Не столько художник, сколько искатель истины... Константин Коровин
19 января 1865 года в семье петербургских композиторов родился мальчик, который коренным образом изменил все традиции и не стал заниматься музыкой. Он не был ни чиновником, ни предпринимателем, как его деды по материнско-отцовской линии. Мальчик стал художником и звали его Валентин Серов. По прошествии лет он превратится в знаменитого портретиста, запечатлев на своих холстах Репиных, Мамонтовых, Юсуповых и даже членов императорской семьи Романовых.
Валентин Серов не церемонился с заказчиками, не приукрашивал, не заискивал в желании показаться лучше. Его пронзительный глаз и не дрогнувшая рука позволяли схватить и передать момент с поразительной точностью В этом художник был неподражаем. Портреты, написанные его рукой, совершенно невероятны. Они четко отражают внутренний мир своих владельцев, полностью раскрывая все характерные черты, порой не совсем лестные. Вот за это многие его побаивались, так как правду любит не каждый.
...У меня проклятое зрение, я вижу всякую мелочь, каждую пору на теле. Это гадость... У меня аппарат фо-то-гра-фический... Глаз дрянной!... В. Серов
Всю свою жизнь Валентин Серов находился в постоянном поиске: направления, решения, подходы в изобразительном искусстве...но в тоже время радел за традиции старых мастеров. Не забыть и преумножить - наверное так можно охарактеризовать этого художника.
Александр Николаевич Серов - отец художника, был композитор и превосходный музыкальный критик. В свои молодые годы увлекался живописью, но любовь к музыке одержала верх. От отца Валентин унаследовал точное восприятие цвета и формы, большую любовь к животным. Александру Николаевичу было сорок четыре года, когда он женился на своей семнадцатилетней талантливой ученице Валентине Семеновне Бергман.
В доме Серовых часто собирались шумные творческие компании: музыканты, актеры, художники, писатели. Они вели разные разговоры об искусстве, о народе, о будущем России... Заходили к обеду и близкие друзья - писатель Иван Тургенев, скульптор Марк Антокольский, художник Николай Ге. Вместе с родителями маленький Валентин часто выезжал в оперу и внешне казалось, что все хорошо. Только каждый из родителей занимался собственным творчеством и Валентин не был избалован родительским вниманием. В 1871 году скоропостижно скончался Александр Николаевич. На тот момент сыну было всего шесть лет. Спокойная и безмятежная жизнь осталась в прошлом.
В 1872 году Валентина с мальчиком уезжает в Мюнхен. Именно здесь происходит знакомство юного дарования с уже известным художником-гравёром Кёппингом, который настоятельно рекомендует ей развивать и поддерживать талант сына. Поверив в своего ребенка, Валентина, как любящая мать, сделала все, что от нее зависело. В 1874 году Серовы переезжают в Париж, где по стечению обстоятельств находился Илья Репин. Он станет для юного художника тем самым мастером, который в полной мере раскроет молодой талант. Регулярные занятия, ценные советы учителя, уроки с натуры сделали свое дело.
...его искусство подобно редкому драгоценному камню: чем больше вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования... Илья Репин
Валентин настолько увлекся творческим процессом, что иного уже и не мыслил. Он практически не общался со своими сверстниками. Мать же полностью была поглощена музыкой, посещала оперу, но благодаря ей сохранились все ученические работы Серова. Это был очень плодотворный период будущего художника. В Россию они вернутся в 1875 году и практически сразу поселятся в подмосковном имении Мамонтовых в Абрамцево. Детство войдет в свои права. Валентин забросит уроки, рисование, подружится с мамонтовскими детьми и распахнет свои объятья веселой и беззаботной жизни. Пройдет не много времени прежде чем мальчик заметит, что его рисунки станут хуже, перестанут радовать и вдохновлять. Он будет огорчаться, переживать и рвать свои работы без сожаления.
Осенью Серова с сыном переедет в Петербург и старый друг семьи художник Николай Ге станет заниматься с Валентином. Затем будет Киев, школа рисования и опять Москва. Серов вернется к своему учителю Илье Репину и, практически забросив гимназию, с огромной страстью станет рисовать.
Сам Репин смотрит на него уже не как на подростка, а как на художника, и даже позирует ему для портретного рисунка, рисуя одновременно Серова. 14-летний Серов смотрит угрюмо, исподлобья — знакомая чисто серовская волчья повадка, сохранившаяся до его последних дней. А за этой хмурой видимостью скрывалось добрейшее сердце и нежнейшая чистая душа. Репин рисует Серова, а Серов рисует самый похожий портрет Репина, какой с него когда-либо был сделан. Игорь Грабарь
В 1880 году Валентин Серов поступает в Академию художеств, в мастерскую профессора Павла Чистякова. Мастер искренне любил своего ученика и гордился им. Валентин был студентом особенным - вдумчивым и неспешным, словно примеривался, отвергая малейшую небрежность и приблизительность в рисунке. Однако он прекрасно делал наброски, виртуозно владея карандашом. Фигуры и контуры были не только узнаваемы, но им было присуще даже выражение лица. Любые материалы повиновались ему беспрекословно.
В 1885 году Валентин Серов покинет стены Академии, почувствовав себя полноценным художником. Манера его письма формировалась под руководством Репина и Чистякова, но уже в двадцать лет Валентин находит свою уникальную технику. Он становится совершенно ни на кого не похожим. Единственные на кого ориентируется художник - мастера венецианского Возрождения. Легкость и свет занимают все его мысли. Серов постоянно находился в поиске, не останавливаясь на достигнутом, пробовал, анализировал, искал более лучшие варианты для выражения своего восприятия к изображаемому объекту.
Я хочу таким быть — беззаботным; в нынешнем веке пишут всё тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное. Скучны ноющие люди… Везде кругом тяжело и грустно, надо находить и другую, бодрую сторону... Валентин Серов
"Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем" - два портрета, которые подняли Валентина Серова на невероятную высоту.
И повеяло ветром перемен! Картины стали настоящим прорывом в периоде мрачного, порой гнетущего реализма. Сияющие, с мягкими оттенками солнечного света, пропитанные теплом и свежестью...сотканы из радости и счастья, детской непосредственности и задумчивой юности. Воздух прозрачен и звонок, наполнен ароматами, тихими шорохами, птичьими трелями... чувствуется гармония жизни и истинная красота.
А в январе 1889 года Валентин Серов решает жениться. Его избранницей станет Ольга Трубникова - приемная дочь родной тетки художника. Была она родом из тамбовских помещиков, но рано осиротела. Знали они друг друга с самого детства, затем долго списывались... Ольга не была обольстительницей, но влюбленному Серову она была милее и краше всех в этом мире. Казалось, что он завладел немыслимыми сокровищами и боялся того, что кто-то более успешный придет и заберет его. Порой художник был ревнив и подозрителен...
Мне иногда кажется, что ты меня не любишь и письма пишешь только так… Пожалуйста, не влюбись в кого-нибудь и в себя не влюби...(из писем Валентина Серова)
Валентин всегда был задумчивым и молчаливым, совершенно не романтиком. Он не любил восторженности, громких слов и красивых жестов. Свадьба была очень скромной, а брак счастливым и спокойным. Друзья и родные были в восторге от выбора Валентина. Они понимали, что Ольга - идеальная супруга и не помешает работе и реализации мастера.
Но Ольга оказывала очень большое влияние на Серова, не видимое посторонним глазам. Для своего мужа она создала дом, в который он возвращался каждый раз, а с ним тепло, нежность, любовь. Она понимала Валентина без лишних слов, словно считывала по оттенкам его настроение, переживания, волнения, легкое раздражение. Знала, когда ему нужно отдохнуть, приободриться в Париже или Риме, поддерживала незаметно, тихо... Не было открытой страсти, но было другое - забота, преданность, уважение и любовь...может быть и выглядело это скучно, только многие именно этого ищут всю свою жизнь. Любящий и нежный ангел-хранитель, который в любое мгновение укроет своими крыльями, защитит, успокоит, пронесет над бездной с любовью, теплом, а затем бережно опустит на землю.
В этом браке родилось шестеро детей. На своих хрупких плечах Ольга несла многое - заботу о муже, о детях, семейный быт. Чувства Валентина к жене не потускнели, она оставалась для него все той же "девочкой" и "Лелюшкой". Ольга переживет мужа на шестнадцать лет, замуж не выйдет, а посвятит себя его наследию, детям и внукам.
А Серов тем временем начинает писать портреты. Моделями становились близкие люди, друзья, знакомые. Каждая работа была индивидуальной, подчеркивая определенные черты героев. Художник не умел льстить, показывая в своих работах глупость, заносчивость, самолюбование, пустоту. Но если к своей модели чувствовал симпатию, то мог передать буквально весь спектр чувств - от душевной неурядицы, до желания перевернуть мир. Невероятная магия, которой нет объяснения.
Здесь полностью читается характер и темперамент Константина Коровина - баловень, балагур с выразительными медовыми глазами, тонко-ранимой душой и трепетно-любящим сердцем...свободная поза, взлохмаченные волосы, крупные мазки в стиле самого художника. На протяжении жизни художники были очень близкими друзьями - совместные поездки, общение, искреннее уважение. Савва Мамонтов часто называл их "Серовин", учитывая их неразлучность.
Серов относился к указаниям Коровина с большим вниманием и считал его лучшим другом. Влияние Коровина было, несомненно, благотворно для Серова. Коровин обладал поразительным вкусом и в этом отношении мог быть незаменимым наставником. Александр Головин
Портрет Ермоловой художник напишет в 1905 году. Величественная дама из театральных кругов - гордая посадка головы, слегка уловимый трагизм. Здесь нет сцены, она не играет роль, но чувствуется напряженность при внешнем спокойствии.
Целая эпоха русского театра...символ красоты и женственности, граничащие с гениальной чуткостью, темпераментом и неисчерпаемой душевной глубиной... В оттенках двух цветов - черном и сером, художник правдиво отразил личность актрисы.
Многие знатные люди мечтали о портретах у самого Серова, но в тоже время и побаивались. Часто художник показывал то, что натурщик старался тщательно скрыть, утаить, оставить за кадром.
Валентину Серову приходилось писать и представителей царского семейства. Особенно хочется отметить "Портрет Николая II" 1900 года. Совершенно простое исполнение, неброская палитра и все внимание концентрируется только на глазах государя. Художник открыл его прежде всего, как человека - обычного, со своими заботами, невзгодами, тревогами, волнениями. Портрет лиричен и прост, хотя совсем эскизен. Есть в нем своя гармония и внутренняя одинокая песня.
Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора… Константин Коровин
Слава Валентина Серова, как портретиста, росла с каждым годом, а общественная жизнь затягивала его в свои крепкие объятья. Он участвует в передвижнических выставках, сотрудничает с журналом "Мир искусства", становится руководителем натурной мастерской Московского училища живописи и помогает Савве Мамонтову с оформлением балетов и опер. Хотя по своему характеру Серову не просто было взаимодействовать с людьми. Художник был сдержан и молчалив.
Но случались такие события, которые не могла удержать даже Валентина Александровича в рамках. Например, после расстрела мирной демонстрации в 1905-м году он официально покинет стены Академии художеств. В этом случае отмолчаться он уже не мог.
Валентин Серов писал не только удивительные портреты и пейзажи, но оттачивал свое мастерство в иллюстрациях к басням И. Крылова. Однажды А. Мамонтов пригласил его поучаствовать в этом интересном проекте. Издание книги не осуществилось, но темой мастер занимался до последних своих дней. Иллюстрации к басням стали его отдушиной, занятием "для души". С самого детства Валентин любил наблюдать за животными, это доставляло ему большую радость и удовольствие. Художник будто искал такое звучание, которое с точностью передаст юмор и скрытый смысл басен Крылова.
Еще при жизни Валентин Серов стал очень знаменит, к его авторитетному мнению прислушивались коллеги, ценили друзья. Он был окружен любовью и заботой родных. Очень хочется верить в то, что художник был счастливым человеком. Только порой на него наваливалась хандра, и Оленька отправляла супруга в Европу, почувствовать, найти, спрятать в уголок своей души то самое "отрадное", солнечное и беззаботное, то, что можно раскрыть в своих удивительных картинах. Серов невероятнейшим образом менялся прямо на глазах: оживал, светился внутренним светом и радовался, как ребенок. Но вернувшись домой - мрачнел по непонятной причине.
Валентин Серов покинул этот мир совершенно неожиданно...ему было всего 46 лет...
...Папа нагнулся, чтобы взять туфлю, вскрикнул и откинулся на кровать. Няня побежала наверх звать меня: „Скорее, скорее!“. Я опрометью спустилась вниз и вошла в комнату. Папа лежал на кровати, вытянувшись на спине, глаза были раскрыты, выражали испуг, грудь не дышала....
День был солнечный, необыкновенно яркий, из окон гостиной был виден Архивный сад с пирамидальными тополями, белыми от инея. На углу стоял, как всегда, извозчик, шли люди — взрослые, дети, шли мимо дома, занятые своими делами и мыслями. Я смотрела в окно и не могла поверить случившемуся.
Как, неужели так, так быстро и так просто, может кончиться жизнь?
Серова О.В. "Воспоминания о моем отце Валентине Александровиче Серове"
Невероятный и удивительный Валентин Серов - русский художник, который твердой рукой вплетал в свои полотна солнечную отраду, свет и тепло...безошибочно видел тайную правду жизни и не боялся ее показать даже сильным мира сего...умел отстаивать свои взгляды и никогда не шел против себя...был настоящим другом, заботливым отцом и любящим мужем...
Всегда с вами - Летящая стрекоза)))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))