К началу Второй Мировой войны советские конструкторы создали самое лучшее в мире оружие, и первой в мире авиационной пушкой, обладавшей самыми высокими боевыми качествами среди всех видов подобного рода воздушной артиллерии, была пушка ШВАК, которая пробивала любую броню, устанавливавшуюся на боевых самолетах, а также успешно била с воздуха вражеские танки. За всю войну за рубежом так и не создали ничего подобного, хотя и американские, и английские, и немецкие конструкторы очень старались. К публикации прилагается рассказ разработчика пушки ШВАК Бориса Гаврииловича Шпитального, который умер через год после этого интервью, данного журналу «Авиация и космонавтика» в далеком 1971-м.
Как-то я опубликовал материал о стрелковом вооружении, которое применялось во время Великой Отечественной войны на советских боевых самолетах, но там речь шла в основном о пулеметах, а о пушках упоминалось как бы походя. Публикация эта тут:
А вот сегодня я наконец-то отыскал в своих бездонных бумажных архивах еще один материал, правда, очень древний, еще советский, более чем 50-летней давности, и был он в журнале «Авиация и космонавтика» за 1971 год. И на этот раз речь шла об авиационной пушке ШВАК, которая во время войны стала чуть ли не легендарной, причем не только среди летчиков, но и среди наших танкистов, так как ей вооружались танки Т-60, отлично проявившие себя с этой пушкой в боях.
Ясно, что советским журналам, особенно настолько старым, веры мало, но дело тут в том, что материал об этой пушке изложил не какой-то «военный» журналист или генерал в отставке, которому веры не больше, чем любому коммунистическому агитатору. Материал этот исходит от самого конструктора пушки ШВАК - Бориса Гаврииловича Шпитального (1902-1972 гг.), который врать не будет.
Ну, я так думаю.
Журнал «Авиация и космонавтика», 1971 г., №5
ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ
СКОРОСТРЕЛЬНАЯ ПУШКА ШВАК
Б. Г. Шпитальный (интераью).
От редактора.
В годы первой пятилетки наша авиационная промышленность освоила производство новых самолетов и двигателей, что обеспечило дальнейшее развитие Военно-Воздушных Сил. Для новых боевых машин потребовалось более мощное вооружение. И советские конструкторы его создали.
В 1934 году на истребителе И-16 наряду с пулеметами ШКАС были установлены две крыльевые автоматические 20-мм пушки ШВАК (Шпитального, Владимирова, авиационная, крупнокалиберная). Самолет испытывал В. Чкалов. Боевые качества этих истребителей были проверены в небе Испании. В боях за Мадрид отважные летчики на истребителях И-16 сбили в первые же дни воздушных боев немало итальянских и немецких самолетов.
Пушка ШВАК имела темп стрельбы 820 выстрелов в минуту. К концу Великой Отечественной войны ее скорострельность благодаря специальной полировке деталей возросла до 1200 выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда - 815 м/сек. С дистанции 600 метров бронебойный снаряд пробивал стальную плиту толщиной 20 мм.
Это была первая в мире авиационная пушка, обладавшая столь высокими боевыми качествами. Она устанавливалась на многих наших самолетах. Было принято на вооружение четыре вида пушки: крыльевая КП-20, турельная ТП-20, мотор-пушка МП-20 для стрельбы через втулку редуктора двигателя и синхронная СП-20 для стрельбы через воздушный винт.
Наш корреспондент обратился к Герою Социалистического Труда профессору, доктору технических наук Борису Гаврииловичу Шпитальному с просьбой рассказать о пушке ШВАК и о том, какие проблемы приходилось решать при вооружении ею новых самолетов, созданных советскими авиаконструкторами накануне и в ходе Великой Отечественной войны.
Б. Г. Шпитальный:
…Вспоминается интересный эпизод. Осенью 1941 года в нашу страну начали поступать по ленд-лизу английские истребители «Харрикейн». Их вооружение состояло из 12 пулеметов Браунинга калибра 7,63 мм. В первых же воздушных боях обнаружилось, что пули «браунингов» плющились о броню и отскакивали от нее. «Мессершмитты», например, при встрече с «харрикейнами» попросту поворачивались к ним бронированной нижней частью фюзеляжа и не обращали на огонь никакого внимания.
Ставка Верховного Главнокомандования поручила нашему коллективу срочно заменить вооружение «харрикейнов» на две пушки ШВАК и два крупнокалиберных пулемета (калибра 12,7 мм). Задача оказалась нелегкой. Нужно было серьезно переделать конструкцию крыла в местах, где следовало установить пушки, иначе большие вырезы ослабили бы крыло.
Мы сняли пулеметы, а освободившиеся полости расширили, убрав в каждой консоли крыла по нервюре. Пришлось срезать и часть несущей обшивки. Чтобы восстановить цельность конструкции и восполнить потерю ее силовых звеньев, мы заключили пушку в прочный замкнутый короб из стали. Боковые стенки этого короба взяли на себя функцию нервюры, а верхняя и нижняя - обшивки крыла. Короб крепили торцом к лонжерону крыла.
Испытания «Харрикейна» с новым вооружением проводились на одном из подмосковных аэродромов, находившемся недалеко от фронта. Однажды самолет встретился с барражировавшим немецким истребителем. Фашист, увидев краснозвездный «харрикейн», сразу применил испытанную тактику - сделал боевой разворот и повернул свой «мессершмитт» желтым бронированным брюхом к нашему летчику. И тут заговорили пушки ШВАК. Все кончилось необычно быстро «мессершмитт» развалился буквально на куски.
Этот эпизод с модернизацией вооружения «Харрикейна» - наглядная иллюстрация к тому, насколько правильно у нас была выбрана система вооружения самолетов. Ставка на крупнокалиберные пушки со значительным темпом стрельбы себя оправдала. Увеличение калибра авиационного оружия вызывалось повышением общей живучести воздушных целей и улучшением их бронирования. За счет увеличения калибра оружия возросла мощность артиллерийского огня самолетов.
Несколько слов о принципе работы пушки ШВАК. Как и у пулемета ШКАС, для автоматической работы пушки используется энергия пороховых газов, отводимых через специальное отверстие в стволе. Они действуют на поршень и заставляют его вместе со стержнем штока, штоком и ползуном двигаться назад. В результате отпирается и отводится затвор, экстрактируется гильза, взводится ударник, отражается гильза, подается очередной патрон к приемному окну, сжимается возвратная пружина и производятся все остальные операции.
Вооружение немецких самолетов было слабее нашего (особенно в начале войны). Так, например, на истребителях устанавливались либо синхронные пулеметы, либо маломощная 20-мм пушка «Эрликон». Начальная скорость эрликоновского снаряда на 200 м/сек меньше, чем у ШВАК (при том же весе снаряда), а скорострельность пушки ниже на 280 выстрелов в минуту.
Теперь о проблемах, которые нам приходилось решать при вооружении пушкой ШВАК новых боевых самолетов, созданных советскими авиаконструкторами.
Как известно, новые скоростные истребители имели тонкие крылья, мало приспособленные для размещения в них пушек. Напрашивалось наиболее простое решение «подвесить» пушки под крылом. Но авиаконструкторы с неохотой шли на такой вариант, так как получавшиеся «наросты» снижали скорость самолета.
Так, например, увеличение миделя истребителя Як-1 всего лишь на десятую долю квадратного метра было равносильно снижению мощности двигателя на 40-45 л. с. Это весомая потеря. Генеральный конструктор А. С. Яковлев принял следующее решение: использовать для установки пушки свободный объем между блоками цилиндров V-образного двигателя жидкостного охлаждения М-105. Ствол МП-20 вывели наружу через втулки редуктора, связывающего коленчатый вал двигателя с валом воздушного винта.
Правда, появились дополнительные трудности. Потребовалось так рассредоточить силу отдачи при выстреле, чтобы картер двигателя выдерживал дополнительную нагрузку. Совместно с двигателистами мы сконструировали единый агрегат - мотор-пушку, где каждый из элементов был спроектирован с учетом совместной работы оружия и двигателя. Так получилась наиболее совершенная схема вооружения «семейства «яков» (от Як-1 до Як-9).
Должен сказать, что Александр Сергеевич Яковлев принадлежит к числу творцов авиационной техники, обладающих удивительным конструкторским чутьем. Его «яки» были лучшими истребителями периода Великой Отечественной войны. Компоновочная схема этого истребителя была безупречной.
Вскоре нам пришлось решать вопрос об артиллерийском вооружении самолета Ла-5 с двигателем воздушного охлаждения. Стрелять через втулку воздушного винта невозможно - такова особенность «звезды». В отличие от М-105, у АШ-82 совпадают оси вращения воздушного винта и коленчатого вала.
Под руководством главного инженера завода К. Бортновского были исследованы различные варианты установки пушек. Эта работа позволила сделать вывод о том, что пушки следует монтировать в фюзеляже самолета, сделав их синхронными.
Установку синхронизирующего механизма спуска в головной части короба пушки теоретически обосновал А. Ротенберг. Но тут мы столкнулись с одной трудностью. Синхронизатор двигателя имел трехкулачковую шайбу. При такой системе пушка не успевала стрелять через все промежутки между тремя лопастями. Например, при скорости вращения винта 1500 об/мин ее скорострельность должна бы быть 1500х3 = 4500 выстрелов в минуту, а не 1200, как у ШВАК. Два кулачка в этом случае подавали сигналы в тот момент, когда пушка еще не была подготовлена к следующему выстрелу. Пришлось заменить трехкулачковую шайбу на однокулачковую, и тогда синхронизирующий механизм стал работать более спокойно.
Сначала синхронные пушки прошли испытания на самолете И-16. ЦАГИ дал положительный отзыв. Но некоторые специалисты высказали опасение, что при отказе синхронизации разорвавшийся снаряд перебьет винт самолета.
Было принято решение провести следующее ответственное испытание в воздухе: летчик пробьет снарядами лопасти винта, а затем, выполнив положенные фигуры высшего пилотажа, совершит посадку и снова повторит полет.
По просьбе летчика Е. Уляхина синхронные пушки установили на истребителе И-153 «Чайка». После короткого разбега самолет быстро набрал высоту, летчик выполнил намеченную программу и благополучно сел. Повторный полет с пробитым винтом также прошел успешно. Теперь уже никто не сомневался в том, что синхронные пушки безопасны для летчика и самолета.
Вскоре их установили на самолетах Ла-5ФН. Их секундный залп достигал 1,76 кг. Эти истребители в большом количестве были применены летом 1943 года в боях на Курской дуге. Здесь начал свой славный путь известный летчик-истребитель трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб. Прославленный летчик поддерживал с нами самый тесный контакт. Вместе с ним мы обсуждали различные варианты вооружения.
В 1944 году на фронт начали поступать самолеты Ла-7 с тремя синхронными пушками ШВАК. Их секундный залп достигал 3,36 кг (почти в два раза больше, чем на самолете Ла-5ФН).
Так коллектив решал сложные инженерные и технические задачи в годы войны.
КОНЕЦ ОЧЕРКА.
В заключение хочу добавить, что кроме авиационных пушек ШВАК у нас были еще прекрасные пушки, например, ВЯ или НС-37. И все наши пилоты эти пушки тоже очень сильно хвалили, хотя, конечно же, и у них были недостатки, не позволявшие их использовать, например, на легких самолетах из-за сильной отдачи.
А вот ШВАК в этом плане был более универсальным вариантом, хотя и чуть менее скорострельным и чуть менее убойным, поэтому об этой пушке, говоря по простому, сегодня знает и стар, и млад, то есть она имеет очень широкую медийную популярность.
Но об остальных наших авиационных пушках, которые по многим параметрам могли бы составить ШВАКу конкуренцию, я позже создам отдельные публикации.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Самые известные управляемые и неуправляемые боевые ракеты Третьего Рейха