Город Карпинск был образован незадолго до начала Великой отечественной войны, 31 марта 1941 года. Уже во время войны были сделаны первые шаги по его благоустройству. Дороги города были грунтовыми, поэтому лужи и грязь были обычным явлением того времени. Главная магистраль города, соединявшая новостройки с посёлком Богословском, быстро приходила в негодность, и зачастую легковые и грузовые автомобили не могли добраться по ней до больницы № 1, застревая в грязи. Строительство трамвайных путей решало проблему доставки жителей города, как к месту работы, так и к социально значимым учреждениям (больнице, кинотеатру, дому культуры, почтовому отделению).
23 июля 1944 года по инициативе трудящихся города и при поддержке промышленных предприятий было начато строительство трамвая. В трудовом воскреснике (добровольная коллективная безвозмездная работа в выходной день) приняли участие свыше 5,5 тысяч человек: токари и слесари, горняки и плотники, инженеры и бухгалтеры, учащиеся школ и учителя. По улицам Ленина, Серова, Парковой трудящиеся Карпинска сооружали кюветы и подготавливали земляное полотно для укладки рельсового пути.
Инженеры треста «Богословуголь» разработали проект и чертежи, рабочие леспромхоза заготовили шпалы, столбы для опор контактной сети, рабочие рудоремонтного завода изготовили десятки и сотни различных деталей, инструментов, необходимых для строительства трамвая. В январе 1946 года энергоуправление треста «Богословуголь» выполнило подвеску электросиловой линии.
Карпинский городской Совет депутатов трудящихся обратился в Областной исполнительный комитет выделить городу трамвайные вагоны. В 1946 году Свердловское трамвайно-троллейбусное управление передало Карпинску 6 вагонов МВ, а также моторы и оборудование для трамвайной подстанции. Трамваи серии МВ были построены в 1916 году на Русско-Балтийском вагонном заводе и курсировали до и во время войны по Ленинграду. После реконструкции в 1943 году в Свердловске их передали городу Карпинску.
В мае 1946 года первый трамвай, украшенный флагами и зеленью, торжественно отправился в первый рейс. Карпинск стал первым на Северном Урале и третьим в Свердловской области городом с трамвайным движением (после Свердловска и Нижнего Тагила). В июне началось регулярное трамвайное движение по маршруту от железнодорожной станции Богословск далее по улице Ленина до первого отделения почты на улице Почтамтской. Протяженность трамвайной линии составила 4,8 км. Первоначально на ней ходило два вагона с двумя «дугами» (дуговыми токоприёмниками) на крыше. Вагоновожатый, доведя вагон до конечной остановки, переходил в конец вагона, поднимал вторую дугу и двигался в обратном направлении. За короткое время трамвай крепко вошёл в быт карпинцев, жители города уже не могли представить свою жизнь без этого удобного и дешёвого вида транспорта.
Руководство треста «Богословуголь», в ведении которого находился трамвай, передало эксплуатацию трамвайной линии энергоуправлению. Однако энергоуправление не обеспечило трамвай необходимыми кадрами и не создало ремонтную базу, что привело к большим перебоям в работе трамвая. Вагоны сутками простаивали из-за частых обрывов контактной сети, поломок и неисправности пути. Разнотипные рельсы в пути создавали опасные толчки, приводившие к поломке вагонов.
Трамвай стал необходимым средством передвижения трудящихся города. Он выходил из депо в 6 часов утра. Время в пути составляло в лучшем случае 20 минут, в худшем около 1 часа, когда треть времени уходила на ожидание встречного трамвая на разъезде. Цена билета за проезд в одиночном вагоне была неоправданно завышена и составляла 50 копеек (номер газеты «Карпинский рабочий» стоил 20 копеек).
Количество пассажиров увеличивалось из месяца в месяц. Увеличивались и требования к работе трамвая, в том числе и к его внешнему неприглядному виду. Часто пассажиры жаловались на грязь и разбитые стёкла в вагонах. По этой причине невозможно было сидеть на скамейках во время дождя. Сломанные у входов трамвая ручки доставляли трудности при посадке и высадке из вагона. Были жалобы на старую рекламу, которая не убиралась с вагонов несколько дней, на нарушение правил движения водителями, которые производили остановку в неположенных местах или начинали движение при незаконченной посадке. Случалось, что пассажиры курили, сорили и ругались в вагоне, а бывало, что вагоновожатые и кондукторы были грубы с пассажирами.
Весной 1947 года началось изыскание трассы и подготовка строительства второй очереди городского трамвая до северного вскрышного разреза протяжённостью 3 км. Осенью 1948 года трест «Вахрушевуголь» начал строительство железнодорожного полотна, а Свердловскпромжилстрой выполнил монтаж контактной сети. В конце декабря 1948 года трамвай был запущен по маршруту до северного вскрышного и второго разрезов. Благодаря трамвайному сообщению горняки, проживавшие в Богословске, прибывали к месту работы за 25 минут. За неполный месяц городской трамвай перевёз более 50 тысяч рабочих.
В то время город Карпинск и посёлок Волчанка, подчинявшийся Краснотурьинскому городскому совету, разделяла глухая тайга. Чтобы попасть из города в посёлок, нужно было затратить не менее трёх часов. В 1949 году дорожно-транспортное управление треста Свердловскпромжилстрой развернуло строительство шоссейной дороги, связывающей центр города Карпинска (улицу Карла Маркса) с Волчанкой. Длина дороги составляла 16 км, а ширина – 8 метров. Накануне Дня шахтёра автотранспортная контора Свердловскуглестрой открыла автобусное движение по маршрутам: Карпинск – Волчанка и Карпинск – Веселовка. Первый рейс состоялся 27 августа в 16 часов. С открытием шоссейной дороги время в пути сократилось до 20 минут.
Также было начато строительство третьей очереди трамвайной линии, которая соединила Богословский и Волчанский угольные бассейны. Линия протяжённостью 13 км, проходившая от больницы № 1 по улице Загородной (с 1954 года улица Суворова) до посёлка Волчанка, была введена в эксплуатацию в 1950 году.
В 1950 году старые трамваи МВ были списаны, вместо них в город прибыли три новых трамвая МТВ-82, построенных на Рижском вагоностроительном заводе. Трамвай имел обозначение по аналогии с троллейбусом, который он внешне очень напоминал, МТВ-82 (московский трамвайный вагон завода № 82). Вагон имел длину 13 метров и ширину 2,5 метра, развивал скорость до 55 км/ч, имел 40 мест для сидения и мог вместить в общей сложности до 140 человек.
В вагонах были установлены удобные, мягкие двух- и одноместные сиденья для пассажиров, под которыми располагались электрические печи. Салон был украшен продолговатыми плафонами освещения, никелированными поручнями и вентиляционными решётками.
Перед отправлением вагоновожатый (водитель трамвая) подавал электрический звонок, автоматические двери с четырьмя узкими створками закрывались, и трамвай плавно начинал движение по маршруту. Спереди вагона располагалась изящная эмблема из нержавеющей стали в виде буквы «Т».
Постепенно развиваясь, трамвайный маршрут стал кольцевым и в 1959 году охватил почти весь город.
Источники: 1. Гетлинг Ю. Город угля // Уральский современник. – 1948. – № 13
2. Материалы газеты «Карпинский рабочий» за 1945–1950 годы
3. Сайт Трансфото https://transphoto.org/city/1129/
Фотографии из сети интернет раскрашены при помощи нейросетей