Шпангоуты авиационных моделей как сделать
Шпангоут фюзеляжной (особенно резиномоторной) модели — ответственная деталь, от которой требуется большая прочность при малом весе.
Ниже приведено несколько чертежей типовых шпангоутов и указана последовательность операций при их изготовлении.
Оглавление. Технология изготовления авиационных беспилотных моделей
Какой металлоискатель купить видео
Бамбуковые шпангоуты (фиг. 273) довольно легки, очень гибки и выдерживают значительные нагрузки. Недостатком бамбуковых шпангоутов является большая трудоемкость их изготовления и сложность сборки.
Фиг. 273. Шпангоут из бамбука.
Процесс изготовления шпангоутов авиационных моделей
1) Заготовка реек бамбука.
2) Изготовление шаблона по внутренним контурам шпангоута.
3) Разваривание бамбука.
4) Сгибание бамбука на шаблоне.
5) Сушка и склеивание.
6) Зачистка и пригонка под размер.
Шпангоуты из шпона (фиг. 274) изготовляют в следующей последовательности.
1) Разрезание шпона на полоски.
2) Склеивание полосок внахлестку по чертежу.
3) Обрезание излишков шпона стамеской.
4) Прорезание пазов для стрингеров.
Полученные таким образом шпангоуты обладают большой прочностью и легче фанерных. Недостатком их является трудность сборки фюзеляжа без стапеля.
Для изготовления их применяется березовый шпон толщиной 0,5—1,0 мм. Ольховый шпон из-за его хрупкости и низких механических качеств применять не следует.
Допустимо применение колотого или самодельного соснового шпона.
Фиг. 274. Изготовление шпангоута из шпона.
Фиг. 275. Последовательность изготовления фанерных шпангоутов.
Фиг. 276. Фанерные шпангоуты в каркасе фюзеляжа.
Процесс изготовления:
1) Разметка на фанере.
2) Обработка по контуру.
3) Вырезание облегчений и пазов.
4) Зачистка.
Фиг. 277. Изготовление шпангоута переклеиванием из шпона.
Фюзеляж летающей модели наборный из реек (фиг. 278). Рейки, заготовленные для стрингеров, прикладывают к чертежу и размечают места расположения стоек, затем стойки нужного сечения обрезают по длине, уменьшенной на толщину одного стрингера, и заостряют лопаточкой, как показано на фиг. 278. Острием ножа прокалывают стрингер и вставляют смазанный клеем конец стойки в прорезь на стрингере. Так, последовательно, начиная с носа к хвосту, набирают стойки на один стрингер. Затем накалывают второй стрингер и собирают с первым. Изготовленные таким образом правую и левую панели фюзеляжа соединяют между собой поперечными стойками, выравнивают на глаз и контролируют по чертежу. Затем промазывают все места соединений эмалитом или клеем АК-20, связывают концы реек на носу и хвосте, еще раз проверяют, нет ли перекосов, после чего фюзеляж подвешивают в вертикальном положении и оставляют до полного высыхания клея.
Когда клей просохнет, ставят передние и задние бобышки, детали креплений и усиления.
Фюзеляж летающей модели с фанерными шпангоутами. Такой фюзеляж можно собирать без стапеля и на стапеле.
Сборка без стапеля (фиг. 279) производится в следующем порядке.
Шпангоуты раскладывают на чертеже по порядку и нумеруют их, идя от носа к хвосту модели. На стрингерах размечают мягким карандашом места шпангоутов. Два соседних шпангоута, расположенных в середине модели, приматывают нитками без клея к стрингерам. Получив таким образом основу фюзеляжа, приматывают последовательно все шпангоуты носовой части фюзеляжа, а затем хвостовой. Выровняв расположение стрингеров и шпангоутов на-глаз, проклеивают соединения стрингеров со шпангоутами и подвешивают фюзеляж в вертикальном положении для просыхания клея. Подогнав переднюю и заднюю бобышки, их вклеивают на места, после чего могут быть поставлены раскосы, крепления и другие детали.Достоинством фанерных шпангоутов является простота изготовления и возможность сборки на простейшем реечном стапеле. Недостатком является довольно большой вес и малая устойчивость
в направлении, перпендикулярном направлению наружного слоя фанеры (фиг. 276).
Переклеенные шпангоуты (фиг. 277) обычно изготовляют для фюзеляжей овального или круглого сечения. Эти шпангоуты обладают большой прочностью, но более трудоемки, так как для каждого шпангоута необходимо изготовлять отдельный шаблон.
Материалом служат полоски березового шпона или тонкие сосновые рейки толщиной 1,0—1,5 мм.
Процесс изготовления:
1) Изготовление шаблона.
2) Заготовка полосок шпона или сосновых реек.
3) Сгибание и заклеивание шпона или сосновых реек казеиновым клеем.
4) Сушка.
5) Зачистка и пригонка под размер.Шпангоуты авиационных моделей фюзеляжей самолетов
Фиг. 278. Наборный фюзеляж из реек.
Фиг. 279. Сборка фюзеляжа с фанерными шпангоутами без стапеля.
При такой сборке фюзеляж легко может быть перекошен в момент закрепления носовой и хвостовой бобышек, поэтому необходимо особо тщательно проверить фюзеляж после вклеивания бобышек.
Фиг. 280. Фюзеляж с бамбуковыми шпангоутами.
Раскосы и детали усиления надо ставить и подгонять так, чтобы они садились свободно и удерживались только клеем. Постановка раскосов «в распор» вызывает искривление фюзеляжа.
Сборка фюзеляжей со шпангоутами из бамбука, шпона и переклейки (фиг. 280) производится в такой же последовательности и таким же способом, как и фюзеляжей с фанерными шпангоутами без стапеля. Большая жесткость таких шпангоутов в этом случае обеспечивает более точную сборку фюзеляжа.
Способ сборки фюзеляжа без стапеля прост, но неточен.
Сборка на стапеле. Стапелем называют ровную доску или брусок, на котором производят разметку и сборку частей модели.
Назначение стапеля — дать возможность точно установить шпангоуты и стрингеры перед склейкой и удерживать их в таком положении до полного просыхания клея.
Проще всего собирать на стапеле фюзеляжи с фанерными шпангоутами. Шпангоуты для этой цели делают с точно размеченными отверстиями по размеру стапельного бруска в средней, не вырезанной части шпангоута (фиг. 281). Стапель должен быть достаточно жестким, чтобы изгиб стрингеров не вызывал его деформаций.
Последовательность сборки фюзеляжей этим методом следующая: шпангоуты нанизывают на стапель и закрепляют на местах, соответствующих разметке по чертежу, затем укладывают в гнезда стрингеры, притягивают их резиновой нитью и закрепляют на шпангоутах каплями клея.
После высыхания клея перемычки на шпангоутах подрезают, освобождают от них стапель и вынимают его из фюзеляжа. В тех случаях, когда стапель не может быть вынут через передний или задний шпангоут, его распиливают и вынимают по частям.
Раскосы и детали усиления конструкции нужно устанавливать на фюзеляже до снятия его со стапеля.
Применение стапеля облегчает сборку, повышает точность и позволяет хорошо проклеивать стыки.
Закрепление подмоторных рам носовых и хвостовых бобышек требует особого внимания и аккуратной подгонки. Дело в том, что при несимметричном закреплении стрингеров в бобышках получается перекос всего фюзеляжа, а при неудовлетворительной проклейке соединений бобышка под действием усилия от резино-мотора или при грубой посадке будет сорвана со своего места, что может привести к серьезной аварии. Чтобы избежать поломок, носовую часть летающей модели и передние шпангоуты делают толще, а места стыков со стрингерами усиливают кницами, оклеивают тонкой фанерой или тканью и забинтовывают нитками с клеем. Таким же способом закрепляют и хвостовую бобышку.
После того как стапель снят, носовую часть фюзеляжа оклеивают плотной бумагой. Оклейку следует начинать с отсеков, расположенных сзади.
Сборку наборных фюзеляжей планеров производят одним из описанных выше способов. Отличие состоит лишь в том, что стапель, на котором производят сборку, приходится делать с изломом (фиг. 282), так как обычная для рекордных планеров форма фюзеляжа с опущенным носом не позволяет производить сборку на прямолинейном стапеле.
Фиг. 281. Сборка фюзеляжа с фанер
Фиг. 282. Сборка фюзеляжа модели планера с изогнутым фюзеляжем на стапеле.
Долбленые фюзеляжи летающих моделей применяют на рекордных моделях планеров, требующих очень хорошей формы и гладкой поверхности. Процесс изготовления слагается из первого этапа — заготовки болванки и придания внешних форм и второго этапа — облегчения фюзеляжа и отделки. Заготовка делается обычно из двух сухих липовых досок (если нет досок, из которых может выйти по габаритам одна половинка фюзеляжа, то заготовку склеивают из более тонких досок). Половинки заготовок прифуговывают и подготовляют к склейке столярным или казеиновым клеем (фиг. 283). Для того чтобы после наружной обработки
Фиг. 283. Подготовка болванки фюзеляжа модели планера.
фюзеляжа можно было разнять его пополам, в шов закладывают при склейке сплошной лист плотной бумаги, которая в дальнейшем после просушки позволит разъединить фюзеляж ножом на две половинки (фиг. 284).
Склеенную таким образом болванку фюзеляжа зажимают в струбцины и дают клею высохнуть.
Далее процесс изготовления идет по следующей схеме (фиг. 285).
1) Обработка заготовки по контуру вида сбоку.
2) Обработка по контуру вида сверху.
3) Обработка по шаблонам поперечных сечений, придание требуемой формы, раскалывание фюзеляжа ножом вдоль по клеевому шву, снятие циклей клея и бумаги.
4) Разметка по чертежу внутренних облегчений.
5) Долбление внутренних облегчений.
6) После установки всех необходимых механизмов и креплений фюзеляж склеивают вновь и туго заматывают шпагатом. Хвостовую часть и центроплан сжимают струбцинами.
7) После полного высыхания клея снимают струбцины и шпагат. Удаляют излишки клея, зачищают поверхность, снимают ворс, лощат и отделывают.
Фиг. 284. Склеивание болванки для фюзеляжа.
Фюзеляжи скорлупного типа (монокок), т. е. в виде скорлупы, выклеенной из бумаги, шпона или древесной стружки на болванках, применяют довольно редко.
Чаще встречаются комбинированные конструкции, в которых выклеивают отдельные части модели (фиг. 286), например, хвостовые балки, носовые части и капоты моторов.
Для изготовления таких деталей делают деревянные болванки нужной формы и покрывают их лаком. Для того чтобы последующие слои бумаги или стружки не приклеивались к болванке, ее обертывают сплошным слоем тонкой бумаги, смоченной в воде. Бумаге дают «присохнуть», стружку режут на узкие полоски и, слегка смазав столярным клеем, винтообразно обертывают ими болванку вокруг (фиг. 287).
Последующие витки стружки обертывают вплотную к предыдущим с таким расчетом, чтобы просветы между ними были как можно меньше. Последний виток требует индивидуальной прирезки по месту.
Окончив наклеивание первого слоя, сразу же приступают к наклеиванию второго слоя. Задержка в наклеивании может вызвать коробление и растрескивание первого слоя стружки.
Фиг. 285. Изготовление долбленого фюзеляжа.
Второй слой наклеивают перпендикулярно первому в обратном направлении, каждую полосу стружки хорошо промазывают горячим столярным клеем и плотно прижимают к поверхности первого слоя. Образовавшиеся сгустки клея под стружкой нужно раскатывать ручкой стамески.
Фиг. 286. Применение на летающей модели скорлупных конструкций (заштрихованы).
После нанесения второго слоя скорлупу сушат, зачищают шкуркой № 80 или № 100 и приступают к наклеиванию последующих слоев, чередуя направление витков и следя за тем, чтобы стыки располагались в шахматном порядке. После нанесения каждого слоя скорлупу надо просушивать, для того, чтобы ее не покоробило после снятия с болванки, и затем шкурить. Количестве слоев определяется в зависимости от требуемой прочности и допускаемого веса. Перед тем как готовую скорлупу снять с болванки, ее грунтуют и предварительно окрашивают. Иногда форма позволяет снять скорлупу, не разрезая ее; если же скорлупа не может быть снята без разреза (например, обтекатель колеса, поплавок и др.)» ее Раз~ резают, снимают с болванки и склеивают тонкой полотняной ленточкой изнутри и полоской плотной бумаги снаружи.
Изготовленные таким образом фюзеляжи обладают большой прочностью, хорошо лакируются и полируются.
Выклейка скорлупы из бумаги производится таким же способом. В качестве примера может служить выклеенный из бумаги капот модели самолета Як-12 (фиг. 288).
Части фюзеляжа цилиндрической или конической формы могут быть сделаны из фанеры толщиной 0,5—1,0 мм. Для этого фанеру, выкроенную по развертке детали с припуском на швы, размачивают в кипятке, сгибают по болванке и забинтовывают марлевым бинтом или текстильной лентой. При этом нужно следить за тем,
Фиг. 288. Точная модель самолета Як-12 с капотом, выклеенным из бумаги.
чтобы не было узлов на ленте, так как они могут оставить следы на фанере. Изготовленную таким образом трубку сушат, затем подгоняют шов, подкладывают под него полоску бумаги и заклеивают, вновь забинтовав на болванке. После просыхания трубку зачищают мелкой Шкуркой.
Слабым местом всех скорлупных фюзеляжей из фанеры и древесных стружек являются кромки, которые легко расщепляются. Поэтому их необходимо закреплять текстильной или бумажной лентой.
Фюзеляжи летающих моделей-копий обычно значительно сложнее по конструкции, но все элементы и методы сборки их остаются теми же.
Фюзеляжи музейных моделей лучше всего изготовлять из древесины ольхи или липы.
В тех случаях, когда фюзеляжи делаются с кабинами, их так же, как и планерные, склеивают на бумажной прокладке, выдалбливают места кабин (фиг. 289), затем склеивают и подготовляют к дальнейшей работе.
В местах, где нужна имитация конструкции, обтянутой полотном, делают углубления и наклеивают стрингеры высотой 1—2 мм
Фиг. 290. Имитация конструкции, обтянутой полотном, на музейной модели.
Оглавление. Технология изготовления авиационных беспилотных моделей
Где взять деньги на покупку металлоискателя видео