идёт действительно о большом дне говорит сам месяц, в котором день становится длиннее ночи. Это был праздник весны.
Латинское слово «atrium» имеет рассенское происхождение. Известный исследователь Рассенов Паллоттино пишет, что латины переняли дома с атриумом у Рассенов. Атриум представлял собой центральное внутреннее помещение в домах латинов. Речь идёт о старославянском слове «otru», которое Миклошич записывает как «atru» (внутри).
Один из интереснейших рассенских топонимов- название города, которое латины называли Популония от рассенского Поплуна или Попелуна. Археологические исследования показали, что во времена Рассенов этот город был изготовления металла и был построен на толстом слое пепла, образующегося при плавлении руды. Пепел (архаик.) (Попель) является старым славянским словом.
На двух каменных саркофагах (TLE 135 и 138) можно прочитать слово «kamnas». Вполне возможно, что саркофаг называли «kamna», как его могли назвать и сегодня. Буква «s» представляет собой указательное местоимение: этот камень. В словенском языке осталась буква «s» с тем же значением в слове «sinoc^i» (вчера вечером). На двух других саркофагах написано «kamoi», что очевидно является синонимом первого слова. Интересно, что в полабском языке камень называют «kaqmoj».
Подобных рассенских надписей слов, а также фраз, значение которых известно по другим источникам, немало. Невозможно отбросить эти убедительные доказательства. А что же рассенские надписи? Они также доказывают славянский характер рассенского языка, особенно древнейшие надписи.
Итак, мы закончили публикацию четвёртой части книги трилогии словенских языковедов и палеоисториков Матея Бора, Ивана Тамажича и Йошко Шавли «Венеты и Рассены у истоков Европейской цивилизации». Продолжение следует. А напоследок я хочу сообщить интересующейся публике самые свежие геномные данные, касающиеся наших тем: происхождение, пути миграции, расселение и пр. русских, славян или праариев и происхождение, пути миграции, расселение и пр. их оппонентов в Европе и Евразии эрбинов или денекавказцев беллбикеров на той же территории.
2880-2633 calBCE (4163±23 BP) Serbia_EBA_Yamnaya Zabalj-Medisova-humka (South Bačka District, Žabalj Municipality, Zabalj) Serbia U4b1b1 R-L52 (R1b1a1b1a1 R-L151
3300-2500 BCE Romania_EBA_Yamnaya Smeeni (Buzău County, Smeeni) Romania K1b2b R-L51 (R1b1a1b1a)
2950-2450 BCE Hungary_EBA_Yamnaya_1drel.I3510_contam Sárrétudvari-Őrhalom-unknown-site-1 (Hajdú-Bihar County, Püspökladány) Hungary H2b R-Y132510 (R1b1a1b1a1a2c1) R-L52:
2851-2498 calBCE (4085±25 BP, PSUAMS-10774) Russia_Volga_EBA_Yamnaya Krasnosamarskoe-4 (Samara Oblast, Kinel District, Krasnosamarskoe Village) Russia U5a1a1 R-L51
3300-2600 BCE Russia_Kalmykia_EBA_Yamnaya Idzhil-2 (Republic of Kalmykia, Oktyabrsky District, Idzhil Village) Russia H13a1a R-L51
2852-2500 calBCE (4090±25 BP, PSUAMS-7871) Russia_Don_EBA_Yamnaya_A Krestovyi kurgan (Rostov region, Aksay District, near Alitub village) Russia T1a1 R-L51
R1b-L51 Волго-Дон -> Румыния, "ямная" R1b-L52 - Сербия, R1b-L151 Швейцария - Франция – Голландия.
Из всей этой тарабарщине поясняю нашли чрезвычайно важный путь миграции эрбинов из Самарской обл. (Кrasnosamarskoje подклад L51) в 2851-2498 году до. н. э. далее этот подклад появляется в Kalmikija подклад L51 в 3300-2600 г. до н.э., далее курган Krestovij (Ростовская обл.) подклад L51 2852-2500 г. до н. э. далее Молдавия курган Crihana Veche подклад L51 Yamnaya, далее Румыния стоянка Smeeny подклад L51 2834-2457 г. до н. э. далее Сербия стоянка Zabalj под клад L52 2880-2633 г. до н. э., далее Венгрия стоянка Puspoklodany 2950-2450 г. до н. э. подклад L52 и далее Швейцария и Голландия подклад L52-L151 стоянка Aes25 2864-2501 г. до н. э.
А это говорит, что ямники каким-то образом просачивались мелкими группами в Центральную Европу по маршруту Самарская обл. - Калмыкия-Ростовская обл. - Молдавия-Румыния-Сербия-Швейцария-Голландия к своим собратьям бикерам уже португальских подкладов U106 и Р312 пришедших уже из Сев. Африки через Гибралтар на Иберийский полуостров в 2800 г. до н. э. (этот путь миграции мы освещали в предыдущих очерках).