Найти в Дзене
Яхт Дизайн

Не компьютерный дизайн

Блага цивилизации, особенно когда в новинку, всегда вызывают бурю восторга или, по крайней мере, доброжелательное ворчание. Потому как в природе человека двигаться к новому - есть один из основных принципов поступательной генерации общества. К чему эти сентенции? Вспомните первое нашествие полимеров. Новые суперклеи и смолы, конструкционные материалы и рубашки из нейлона, посуда из дурно пахнущего полиэтилена и, суперпрочные ткани. Что-то прижилось, а что-то было отвергнуто временем как следствие потери целесообразности, непрактичность. Или электроника. Все начали переводить на полупроводники. Миниатюризация цифровых схем дошла до феноменально непредсказуемых результатов, однако во многих областях, особенно в силовых цепях электромеханические реле до сих пор более целесообразны. Примеров масса и один из них, «из нашей области», а именно - компьютерного проектирования яхт, хотелось бы рассмотреть по существу. Конечно, в нелегком, добросовестном труде яхтенного конструктора много рутины,

Блага цивилизации, особенно когда в новинку, всегда вызывают бурю восторга или, по крайней мере, доброжелательное ворчание. Потому как в природе человека двигаться к новому - есть один из основных принципов поступательной генерации общества. К чему эти сентенции? Вспомните первое нашествие полимеров. Новые суперклеи и смолы, конструкционные материалы и рубашки из нейлона, посуда из дурно пахнущего полиэтилена и, суперпрочные ткани. Что-то прижилось, а что-то было отвергнуто временем как следствие потери целесообразности, непрактичность. Или электроника. Все начали переводить на полупроводники. Миниатюризация цифровых схем дошла до феноменально непредсказуемых результатов, однако во многих областях, особенно в силовых цепях электромеханические реле до сих пор более целесообразны. Примеров масса и один из них, «из нашей области», а именно - компьютерного проектирования яхт, хотелось бы рассмотреть по существу.

Конечно, в нелегком, добросовестном труде яхтенного конструктора много рутины, которая поддается автоматизации, или просто обязана быть автоматизированной. И первые результаты автоматизации труда проектировщика, применение компьютеров для вычерчивания, оперативного математического моделирования, расчетов прочности, хранения данных, создание библиотек стандартных элементов и т.д. пришли в результате внедрения и адаптации промышленных САПРов*. Сократилось время не только проектирования, но и изготовления макетов и производственной оснастки. Появилась возможность частого обновления модельного ряда, что в сфере производства особенно моторных яхт открывало широкие перспективы. За положительным опытом далеко ходить было не надо. Как всегда, на рынке движущихся «ТНП», локомотивом выступал автопром. Как сфера активности, обладающая несоизмеримо большими ресурсами и рынками, автопром первым «обкатал» и набил шишки с САПРами и результатами их внедрения. Скорость создания нового авто в Китае, на данный момент, сократилась до 6 месяцев. Однако учиться на чужих ошибках – не есть суть человеческой натуры и конкретно это и другие подобные явления, на мой взгляд, начинают отчетливо проявляться в яхтостроении. Подавляющее большинство экземпляров обновленных модельных рядов компаний, производящих массовую яхтенную номенклатуру, стали напоминать либо изделия из конструктора LEGO либо синтезаторную музыку Стиви Уандера. Идеальные обводы корпусов (особенно подводной части), совершенные профили рулевых перьев и килей (парусников) с одной стороны и сложенные, будто из стандартных, мало сопоставимых друг с другом элементов палуб и надстроек с другой. Внутри мебель – как из стеклянных панелей – режет глаз остротою линий и идеальностью углов. Вы скажете - на вкус и цвет… и будете правы, если бы не одно «но». И это «но» весьма отчетливо и его не спрятать за ширму стилей или вкусовщины, а называется оно – эргономика. Хочу напомнить, что эргономика – это наука, которая весьма четко определяет параметры механического, зрительного, тактильного и пр. взаимодействий человека с окружающей средой. Как у любой науки у эргономики есть свои законы и правила, нарушение которых, в нашем случае, может приводить к неудобству, как минимум и к ошибкам судовождения - как максимум. Законы эргономики, затрагивающие напрямую безопасность человека на борту впрямую прописаны в стандартах ISO*, без соблюдения которых в Европе, например, не получить на серийную лодку сертификат безопасности СЕ. Во всем остальном уже наблюдается полный «разгул технологий». Приходишь, к примеру, на новый технологический шедевр яхтостроения и спрашиваешь разработчика – как, уважаемый, у вас тут рулевой на крену и на что опираться будет? А в ответ – видите ли сударь, размер головки управляемого компьютером 5-ти координатного фрезера не помещается в приемлемую нишу, поэтому и приходиться городить «сарай». Круто. - Так сделайте например, разъемную матрицу в этой части?! Ответ – усложнять оснастку экономически не выгодно. Многоточие. Внутри с интерьером вообще запредельная ситуация. Такое впечатление, что компоновки и деталировки делаются кем угодно, только не людьми с морской практикой. Ответ – времени и средств на обучение персонала работе с компьютерным проектированием тратиться столько, что мы готовим либо инженеров, либо моряков… Все на поток, все на продажу. Сейчас же прилетит Хоттабыч в виде сакрального явления «нейросеть», на которой, свесив ноги сидит якобы ИИ и все в лучшем виде нарисует, решит, гениально перепроектирует. Банально, но приходиться в очередной раз напоминать, что проектирование яхт это все же не ремесло, а искусство. А оно не терпит суеты. Судостроительные традиции фирм всегда являются «золотой» частью их капитала. Их невозможно приобрести на бирже или украсть. Закладывать традиции в матрицы ИИ тоже искусство. Они нарабатываются годами проб и ошибок, аварий и успехов и очень зачастую сложно понять, как можно отбрасывать традиции из-за того, что их не видно на компьютере. Так что ж, получается если Бог «не дал», то дал компьютер? Пока не выходит и думаю, что вряд ли когда. Одно дело просчитать на компьютере статику, гидродинамику, применяя различные VPP с CFD* в придачу. И то при этом умудряются накуролесить. А когда речь заходит о среде обитания, то думаю, что вскоре все встанет на круги своя и компьютерный дизайн с ИИ займет положенное место помощника, а не творца. Знаком этому являются появляющиеся в последнее время ремарки под проектами уважающих себя конструкторских бюро – «не компьютерный дизайн!».

САПР – система автоматизированного проектирования

ISO – организация, ведающая международными стандартами.

VPP – программа расчета ходкости

CFD – программа моделирующая движения в газообразных и жидкий средах.