Найти в Дзене

Приключения маленькой "Филы" в царстве вечного льда - 10 лет посадки космического аппарата на ядро кометы Чурюмова — Герасименко (часть 2).

Итак, в прошлой статье мы оставили спускаемый аппарат "Филы" на поверхности ядра кометы 67P/Чурюмова — Герасименко, а наземная команда специалистов ждала данные, которые на Землю должен был передать ретранслятор - на орбите автоматическая межпланетная станция "Розетта". Первым, в 16:03 UTC, пришло простое текстовое подтверждение касания поверхности. Изображения пришлось ждать дольше, но в итоге появились и они. Данные были приняты наземной станцией в Маларгуэ (Аргентина) и на станции Дальней космической связи NASA вблизи Мадрида (Испания). Первая необработанная панорама с прибора CIVA-P, полученная сразу с 6 камер, показала, что аппарат находится в тени, его ориентация относительно поверхности ядра кометы не является штатной, а наклонена приблизительно на 30°. Анализ снимков дал понять специалистам, что спускаемый аппарат опирается о поверхность лишь двумя "лапами", а третья направлена вверх. Еще одной точкой контакта является тонкая антенна радиотехнического прибора CONSERT, которая
Команда миссии получает первые данные с "Филы" / ESA
Команда миссии получает первые данные с "Филы" / ESA

Итак, в прошлой статье мы оставили спускаемый аппарат "Филы" на поверхности ядра кометы 67P/Чурюмова — Герасименко, а наземная команда специалистов ждала данные, которые на Землю должен был передать ретранслятор - на орбите автоматическая межпланетная станция "Розетта". Первым, в 16:03 UTC, пришло простое текстовое подтверждение касания поверхности. Изображения пришлось ждать дольше, но в итоге появились и они. Данные были приняты наземной станцией в Маларгуэ (Аргентина) и на станции Дальней космической связи NASA вблизи Мадрида (Испания). Первая необработанная панорама с прибора CIVA-P, полученная сразу с 6 камер, показала, что аппарат находится в тени, его ориентация относительно поверхности ядра кометы не является штатной, а наклонена приблизительно на 30°.

Реконструкция пространственного положения "Филы" после последнего касания / ESA
Реконструкция пространственного положения "Филы" после последнего касания / ESA

Анализ снимков дал понять специалистам, что спускаемый аппарат опирается о поверхность лишь двумя "лапами", а третья направлена вверх. Еще одной точкой контакта является тонкая антенна радиотехнического прибора CONSERT, которая видна на снимке ниже. Помимо снимков, благодаря автоматической активации выполнения научной программы, после определения касания, Земля начала получать первые данные и с других приборов, правда, они требовали куда больше времени для обработки и анализа.

Одна из "лап" и антенная прибора CONSERT / ESA
Одна из "лап" и антенная прибора CONSERT / ESA

На одном из снимков было видно изображение, полученное при одном из отскоков от поверхности кометы.

Пролетая над ядром комета / ESA
Пролетая над ядром комета / ESA

После всех перипетий, "Филы" был на поверхности кометы и работал! Но первая радость на Земле сменилась тревогой, когда специалисты начали изучать получаемую телеметрию. Она показывала, что основная батарея спускаемого аппарата быстро теряет заряд, а вторая, вспомогательная батарея, заряжаемая он небольших сегментов солнечных панелей, расположенных на корпусе аппарата, не заряжается. Если все пойдет так, то емкости большой батареи хватит всего на 64 часа.

Емкость аккумуляторных батарей / ESA
Емкость аккумуляторных батарей / ESA

Скоро выяснилось, что на солнечные панели все же попадал свет, но лишь в течение 1,5 часов, в ходе полного оборота ядра вокруг своей оси, который занимал 12,4 часа. То есть аппарат должен был проработать несколько часов дольше первых оценок, но время, в любом случае, было сильно ограничено. "Филы" работал всеми приборами, получая и отправляя данные на "Розетту", связь с которой иногда прерывалась. Полученные на Земле данные говорили о том, что на поверхности кометы температура меняется от +145° до –180°C в зависимости от освещенности ("времени суток"). Щуп прибора MUPUS передал данные о толщине слоя пыли, закрывающей подповерхностные льды - 20-25 сантиметров! Теперь мы не в теории, а на практике знали, что предотвращает быстрое испарение льдов кометных ядер при сближении с Солнцем - их защищал мощный защитный слой, а сублимация происходила лишь там, где он был вскрыт, к примеру, от удара микрометеорита.

Зависшая "лапа" и скала, нависающая над спускаемым аппаратом / ESA
Зависшая "лапа" и скала, нависающая над спускаемым аппаратом / ESA

Радиотехнический прибор CONSERT, хотя одна из его антенн уперлась в поверхность ядра кометы, смог успешно провести "сканирование" ее ядра. Он принимал радиосигналы, поступающие с кружащей в 20 километрах над ядром кометы "Розетты", и, по определению задержки и мощности принимаемого сигнала, "сканировал" внутреннее строение реликтового тела. Полученные данные показали, что ядро кометы действительно очень пористое, и пустоты составляют до 75-85% его объема. Приборы COSAC и Ptolemy зафиксировали на комете 16 органических соединений, 4 из которых были обнаружены у комет впервые.

На поверхности ядра. Обработанное и раскрашенное изображение / ESA / M. Malmer
На поверхности ядра. Обработанное и раскрашенное изображение / ESA / M. Malmer

Магнитометр "Филы" подтвердил полученные ранее данные другими космическими аппаратами о том, что ядра комет не обладают собственным магнитным полем. "Филы" успел выполнить около 80% своей научной программы - в итоге не были получены данные с рентгеновского спектрографа APXS. Система бурения так и не смогла собрать образцы грунта для проведения его экспресс-анализа. По всей видимости, ее бур так и не смог дотянуться до поверхности ядра. 14 ноября в 23:34 UTC сигнал от крохотного космического аппарата, затерянного где-то среди отвесных скал кометного ядра, находящегося в 510 миллионах километрах от Земли, пропал. Из-за недостатка питания"Филы" перешел в режим гибернации, но надежда на его воскрешение все еще оставалась.

Продолжение следует...