В самом центре города, недалеко от Кремля в Ломовском, а ныне Денисовском переулке находится архитектурная жемчужина XVIII века не только Тулы, но и всей России: парадные въездные ворота, за которыми располагалась когда-то усадьба Ливенцевых.
Изначально это был дворец промышленника Демидова, который вскоре был куплен Ливенцевыми, жившими в большом достатке, что позволяло им иметь особняк с роскошными воротами.
Построены въездные ворота в стиле «растреллиевского» барокко. В центре находится главная въездная арка, а по бокам – две небольшие калитки. Особое изящество воротам придавала ажурная решётка, сквозь которую открывался вид на сам дворец.
По преданиям, авторство проекта приписывают самому Растрелли, но существует и другая версия, по которой создание шедевра отдаётся не менее известному архитектору Дмитрию Ухтомскому.
Князь Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719, с. Семёновское, Пошехонский уезд — 4 (15) октября 1774, с. Дубки, Тульская губерния) — русский архитектор, реставратор, главный архитектор Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны, мастер елизаветинского барокко.
Проходило время, ворота ветшали, ремонтом их практически не занимались.
О плачевном состоянии памятника архитектуры писалось неоднократно на протяжении более 100 лет.
В научном труде "Памятники искусства Тульской губернии" 3-го года работы (выпуск 2) размещены 2 ценнейшие фотографии ворот, сделанные в 1913-1914 году и примечание, дающее информацию об их истории. В нём прямо сказано, что "ворота находятся в стадии разрушения", а "владелица мало расположена предпринять меры к поддержке этих прекрасных зданий XVIII века".
Не впечатляет описание их состояния данное русским историком, искусствоведом, художником Георгием Лукомским (1884-1952) в статье "Тульские ворота", опубликованной в журнале "Старые годы" в 1913 году в мартовском выпуске на 50-51 страницах: «В одном из наиболее узких и кривых, всегда пустынных и поросших травкой или занесенных сугробами снега переулков Тулы, неожиданно вырастая между серых деревянных заборов, гордо высятся богатые ворота, состоящие из трех арок, покрытых пышными фронтонами. Высоким кустарником и густым бурьяном поросли они, и это придает им еще более причудливый вид».
Приведём статью полностью.
И вывод в статье неутешительный: «Можно опасаться за то, что ворота будут скоро снесены совсем. Печальный вид, в котором они находятся сейчас, скорее вызовет когда-нибудь у владельца (или полиции) желание сломать их, нежели починить: многие каменные части отвалились, штукатурка облупилась, куски цоколя вырваны, а придающие воротам живописность вида растущие на них кусты и деревца ускоряют значительно это разрушение».
Ещё одно свидетельство того, что российская общественность была не безразлична к судьбе архитектурного памятника в дореволюционной России находим в книге Юрия и Зинаиды Шамуриных “Калуга. Тверь. Тула. Торжок” (1913 г.): “Красивые арки забиты… серыми досками, но сохранились ещё причудливые линии барокко, вьющие камень, как воск, превращающие его в ювелирное изделие, покрытое сетью рокайлей… В каждой линии, в каждом капризном завитке виден большой мастер, тонкий изощренный художник”.
До 1934 года о воротах никто не вспоминал, было не до них. И вот в газете «Коммунар» появляется статья молодого тульского архитектора И. П. Грызлова:
«Тула бедна архитектурными памятниками старины. Но в Ломовском переулке, между Дворцом труда и зданием горкомхоза, сохранились ворота, строителем которых был если не сам Растрелли, то кто-то из его талантливых учеников. На редкость воздушное художественное кружево барокко указывает на крупного и смелого мастера.
Такие произведения строительного искусства наперечет даже в Москве. Ворота эти выстроены в первой половине ХVIII века, около 200 лет тому назад. Во дворе, за воротами, находился тогда дом — дворец известного заводчика Демидова. Впоследствии дворец сильно пострадал от пожара и переделок.
Время не пощадило замечательные ворота. Они полуразрушены, в их трещинах растет трава.
Жалкий деревянный заборчик не защищает их от непогоды. Близок день, когда интересный памятник старины погибнет.
Необходимо, чтобы краеведческие организации, горсовет и исторический музей взяли ворота под свою охрану. Их нужно сохранить и реставрировать как ценный памятник классической архитектуры».
В 1939 году Грызлов, один из тех, кто в 1938 году отстоял от сноса Тульский кремль, получает заказ на разработку проекта реконструкции.
Экспертиза Академии архитектуры СССР под руководством профессора Виноградова одобрила проект Грызлова, предусматривавший восстановление всех утерянных и поврежденных каменных элементов и воссоздание металлических решеток.
В январе 1941 года выходит ещё одна публикация архитектора Ивана Грызлова. Вот несколько цитат из неё:
«Ворота состоят из трёх арок над которыми расположены пышные фронтоны. Построены ворота из кирпича, затем они были оштукатурены и украшены на парапете каменными вазами. Из трёх арочных пролётов два боковых служили калитками. Средняя арка была предназначена для проезда экипажей. Под капителями расположены украшения в виде излюбленных Растрелли завитков. Часть их сохранилась до настоящего времени. Над арками помещена сетка обрамлённая розами чередующими с орнаментами. Сетка и орнаменты в настоящее время почти не сохранились. Богатый карниз, вазы и фронтон выполнены из известняка».
«Комитет по охране памятников при Совнаркоме СССР наметил произвести реставрацию ворот. Составлен проект реставрации, одобренный экспертизой Академии архитектуры СССР. По предложению проф. Виноградова ворота намечается поднять, недостающие их части и лепку заменить новыми, вставить металлические решётки.
Из архитектурных малых форм 18 века сейчас почти ничего не сохранилось, поэтому тульскими воротами очень интересуются московские и ленинградские архитекторы и искусствоведы и лишь в Туле к ним относятся весьма равнодушно. Ворота разрушаются. Реставрировать их уже сейчас трудно, а исполком Тульского горсовета занимается коллекционированием своих постановлений о реставрации. За несколько лет вынесено десяток постановлений, но это пока ни к чему не привело».
Но война внесла коррективы в планы спасения памятника архитектуры. Воротам посчастливилось уцелеть в эти суровые годы.
В послевоенное время к вопросу реставрации вернулись авторы проекта 1954 года, сделанного Центральной проектно-реставрационной мастерской Академии архитектуры СССР. Вывод для того времени и тех реставрационных возможностей был неутешительным: «от ансамбля остались одни ворота, погруженные на один метр в грунт и имеющие сильный крен, и каменная коробка Демидовского дворца со слабыми следами былой архитектурной отделки». Предлагалось поднять ворота на существующий уровень поверхности. Срок реализации был определён в 2-3 месяца. Скорее всего всё упёрлось не в технические сложности, а в финансирование.
Следующий раз к вопросу реставрации вернулись в конце 1960-х.
Детальную разработку провёл архитектор Всесоюзного проектного научно-реставрационного комбината ВПИРК А. В. Воробьев. Работа была не закончена.
В итоге ворота стали сильно наклоняться, их подперли металлическими балками и укрепили стяжками.
Последний проект был заказан в 2015 году, но его реализации помешала эпидемия коронавируса.
Хочется верить, что бесконечная история проектов реставрации памятника архитектуры будет иметь счастливый конец и мы увидим ворота во всём их величии.
В 2025 году вспомнили о состоянии архитектурного памятника.
На официальном сайте агентства ООО «Интеллект» появилась соответствующая информация.
Сетевое издание «Тульская пресса» провело краткий анализ его осуществления.
Подписывайтесь на канал "О Туле с любовью" чтобы быть в курсе о выходе наших новых публикаций о славном Городе-Герое.