Дзержинск — районный центр в юго-западном направлении от Минска. Несмотря на унылое советское название, город древний и известный еще с древнерусских времен. За свою историю город трижды менял название. Первоначально он назывался Крутогорье, очевидно, из-за пересеченного ледникового рельефа. Впоследствии был известен как Койданово — местечко было пожаловано некому татарину по имени Койдан, перешедшему на литовскую службу. Под этим именем поселение просуществовало до 1932 года, когда было переименовано в Дзержинск, но, к слову, железнодорожная станция (Дзержинск лежит на линии Минск-Брест) по-прежнему называется Койданово.
Имя Железного Феликса появилось здесь не случайно. Имение Дзержиново, где он родился, находилось в тот период на территории Польши, и Койданово было ближайшим к нему более или менее крупным населенным пунктом БССР. Тогда же здесь был учрежден польский национальный район, просуществовавший до 1937 года. По оценкам, поляки тогда составляли около половины населения района.
Современный Дзержинск — город с населением около 30 тысяч человек. Что интересно, население здесь уверенно росло весь постсоветский период. Очевидно, сказывалась близость и хорошая транспортная связь с Минском. Те, кому не хватало на жилье в Минске, зачастую оседали здесь. Впрочем, в последние два года депопуляция началась и в Дзержинске.
Начнем обзор Дзержинска с райисполкома и его окрестностей. Райисполком — функциональная коробка, то ли хрущевских, то ли брежневских, то ли даже горбачевских времен:
Напротив райисполкома памятник — нет, не Ленину, а Дзержинскому:
Покровская церковь — основной православный храм Дзержинска 1851 года постройки. Какова сегодня доля православных в столице бывшего польского национального района, сказать сложно. По идее, за счет внутренних миграций баланс должен был сместиться в пользу православного большинства, но и католиков здесь по-прежнему много:
Центральная часть города неплохо благоустроена:
Как я заметил, в белорусских малых городах любят вот такие композиции из камня:
Неподалеку от райисполкома — симпатичная сталинка местной школы искусств:
Здесь же — Дом культуры, перед которым раскинулась большая, но почему-то безымянная площадь с Лениным и воинскими мемориалами:
Мемориал ВОВ:
А теперь посмотрим еще один любопытный памятный знак, установленный совсем недавно, буквально на днях. Называется «Меч Невского, щит Дзержинского». Вот так парадоксальным образом православный святой и революционер-атеист из польской шляхты оказались переплетены воедино. Лично я люблю такие постмодернистские штучки, хотя знаю, что многих (что левых, что правых) от подобного буквально трясет:
А теперь посмотрим главный католический храм Дзержинска — деревянный костел святой Анны. Считается, что это один из старейших деревянных храмов Белоруссии 1785 года постройки, а первое упоминание о строительстве католического храма на этом месте и вовсе относится к 1453 году. Храм был недавно отреставрирован, отчего смотрится несколько новодельно, но по его состоянию видно, что приход здесь богатый. На стыке современных Дзержинского, Столбцовского и Воложинского районов католицизм пустил весьма глубокие корни:
Памятный крест полякам Койдановщины — жертвам репрессий 1936-39 гг. Польский район имени Дзержинского, очевидно, имел пропагандистское значение и был призван склонить симпатии «трудящихся Польши» в пользу СССР. Однако к 1937 году романтический пролетарский интернационализм закончился, и на советских поляков обрушились репрессии как на потенциальную пятую колонну «панской Польши». В 1937-38 гг. НКВД проводило т.н. Польскую операцию в отношении советских граждан польской национальности:
В окрестностях костела Дзержинск скорее напоминает большое село. В общем-то, большая часть города — это как раз частный сектор:
Рядом с костелом — еще один мемориал, уже местным евреям, истребленным в период нацистской оккупации:
Ну, и завершим перечень скорбных мемориалов Дзержинска еще одним братским захоронением времен Великой Отечественной войны:
В заключение немного новых спальных кварталов Дзержинска. Как я уже сказал, Дзержинск — город-спутник Минска, здесь селятся те, кому на квартиру в столице не хватило. Поэтому новая застройка в ландшафте города вполне заметна. Конечно, это не монструозные человейники, как в аналогичных пригородах Москвы или Петербурга, а вполне себе уютные пяти- и девятиэтажки: