Найти в Дзене
Хочу в путешествие

Как прошло мое путешествие в Стамбул. Некоторые впечатления

Собралась в поездку я достаточно быстро, дней за десять (ноябрь 2024). Вылетала в четверг, вернулась на следующей неделе в среду. В Стамбул отправилась в первый раз. Подготовиться времени не было. Имею в виду, почитать литературу, найти информацию в интернете. Запланировала три большие экскурсии, две из которых были на весь день, одна до 15 часов. Остальное решила добавить на месте. Стамбул произвел на меня неизгладимое впечатление. Город с богатейшей историей, множеством достопримечательностей, необычайно колоритный и контрастный очень мне понравился. Экскурсии были многогранными, интенсивными, очень интересными. Посетили великолепную Голубую мечеть, цистерну Базилика, дворцы, гаремы, базары. Прошли по древним площадям и узким улочкам. Увидели старинные обелиски, памятники. Проехали на яхтах по Мраморному морю, проливу Босфор, заливу Золотой рог. Для самостоятельного осмотра я ещё добавила посещение уникальной Большой мечети Айя София, музея, посвященного истории Айя Софии, му

Собралась в поездку я достаточно быстро, дней за десять (ноябрь 2024). Вылетала в четверг, вернулась на следующей неделе в среду. В Стамбул отправилась в первый раз. Подготовиться времени не было. Имею в виду, почитать литературу, найти информацию в интернете.

Витрина в Стамбуле. Фото автора
Витрина в Стамбуле. Фото автора

Запланировала три большие экскурсии, две из которых были на весь день, одна до 15 часов. Остальное решила добавить на месте.

-2

Стамбул произвел на меня неизгладимое впечатление. Город с богатейшей историей, множеством достопримечательностей, необычайно колоритный и контрастный очень мне понравился.

Стамбул. Фото автора
Стамбул. Фото автора

Экскурсии были многогранными, интенсивными, очень интересными. Посетили великолепную Голубую мечеть, цистерну Базилика, дворцы, гаремы, базары. Прошли по древним площадям и узким улочкам. Увидели старинные обелиски, памятники. Проехали на яхтах по Мраморному морю, проливу Босфор, заливу Золотой рог. Для самостоятельного осмотра я ещё добавила посещение уникальной Большой мечети Айя София, музея, посвященного истории Айя Софии, музея турецкого и исламского искусства, цистерны Феодосия. Плюс на городском пароме я съездила в азиатскую часть Стамбула. Программа оказалась весьма насыщенной. Хотелось дышать и дышать воздухом этого потрясающего города с его противоречивой историей, полной великих достижений и непростительных ошибок, впитать как можно больше положительных эмоций и сохранить их на долгое время.

Голубую мечеть я увидела в первый же день вечером. И она казалась в подсветке розовой. Еще одно её название мечеть Султанахмет.

На другой день я зашла в мечеть. Это свободно может сделать любой желающий. Верующие и туристы входят через разные двери. Головной убор для женщин обязателен. Если платка нет, то его можно получить при входе и сдать при выходе. И конечно, нужно снять обувь. На полу ковры.

-5

Мечеть имеет большую архитектурную ценность. Ее построили по приказу турецкого султана Ахмеда I, которому долгое время не удавалось выиграть ни одной войны. в то время Турция стала сдавать свои позиции. Чтобы снискать божью милость султан начал строительство, которое стало делом всей его жизни.

-6

Работы начали в 1609 году, завершили через семь лет. В строительстве драгоценные породы камня и уникальный мрамор. Декорировали здание особыми керамическими изразцами, расписанными синими и белыми красками, благодаря им мечеть казалась голубой. Это название за ней и закрепилось. Еще одной особенностью Голубой мечети является то, что в ней не четыре минарета, как было принято, а шесть.

Невозможно быть в Стамбуле и не увидеть Айя-Софию — всемирно известный памятник архитектуры византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Считают, что это самое величественное здание юстиниановской эпохи. Храм построен в византийской столице в 532—537 годах. Как можно построить такое грандиозное сооружение за пять лет, трудно представить. Экскурсовод рассказал, что в Айя- Софии началась реставрация. Фирма, с которой заключен контракт, обещает провести работы за 50 лет.

-8

После завоевания Константинополя (ныне Стамбула) в 1453 году османскими войсками, церковь была превращена в мечеть. Сегодня это действующее религиозное сооружение. На время реставрации не закрывается. Вход для верующих бесплатный. Вход для туристов стоит 25 евро. Оплачивать можно как турецкими лирами, так и евро. Несмотря на такую высокую цену билета, в кассы всегда стоит внушительная очередь из туристов.

-9

Туристы могут осматривать собор/мечеть со второго этажа.

Думаю, что никого эта мечеть не может оставить равнодушным, даже человека, далекого от какой-либо религии.

Можно посетить не только саму Айя - Софию, но и музей истории Айя-София. Билет в музей тоже стоит 25 евро. Оплачивать можно как турецкими лирами, так и евро. Если купите сразу два билет: в мечеть и в музей, то получите смешную скидку и заплатите 48 евро.

-11

В музее истории Айя-Софии, открывшем свои двери публике в здании Дефтер-и Хакани Незарети (Главного управления земельного реестра и кадастра)  представлена 1700-летняя история Айя-Софии, полная взлетов и падений, достижений и ошибок.

-12

Предлагается аудио гид на русском языке. Здесь можно увидеть интерактивные экспонаты, редкие артефакты и услышать захватывающие истории.

Цистерна Базилика, прекрасно сохранившееся древнее подземное водохранилище Константинополя, расположенное на глубине 10-12 метров, впечатлило меня не менее сильно, чем мечети, улицы и музеи.

-14

Здесь хранился большой запас питьевой воды на случай засухи или осады города. В цистерне могло поместиться около 100 тысяч тонн воды.

-15

Было доставлено 336 девятиметровых колонн, которые внешне значительно отличаются друг от друга, так как были привезены из разных античных храмов. Стены сооружены из огнеупорного кирпича толщиной 4 метра, покрыты специальным водоизоляционным раствором. Цистерна использовалась по назначению до 16 века.

На одной из колонн мы увидели мраморную головы Медузы Горгоны.

-18

На другой колонне голова повернута в сторону. Историки не знают, откуда привезены эти колонны. И не могут объяснить, почему одна колонна расположена вниз головой, а другая — повернута на бок. Наш экскурсовод предположил, что никто особо не вникал, как расположить голову, ведь все колонны должны были оказаться под водой. Но возможно, что это было сделано для того, чтобы люди не боялись окаменеть, случайно посмотрев в глаза Горгоне. Ведь именно это и могло произойти согласно мифам Древней Греции.

А вот колонна, на которой капли слез капают вверх.

Посещение цистерны Феодосия стало тоже весьма запоминающимся. По-турецки она называется Шерефие (Şerefiye Sarnıcı).

Вход в цистерну Феодосия. Фото автора
Вход в цистерну Феодосия. Фото автора

Это самое древнее подземное водохранилище Константинополя из обнаруженных на данный момент. Построено на 100 лет раньше, чем цистерна Базилика. Сюда я пришла уже в день отъезда, расположена достопримечательность в самом центре Стамбула. Входной билет стоит 650 турецких лир (примерно 2000 рублей). Еще 100 нужно доплатить, если захотите воспользоваться аудиогидом. Есть на русском языке. Оплата принимается только в лирах. Кстати, недалеко есть и обменные пункты. Там я смогла обменять российские рубли на турецкие лиры.

-21

Водохранилище входило в состав городской водопроводной системы и строилось, чтобы обеспечить водой Большой дворец и Нимфеум, термы и фонтаны. Вода в цистерну поступала по акведуку Валента. Высота от пола до потолка составляет 11 метров. Цистерну начали строить во время регентства сестры Феодосия II Пульхерии и завершили уже при императоре, поэтому она получила свое название Феодосия (между 428 и 443 годами н. э.). Турецкое название появилось позже по названию района, где она располагалась.

-22

Нашли забытую цистерну только в 21 веке, когда в 2010 году снесли находившийся над ней ветхий особняк. Хотели на этом месте разбить парк. Уже на следующий год начали масштабные реставрационные работы, которые продолжались 8 лет. Убедились, что стены все еще крепкие. Колонны, которые в свое время были сделаны из мрамора, доставленного с острова Мармара в Мраморном море, укрепили.

-23

В водохранилище организовали светомузыкальное шоу, и оно стала первым в Турции музеем с системой проекционного картографирования.

-24

Администрация гордится, что это старейшее в мире здание, в котором используется эта технология.

В огромном городе по официальным данным проживает 15, 5 млн человек, по неофициальным данным население может достигать 24 млн. Никто точную цифру не знает. Туристов здесь огромное количество. Повсюду слышна английская, арабская, немецкая, французская, испанская речь и т.д. Много русскоязычных туристов. И что интересно, кроме россиян в наших экскурсионных группах были туристы из Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Молдавии и других бывших республик СССР. И все прекрасно понимали и говорили по-русски.

-25
-26

В конце пребывания произошло некоторое недоразумение. В назначенное время на трансфер за мной никто не приехал. Я прождала полчаса и попросила сотрудника отеля позвонить по указанному в ваучере номеру. У меня создалось впечатление, что про меня просто забыли, хотя мне сказали, что машина сломалась. Я полагаю, если машина сломалась, то не составляет труда сообщить об этом в гостиницу. Очень похоже на чью-то халатность. Ещё через полчаса приехала машина. Выехали в аэропорт на час позже указанного времени, приехали в притык. Аэропорт огромный, очереди большие. Времени с трудом хватило на все предполетные формальности.

-27

Летела в этот раз авиакомпанией S7. Это тоже был мой первый опыт.

Вылет и туда, и обратно был вовремя. Обслуживание довольно хорошее. Предлагается горячее питание. Стоимость разумная. Понравилось, что есть скидка для пенсионеров, даже на международные рейсы. Взяла тариф только с ручной кладью. Её размеры должны быть 23/40/55 см. Вес до 10 кг. Нигде ручную кладь не проверяли.

-28

В Москве у меня был распечатанный посадочный талон, просто прошла на посадку. В Стамбуле прикрепили бирку, не взвешивали. Но везде для уверенности можно осуществить самоконтроль, есть несколько мест, где установлены весы. У меня было 10 кг 200 г. Думаю, не критично.

В Стамбуле о начале посадки не объявляют. Нужно следить по табло. Думаю, что это вклад в борьбу с шумовым загрязнением. Не знаю, насколько это удобно пассажирам, особенно тем, кто в этом аэропорту впервые.

Во время одной из экскурсий по Стамбулу гид сказал, что дети до 12 лет - это ангелы. Так вот, на обратном пути два ангела примерно четырех и шести лет, Полина и Коля, сидели как раз за мной. Уж очень крикливыми оказались эти ангелы, вопили без остановки. Все вокруг вздрагивали. А когда родители шикали на них, девочка кричала ещё громче. Других ангелов, которые тоже летели этим же рейсом, мы не слышали. Как говорится, не повезло нам с ангелами. Ничего уж не поделаешь.

Надеюсь, что о других достопримечательностях Стамбула расскажу в следующих статьях.

А я благодарю вас, уважаемые подписчики и гости канала, за то, что вы знакомитесь с моими материалами и делитесь своим мнением в комментариях .

До новых путешествий!