Найти в Дзене

Что делает архитектуру по-настоящему значимой?

Оглавление

Архитектура всегда была отражением человеческих амбиций. История помнит величественные соборы, роскошные дворцы, памятники, которые расширяют границы и определяют целые эпохи. Это здания, которые остаются с нами, которые мы сохраняем, фотографируем и прославляем.

Но на каждый грандиозный архитектурный шедевр приходится бесчисленное множество других зданий, которые не всегда находятся в центре внимания, но остаются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Эти более скромные сооружения не претендуют на всеобщее внимание, но они не менее способны выделяться и оказывать влияние. Возможно, в этом и заключается истинный смысл архитектуры: не в том, насколько здание привлекает внимание, а в том, как оно обогащает жизнь тех, кто им пользуется.

Обычные здания могут и должны быть значимыми. Школа, которая способствует обучению и общению, больница, которая способствует выздоровлению и благополучию, офис, который способствует сотрудничеству, — все эти пространства, возможно, не доминируют в городском пейзаже, но тихо определяют нашу жизнь. Хотя у многих архитекторов может не быть возможности спроектировать достопримечательность в традиционном понимании этого слова, они несут ответственность за то, чтобы каждое созданное ими пространство было значимым, будь то создание гармонии с окружающей средой или обеспечение благополучия пользователей.

Итак, без лишних слов, давайте посмотрим, как некоторые архитекторы подходят к созданию значимых пространств и какие результаты они получают.

Дизайн, ориентированный на человека: создание пространств, которые служат людям

-2

Смысл в архитектуре часто начинается с ориентации на людей — то, что архитекторы сегодня называют «проектом, ориентированным на человека». Это может показаться модным словечком, но на самом деле это часть действительно захватывающих изменений, происходящих в отрасли, особенно после того, как пандемия COVID-19 изменила многие наши представления о публичных и частных пространствах. Подумайте об этом: внезапно пространства, в которых мы жили, работали, учились или даже восстанавливались, приобрели совершенно новое значение. Акцент сместился в сторону того, чтобы сделать эти пространства не просто функциональными, но уютными и по-настоящему значимыми для людей, которые ими пользуются.

Итак, что же такое «дизайн, ориентированный на человека»? По сути, это приоритет потребностей, комфорта и общего благополучия людей, которые пользуются пространством. Это не просто выполнение требований к функциональности, а создание среды, в которой люди чувствуют искреннюю заботу и поддержку. Эта концепция развивалась параллельно с нашим растущим пониманием того, как физические пространства влияют на настроение, продуктивность и даже восстановление в медицинских учреждениях.

Зная это, можно понять, что дизайн, ориентированный на человека, — это не просто тенденция, а искреннее стремление создавать пространства, которые положительно влияют на жизнь людей. Для архитекторов это эффективный способ сделать так, чтобы их работа производила неизгладимое, значимое впечатление на тех, кто её видит.

-3

На Future Fest 2024 эта философия была особенно подчеркнута HDR, международной дизайнерской фирмой, известной своим подходом, ориентированным на людей, в таких областях, как здравоохранение, образование и исследования. HDR рассказала, что рассматривает каждый проект как возможность внести ощутимый вклад.

Одним из ярких примеров их работы, ориентированной на человека, является кампус Канадских ядерных лабораторий (CNL) в Чок-Ривер. Этот проект демонстрирует, что архитектура может быть технологически передовой, оставаясь при этом ориентированной на человека. Кампус CNL, расположенный в долине реки Оттава в Онтарио, на фоне природной красоты, уважает окружающую среду и культурную историю своего местоположения. Благодаря использованию массивной древесины местного производства кампус сочетает в себе долговечность и тёплую, уютную атмосферу, которая отражает местную лесозаготовительную промышленность и наследие коренных народов.

-4

Помимо экологичности и снижения углеродного следа здания, выбор древесины также создаёт ощущение тепла и связи с окружающим ландшафтом, чего нельзя добиться с помощью бетона и стали. Это отсылка к культуре и истории региона, благодаря чему пространство кажется естественным. Таким образом, вместо того, чтобы чувствовать себя как в клинической лаборатории, вы ощущаете основательность и почти гостеприимство — то, что редко ассоциируется с исследовательским кампусом.

Внутри помещений приоритет отдаётся естественному освещению и открытой планировке, благодаря чему они кажутся более уютными, а не вызывающими клаустрофобию. Общинные зоны способствуют взаимодействию и сотрудничеству, что формирует у исследователей и сотрудников чувство общности. Это кампус, в котором ценится не только экологическая устойчивость, но и благополучие и повседневный опыт его пользователей.

Внедрение экологической ответственности для долгосрочного воздействия

-5

Если создание долгосрочного эффекта — это то, что делает архитектуру значимой, то архитектура должна стремиться к тому, чтобы быть вневременной. Дело не только во внешнем виде — речь идёт о проектировании пространств, которые могут существовать, адаптироваться и уважать окружающий мир. Значимая архитектура учитывает потребности людей сегодня и предвосхищает потребности будущих поколений, находя способы оставаться актуальной, не создавая ненужных нагрузок для планеты. Учитывая это, неудивительно, что в основе такого подхода лежит экологичность.

Смысловое проектирование по необходимости является и ответственным проектированием. Оно включает в себя продуманный выбор материалов, энергетических систем и строительных стратегий, которые позволяют конструкции хорошо функционировать в окружающей среде. Когда экологическая ответственность выходит на первый план, здания становятся долговечными, требуют меньше изменений с течением времени и естественным образом вписываются в окружающую среду. Этот подход набирает популярность по мере того, как архитекторы осознают свой вклад в развитие сообществ и экосистем.

-6

Отрадно видеть, что ведущие компании, такие как Foster + Partners, применяют эту философию в своих проектах. В своей презентации на Future Fest Никола Скаранаро, партнёр Foster + Partners, рассказал о подходе компании к городской архитектуре, подчеркнув, что они интегрируют принципы устойчивого развития для достижения долгосрочных результатов. Недавние проекты Foster + Partners, в том числе башня Марина в Афинах и кампус MOL в Будапеште, являются яркими примерами того, как экологическая ответственность может стать основой значимого дизайна.

Башня «Марина» задумывалась как первый в Греции «зелёный» небоскрёб, в котором предусмотрены элементы, гармонирующие с климатом и прибрежной средой Афин. Компания Foster + Partners спроектировала башню с учётом естественного воздушного потока, дневного света и затеняющих элементов, которые снижают потребность в искусственном охлаждении или обогреве, позволяя зданию оставаться комфортным и потреблять мало энергии. Благодаря уникальному фасаду, реагирующему на климат, здание «дышит» вместе с окружающим воздухом и светом. Этот выбор является примером того, как экологичный дизайн может снизить воздействие на окружающую среду в долгосрочной перспективе.

-7

В то же время кампус MOL в Будапеште — штаб-квартира компании и одно из самых высоких зданий в городе — подчёркивает стремление компании к экологической ответственности в оживлённой городской среде. В здании используются геотермальные энергетические системы, местная растительность и стратегии пассивного охлаждения, что позволяет создать рабочее пространство, которое взаимодействует с окружающей средой, а не противостоит ей. Компания Foster + Partners спроектировала кампус таким образом, чтобы повысить энергоэффективность и адаптивность здания, обеспечив его функциональность при любых климатических условиях.

Смотрите полный текст выступления Foster + Partners на Future Fest

Проектирование с учетом культурной преемственности

Чтобы архитектура была значимой, она должна учитывать культурную самобытность сообществ, которым она служит. Культурная преемственность в архитектуре — это сохранение и развитие исторических и социальных сюжетов, определяющих место, при этом адаптируясь к современным потребностям. Когда архитектура уважает эти основы и опирается на них, она связывает людей с их наследием, формируя у них чувство идентичности и принадлежности к окружающей среде. Такой подход позволяет создавать не только функциональные, но и глубоко значимые пространства, объединяющие прошлое с настоящим и обогащающие повседневную жизнь.

-8

Эта философия идеально отражает работу архитектурного бюро Alison Brooks Architects, которое опирается на наследие и суть каждого объекта, чтобы создавать пространства, которые перекликаются как с историей, так и с сообществом. Элисон Брукс, выступая на Future Fest, описала свою практику как таковую, которая бережно относится к гражданской идентичности и обогащает её. По мнению Брукс, осмысленный дизайн возникает из глубокого понимания места — архитектуры, которая привносит преемственность в современный дизайн, признавая уникальные истории, связанные с каждым местом.

Ярким примером такого подхода является Коэн-Кад в Эксетер-колледже в Оксфорде. Проект переосмысливает традиционную оксфордскую университетскую планировку, которая является основой идентичности Оксфорда, и преобразует её в соответствии с современными академическими и социальными потребностями. Вместо традиционного замкнутого четырёхугольника Брукс представил S-образную планировку, которая превращает четырёхугольник в пространство между двумя благоустроенными дворами. Эта плавная кривая сохраняет историческую типологию, но при этом добавляет свежий взгляд, создавая пространства, которые приглашают к исследованию и взаимодействию. В проекте предусмотрены непрерывные дорожки, клуатры и сады, отражающие давние идеалы Оксфорда в области сообщества и академического обмена.

-9

Сочетая исторические формы с новыми функциями, Коэн-Квад позволяет студентам и преподавателям использовать пространство так, чтобы это соответствовало непреходящим академическим традициям Оксфорда и современным образовательным требованиям. Таким образом, проект Брукса не только сохраняет, но и активно укрепляет дух Оксфорда, делая его значимым для будущих поколений.