Найти в Дзене
Маша и Медиа

Стриминговый бум в России. Почему без него не было бы и «Слова пацана»?

Отечественная сериальная индустрия за последние пять лет претерпела кардинальные изменения. Если раньше для больших актеров сниматься с телевизионном «мыле» было стыдно, а топовые режиссеры брались за такую работу, чтобы подзаработать, но в душе лелеяли мечту снять авторское кино, то сейчас и тех, и других мы можем увидеть в кадре и титрах большинства российских сериалов. Раньше главным заказчиком сериалов для продакшнов были телеканалы. У каждого телеканала есть своя целевая аудитория, но в целом телевизионный зритель – довольно консервативный. Плюс – все-таки к телевидению у нас в стране особое внимание властей и регуляторов, и, логично, что далеко не все остросоциальные проекты могут попасть в эфир. Но даже если телеканалы и ставят в свою сетку такие сериалы, выходят они после 23 часов. Это связано с тем, что, как правило, эти проекты имеют возрастную маркировку «18+», и, согласно закону, телеканалы могут их показывать только в указанное время. Понятно, что это сильно ограничивает п
Оглавление
"НМГ Студия"
"НМГ Студия"

Отечественная сериальная индустрия за последние пять лет претерпела кардинальные изменения. Если раньше для больших актеров сниматься с телевизионном «мыле» было стыдно, а топовые режиссеры брались за такую работу, чтобы подзаработать, но в душе лелеяли мечту снять авторское кино, то сейчас и тех, и других мы можем увидеть в кадре и титрах большинства российских сериалов.

Что изменилось?

Раньше главным заказчиком сериалов для продакшнов были телеканалы. У каждого телеканала есть своя целевая аудитория, но в целом телевизионный зритель – довольно консервативный. Плюс – все-таки к телевидению у нас в стране особое внимание властей и регуляторов, и, логично, что далеко не все остросоциальные проекты могут попасть в эфир. Но даже если телеканалы и ставят в свою сетку такие сериалы, выходят они после 23 часов. Это связано с тем, что, как правило, эти проекты имеют возрастную маркировку «18+», и, согласно закону, телеканалы могут их показывать только в указанное время. Понятно, что это сильно ограничивает потенциальный охват аудитории. А экономика каналов все-таки строится на рейтингах – чем больше проект и сам канал смотрит зрителей, тем больше у вещателя возможностей для продажи рекламы и тем дороже она стоит.

С 2018 г. активность в производстве сериалов начали проявлять российские видеосервисы. Бум контента стримингов пришелся на 2021 г., за этот год онлайн-платформы, согласно данным исследовательской компании J’son & Partners Consulting, выпустили 123 originals (оригинальных проектов). В дальнейшем видеосервисы наращивали выпуск таких проектов, и в 2023 г. их количество достигло 209 штук.

J’son & Partners Consulting
J’son & Partners Consulting

Зачем онлайн-платформам originals?

Плюс-минус библиотеки закупного контента у всех видеосервисов одинаковые – те же сериалы и фильмы. Originals являются для онлайн-платформ своеобразным дифференциатором. Конкуренция на рынке видеосервисов России сегодня огромная, а зарабатывают они на платежах пользователей за подписку.

Соответственно, чтобы привлечь подписчиков на свою платформу, нужно предложить им что-то интересное, за просмотр чего пользователь захотел бы заплатить. Кроме того, после того, как в 2022 г. из России вместе со своим контентом ушли голливудские студии - Universal, Disney, Warner Bros., Sony, Paramount – оригинальные проекты видеосервисов выступают еще и драйвером зрительского интереса. Все мы помним, как в конце прошлого 2023 г. – начале 2024 г. после успеха сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана» видеосервис Wink (один из создателей сериала, также его сопродюсерами были видеосервис Start и телеканал НТВ) рапортовал и о десятках миллионов просмотров на своей платформе.

Резюме

1-2-3 Production
1-2-3 Production

Без стримингового бума в России, большинство сериалов – то же «Слово пацана», «Эпидемия» и т.д. – вряд ли могли бы состояться.

В индустрии сейчас много споров о том, стоит ли и дальше выпускать такое большое количество originals. Дело в том, что рост заказов на originals сильно взвинтил цены на их производство. Вопрос действительно дискуссионный.

Но что очевидно – в профите зритель. Чем больше интересных и качественных проектов, тем лучше!

Если вам понравился обзор, не забывайте ставить лайки. Спасибо!