Найти в Дзене

600 000 человек - составляет дефицит инженеров в России! Проблема такая же, как и с учителями. К чему это приведет?

Вы тоже ежеминутно слышите из каждого утюга о необходимости импортозамещения в России всего, что только можно, о собственном производстве и новой индустриализации? И вроде всё логично в этих призывах, ведь сейчас это как раз актуально в связи с обширными санкциями против России, когда закрывается доступ к иностранным технологиям!

Только вот забыли озаботиться вопросом – а кто же это все делать-то будет? Нужны же квалифицированные кадры – технари, инженеры, рабочие.

Так вот и невольно задаешься вопросом - а что же на самом деле сейчас у нас происходит в производстве и сфере разработок новых технологий, то есть в тех самых инновациях, как их сейчас модно называют?

А там на самом деле огромный дефицит инженерных кадров, который составляет порядка 600 000 специалистов [1].

На сегодняшний день инженеров ищет каждая пятая компания в стране. В России не хватает инженеров практически всех специальностей.

На рекрутинговых сервисах публикуется в 3 раза больше вакансий для инженеров-электронщиков, чем резюме. В частности, компаниям не хватает порядка 30 тыс. инженеров-проектировщиков и 20,4 тыс. инженеров-технологов — это самые востребованные специальности [1].

По данным hh.ru, за период с января по октябрь 2024 г. для инженеров различных специализаций в России было размещено более 636 тыс. вакансий, что на 13% превышает показатель того же периода в 2023 г., когда было открыто 565 тыс. вакансий. Наибольший рост спроса отмечается на инженеров пусконаладочных работ (ПНР), следует из данных hh.ru: число таких вакансий выросло почти в 2,5 раза [1].

В соответствии с опросом ИНП РАН, проведенным в конце 2022 года, дефицит качественной рабочей силы ощущают 55% компаний, и именно он создает наибольшие трудности для российских предприятий. Опрошенные предприятия сообщают как о нехватке высококвалифицированного персонала и инженерно-технических работников, так и о нехватке низкоквалифицированных работников [6].

Самыми ценными кадрам
и, за которыми гоняются производственники, стали технолог, инженер-конструктор/инженер-механик, сервисный инженер, сварщик, оператор с ЧПУ, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, разнорабочий, электромонтажник и др.
-2

На долю только перечисленных позиций совокупно приходится 21% вакансий от всего объема в производстве. А спрос непосредственно на токарей и фрезеровщиков в России еще в 2023 году вырос на 51% [6].

Ну хорошо, ладно бы еще только для бизнеса не хватало инженерных и рабочих кадров. Но их не хватает и для такого стратегического сектора, как оборонно-промышленный комплекс (ОПК).

Об этом в 2022 году сообщал на пленарной сессии в Тульской области заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов.

Дефицит кадров на российских предприятиях ОПК в ближайшее время будет составлять около 400 тыс. человек, 120 тыс. из них - кадры с высшим образованием, говорил он [10].

В 2023 году аналогично сообщал и секретарь Совбеза России Николай Патрушев на совещании в петербургской «Корабелке»: «России остро не хватает квалифицированных инженерных кадров» [3].

Разработчик системы управления ракеты-носителя «Союз-2», кандидат технических наук, академический советник РА ракетно-артиллерийских наук Леонид Шалимов добавляет, что оборонке больше всего не хватает станочников, слесарей-сборщиков, токарей и фрезеровщиков. Ровно тот набор кадров, подготовкой которых государство не занималось годами, если не десятилетиями.

«По этим специальностям очень большой дефицит. Он был всегда, но сейчас проблема максимально, катастрофично обострилась. Те же станочники всегда были в загоне. В свое время нам на предприятии чуть ли не свои курсы приходилось организовывать, чтобы вырастить под себя специалистов. Научить выполнять примитивные операции можно и за три месяца. А на обучение нормального станочника потребуется два года. Это минимум», - говорит Шалимов [7].

Таким образом, когда из-за специальной военной операции заводы перешли на работу в три смены, выяснилось, что в стране переизбыток «белых воротничков» и катастрофическая нехватка людей, способных встать к станку [6].

Почему же так произошло? Как так случилось, что у нас такая нехватка технических специалистов?

А ответ как всегда банально прост. Одна из главных причин – это низкие зарплаты инженеров и рабочих. Кстати, именно того персонала, который и выполняет реальную работу, а не обслуживающую, как те же «белые воротнички».

В подтверждение этого в текущем, 2024 году, заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев говорил, что зарплата инженера не может быть меньше, чем у курьера.

-3

Так и сказал: «Это очевидный перекос на рынке, и такого быть не должно». Причем, по словам экс-президента, оттягивают кадры от реального производства не только курьеры и таксисты, но и сфера IT [5].

Более того, по словам профессора Финансового университета при Правительстве РФ Александра Сафонова, то, что дипломированный специалист получает меньше или примерно столько же, сколько курьер, характерно только для нашей страны.

«В США инженер получает 127-167 тысяч долларов в год - такие деньги там курьер не может получить ни при каких обстоятельствах, в лучшем случае 40 тысяч», - привел он пример [5].

Чтобы понять весь абсурд и разницу в зарплатах у нас в стране, давайте посмотрим на реальные вакансии по технарям. Вот по 2023 году.

Сначала пробежимся по списку вакансий крупнейших российских автопроизводителей. Начнем с АВТОВАЗа: здесь нужны инженеры разных специальностей на зарплату от 31 700 до 49 700 рублей. ГАЗу требуется инженер-конструктор на 37 500 рублей [9].

Теперь заглянем в оборонно-промышленный комплекс – например, в Новосибирске. Здесь на НППГА «Луч» инженеру-электронщику в конструкторском отделе предлагают от 50 000 до 90 000 рублей. Уже лучше. Водителю там же обещают платить от 55 тысяч.

А какие альтернативы предлагает российский рынок труда вообще? В том же Новосибирске автомоечный комплекс ищет мойщика на 80 000 рублей. Кладовщику в «Магните» обещают от 65 до 84 тысяч. Это так, для сравнения [9].

Да, для обеспечения технологического суверенитета стране нужны физики и математики. Но условия для них не выглядят привлекательными.

«Госпредприятия готовы платить 30–50 тыс. руб. Это ниже средних цифр по рынку труда, особенно если взять сферу услуг, сегменты цифровой экономики. Да и перспективы карьерного роста неочевидны», — добавляет главный научный сотрудник, профессор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина [4].

Собственно, вот и ответ на вопрос – откуда берется дефицит инженеров и рабочих. Естественно, во многом именно поэтому и молодежь не рвется на эти специальности. Да и престиж технарей сейчас сильно упал по сравнению с советским временем. В ВУЗы, колледжи и ПТУ на эти специальности идут, наверное, только совсем идейные ребята.

-4

Поэтому и кадровики разводят руками: откуда взяться квалифицированным технарям, если на рынке труда большей частью менеджеры, юристы, экономисты, финансисты, маркетологи, политологи, социологи, психологи, которых в последние десятилетия в избытке наплодили российские учебные заведения.

Проблема в том, что в 90-е годы отечественную систему образования переориентировали на массовый выпуск гуманитариев.

Даже технические ВУЗы наладили выпуск эдаких «специалистов» в кавычках, которые имели гуманитарную специализацию и весьма смутные представления собственно о технике. В результате на российском рынке труда сегодня сколько угодно дипломированных «кадров», а вот тех, кто по-настоящему владеет инженерными, техническими знаниями и навыками — кот наплакал [8].

Между тем набор в ВУЗы на технические специальности с каждым годом всё падает.

В 2022 году Минобрнауки было вынуждено продлить сроки приёма из-за недобора желающих поступать на инженерные специальности. Недобор был в размере 20 тысяч человек [4].

Эксперты считают, что переломить ситуацию невозможно без кардинального изменения современной системы школьного образования.

В 2023 году число одиннадцатиклассников, сдающих ЕГЭ по физике и профильной математике, вновь сократилось. Одновременно с этим выросло число сдающих ЕГЭ по информатике, но большинство из них планируют учиться на IT-программах, а не на инженерных. Зато увеличилось число школьников, сдающих обществознание [11].

Низкий интерес учащихся к физике фиксируется ещё на этапе сдачи основного госэкзамена (ОГЭ), по его результатам многие школы набирают профильные 10-е классы. В 2023 году экзамен по физике выбрали лишь 8,6% девятиклассников, в то время как обществознание предпочли 57% учащихся, а информатику – 37,4%. Как вам такая разница?

Внедрение системы ЕГЭ привело к тому, что часть выпускников стали выбирать для поступления направления с более лёгкими экзаменами, считает репетитор по физике Николай Самохин [11].

«Многие школы агитируют за выбор ЕГЭ по такому принципу, потому что результаты учащихся влияют на их рейтинг. Получить сравнительно высокие баллы по обществознанию и информатике значительно проще, чем по физике и профильной математике, где средний балл последние годы падает. Готовиться к экзаменам по русскому языку и обществознанию можно и самостоятельно, решая большое количество вариантов. Физику и математику нужно понимать, без этого часть сложных заданий решить не получится», – отмечал эксперт.

По мнению Самохина, в последние годы уровень школьной подготовки по физике и математике снижается. С физикой у учащихся дела обстоят настолько плохо, что для восполнения пробелов с репетиторами школьники занимаются не 1, а по меньшей мере 2 года.

«Быстро найти нужное количество абитуриентов-инженеров, которые действительно горят этим, а не стремятся попасть на любое бюджетное место, в текущих условиях уже не получится, – считает репетитор. – Необходимо кардинально менять отношение к преподаванию предмета в школе. Сейчас, например, в московских школах с 7-го класса начинается специализация в рамках «Математической вертикали», но физика там не является профильным предметом. Количество таких классов ежегодно растёт, а традиционных физико-математических, наоборот, сокращается. Естественно, физику нормально знают на выпуске всё меньше и меньше учеников. Реформы нужно начинать именно в этой точке, с 7-го класса, когда начинается предмет. Проблема ещё и в том, что знание физики, которое требуется на инженерных направлениях в вузе, имеет мало общего с требованиями соответствующего ЕГЭ. Если вся школьная подготовка по предмету сведётся только к натаскиванию на экзамены, нормальных инженеров мы не получим» [11].

-5

И еще надо несколько слов сказать о пресловутом и уже набившем оскомину ЕГЭ. Он того заслуживает.

«ЕГЭ как пылесос вытягивает талантливую молодёжь из регионов в столичные вузы. В Петербурге множество барменов и официантов с высшим образованием. А в региональных технических вузах они были бы успешными студентами и потом работали бы на предприятиях в своих регионах. Мы тратим бешеные деньги на выпуск кадров, которые невостребованы. Добавлять бюджетные места на инженерные направления бессмысленно, когда не из кого набирать», - считает профессор РГПУ им. Герцена, замдиректора Президентского физико-математического лицея Сергей Рукшин [4].

Еще одну проблему в этой области вскрыл тот же Рукшин [4]:

«Дефицит желающих сдать математику и физику связан прежде всего с низким уровнем преподавания и низким социальным статусом профессии инженеров и конструкторов. У нас колоссальный дефицит учителей. Коллеги из Ленинградского гос¬университета им. Пушкина рассказали, что у них были организованы курсы, на которых велено было переучивать преподавателей физкультуры, биологии и иностранного языка на учителей математики из-за нехватки таковых в области. На переучивание отводилось немногим более 200 учебных часов. Это чистая профанация».

По мнению Рукшина, дефицит учителей математики маскируется тем, что педагоги работают на 1,5–2 ставки, закрывая кадровую брешь.

И потому власти не спешат решать проблему. Однако качественно учить при такой нагрузке невозможно [4]. Об этом более подробно читайте в статье про перегрузку школьной учителей при окладах ниже ставки МРОТ.

Между тем на сегодняшний момент в инженерной сфере заняты около 10 млн человек. В конце октября 2024 года премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что обрабатывающему сектору в ближайшие пять лет понадобятся 1,5 млн технических специалистов [2]. Вот только откуда их брать, неизвестно…

Хотя ведь в советское время был накоплен огромный опыт по взращиванию высококлассных технических специалистов в нужном для развития страны объеме. Ну просто давайте вспомним, как это было. Вернее, нам же надо понять, как это можно было бы сделать сейчас на основе опыта СССР.

Выращивать настоящего технаря нужно с детства, и для этого в СССР имелась лучшая в мире система подготовки, начиная со школьных уроков труда и заканчивая техническими кружками по интересам.

-6

В кружках каждый ребенок мог найти себя в создании моделей авиационной, ракетной, автомобильной, морской техники, мог собственными руками собрать радиоприемник или передатчик для «охоты на лис» — популярной в те годы радиоигры. Кружковцы не только разрабатывали технические устройства, но и учились водить авто- и мото-технику, картинг, а в Подмосковье даже существовала учебная пионерская железная дорога. В Московском Дворце пионеров будущие водители изучали внутреннее устройство автомобиля, мотора и им выдавали особые юношеские водительские права. Имея такие права, учащиеся старших классов могли практиковаться вождению на специально выделенных трассах и площадках.

Практически каждый мальчишка раньше умел держать в руках молоток, зубило, ножовку, напильник, отвертку, пилу, рубанок, лобзик, паяльник и умел работать на школьных, весьма серьезных станках.

В сельской местности детвора успешно осваивала секреты народных ремесел. Для разных возрастных категорий детей миллионными тиражами выпускались специальные технические журналы «Юный техник», «Горизонты техники для детей», «Моделист-конструктор», «Техника-молодежи» [8].

Все это не только вовлекало ребят в сферу технического творчества, но и развивало творческую активность, с ранних лет приучало к изобретательству, техническому мышлению, особым образом тренировало мозги будущих рабочих, техников, инженеров и ученых. Подготовка юных создателей техники велась непрерывно: учебный год в школе сочетался с кружковыми занятиями в домах пионеров, а летом ребята постигали премудрости технологий в пионерских лагерях. К совершеннолетию каждый советский юноша владел азами технических профессий, и многие квартиры украшали собственноручно сделанные ребячьими руками модели, предметы интерьера или нехитрой мебели. К слову сказать, порой дети достигали почти взрослого уровня квалификации, нередко сами делали для себя и электрогитары, и различную музыкальную электронику. Девочки учились шить, вязать, готовить разные вкусности, вести дом и все были большими рукодельницами и мастерицами [8].

Можно привести примеры генеральных конструкторов, прошедших трудовой путь от рабочего до руководителя. Как правило, такие инженеры-лидеры пользовались особым авторитетом, поскольку досконально, в совершенстве знали свои производства, умели грамотно управлять технологическим процессом, корректно строить отношения с людьми на всех уровнях.

Несомненно, очень высокой, даже неприлично высокой, должна быть зарплата высококвалифицированных технарей, которые по 30-40 лет учатся, чтобы достигнуть высот своей профессии. Вкладываться нужно, прежде всего, в человека, в династии, преемственность поколений специалистов, а не в бездушные цифровые технологии [8].

Более подробно о высоком уровне советского образования я писал в статьях, посвященных высоким достижениям советской науки в конце 1950-х годов и еще признанию даже натовскими и американскими чиновниками этих достижений.

Пока же можно сделать вывод, что при существующем положении дел мы вряд ли в ближайшее время можем выйти на путь новой индустриализации или пресловутого импортозамещения, поскольку в стране банально не хватает технических специалистов. Но их никто особо и не стремится готовить. Вернее, не видно никаких стимулирующих со стороны государства мер, касающихся роста престижа инженерно-технических специальностей, зарплат по ним, инженерного обучения.

А как будет дальше, время покажет…

Список использованных источников

1. Минпромторг России. Центр развития базовых отраслей промышленности. «Российским предприятиям не хватает около 600 тыс. инженеров». 05.11.2024 (https://crp.gov.ru/news/rossiyskim-predpriyatiyam-ne-khvataet-okolo-600-tys-inzhenerov/).

2. Коммерсантъ. «Инженерам расчертили перспективы». 06.11.2024 (https://www.kommersant.ru/doc/7283032).

3. Интерфакс. «Патрушев заявил об остром дефиците инженеров в России». 26.01.2023 (https://www.interfax.ru/russia/883354).

4. Аргументы и факты. Юлия Борта. «По технической кручине. Вузам не хватит студентов инженерных специальностей». 06.07.2023. (https://aif.ru/society/education/po_tehnicheskoy_kruchine_vuzam_ne_hvatit_studentov_inzhenernyh_specialnostey).

5. Комсомольская правда. «Почему в России инженеры получают меньше, чем курьеры». 11.07.2024 (https://www.kp.ru/daily/27606/4957711/).

6. Новые известия. «Токарю - 100 тысяч, инженеру - 30: как СВО перекроила рынок труда и зарплаты». 03.03.2023 (https://newizv.ru/news/2023-03-03/tokaryu-100-tysyach-inzheneru-30-kak-svo-perekroila-rynok-truda-i-zarplaty-399534).

7. Новые известия. «В бой идут старики: оборонные заводы страны не могут набрать рабочих». 19.01.2023 (https://newizv.ru/news/2023-01-19/v-boy-idut-stariki-oboronnye-zavody-strany-ne-mogut-nabrat-rabochih-394312).

8. Новые известия. «Мастера - с детства: возродить рабочий класс можно, используя советский опыт». 24.01.2023 (https://newizv.ru/news/2023-01-24/mastera-s-detstva-vozrodit-rabochiy-klass-mozhno-ispolzuya-sovetskiy-opyt-394817).

9. 5колесо. Автопарк. «30 тысяч инженеру: почему на автозаводах так мало платят?». 04.09.2023 (https://5koleso.ru/articles/obzory/30-tysyach-inzheneru-pochemu-na-avtozavodah-tak-malo-platyat/).

10. ТАСС. «Борисов: дефицит кадров на предприятиях ОПК в РФ будет составлять около 400 тыс. человек». 29.06.2022 (https://tass.ru/armiya-i-opk/15072533).

11. Яндекс Дзен. Октагон. Медиа. «Выпускники школ не хотят быть инженерами». 18.04.2023 (https://dzen.ru/a/ZD4d0iyzIS3waeL8).