жанр: русский рок
главные композиции: Один взгляд назад, Ночная птица, Мой друг художник и поэт, Музыкант
В своё время изданный Никольским второй сольный альбом многих удивил, а кого-то и просто позабавил: на нём он просто переиграл песни своего авторства более, чем десяти-, а то и пятнадцатилетней давности. Причём, почти все исполнялись группой "Воскресенье" в 1979-81 годах и с его участием, и без его участия, кроме двух: Мой друг художник и поэт и Птицы белые мои. В то время, когда отечественная и рок-, и поп-музыка плавно входила в западные тренды и повышала качество, внезапно изданный альбом совершенно архаичных русских рок-песен по факту заимел неожиданный эффект: затерявшиеся во времени в магнитозаписях самых разных коллективов песни получили обновлённую популярность у нового поколения. В частности и я тогда ребёнком узнал о них впервые. И, самое главное, до сих пор люблю, потому что песни умудряются звучать вне времени.
А всё потому что Константин Николаевич лично для меня всегда был тем редким представителем того поколения русских рок-музыкантов, у кого был прирождённый дар к созданию чудесных мелодий. Тексты его я никогда не понимал, не старался даже вникать в них особо (за исключением, может быть, Музыканта). В среде выходившей из подполья русской рок-тусовки он был редким профессионалом с музыкальным образованием и оттого умением делать качественные аранжировки и, самое главное, видением, как всё лучше будет звучать в целом. Поэтому, уверен, потому он условно плюнул на всё и в 96 год выпустил не то, что не новые песни, а просто перезаписал старые. И не побоялся. И не прогадал: его песни узнало новое поколение, о них вспомнило с ностальгией старое поколение, их крутили по радио наравне с современным русским роком.
Конечно, главная проблема Никольского, как и многих других известных талантливых авторов-исполнителей, состояла в его гиперперфекционизме, не позволявшем ему с кем-то сотрудничать долго на добровольной основе. По сути он был одиночкой и мог быть удовлетворён каким-то результатом своей деятельности, только делая всё сам. Оттого так и вышло, что десять лет он просто работал музыкантом разных ВИА, где его песни записывались изредка и терялись во времени, а потом, когда, наконец, предоставлялся шанс работать не на денежной, а на творческой основе, он не мог найти коннект с коллективами. Вот и получилось, что записанные в разное время и в разных группах его песни буквально растерялись и рассеялись по десятилетиям и по записям. И, конечно же, Никольский никогда толком не был доволен тем, как они были записаны. "Некоторые вокалисты иногда просто не понимали содержания песен, которые исполняли. Это плохо. Смысловые ударения не там ставили, слишком много красовались голосом. Андрей Макаревич всю жизнь без этого обходится. Молодец", - говорил он.
Ярчайший пример, конечно же, был в группе Воскресенье, в рамках которой их вокалист Сапунов ещё в 79 году записал под гитару пару песен Никольского. Тот был ужасно недоволен, но песни уже распространились "пиратско-магнитоальбомным" способом. После второго альбома Воскресенья, где уже под его руководством были записаны другие его темы, он был вынужден прекратить деятельность в рамках группы: два лидера (с Романовым), ещё и автора песен с разной идеологией тем более не могли ужиться под одной крышей.
Трагически прервавшаяся из-за ареста в начале 80-х Романова деятельность Воскресенья возобновилась в 94 году концертом-воссоединением с Никольским и исполнением на концертах всё тех же песен его авторства. Но вновь сработаться не удалось. Буквально сразу же Никольский опять прервал с ними сотрудничество, а репертуар был вынужден окончательно разделиться: Воскресенье (ставшее ВоскресенИем) стало исполнять на концертах только песни Романова, а Никольский, запретивший трогать композиции его авторства, унёс их с собой в сольное плавание.
И тогда где-то он и достиг пика своего перфекционистского желания справедливости, когда он просто взял, собрал песни своего авторства, которые посчитал нужным, и перезаписал их в обновлённых и, конечно, же более интересных аранжировках в течение 1990 - 1996 годов. Пусть даже и архаичных. Ведь пусть и поздно, но лучше, чем никогда Никольский доказал и показал свой вневременный талант создавать чудесные и дёргающие за душу мелодии. Да, повторюсь, мелодии его я ставлю во главе угла, а не тексты. Какие бы они тоже ни были по своей трагичности в тех же Ночная птица, Мой друг художник и поэт. Но мой намбер 1 у него всегда и навечно останется мощная Один взгляд назад, вот не зря альбом назвал именно по ней. Причём, люблю её очень как в ска/регги-варианте в записи Воскресенья 81 года с исполнением Сапунова, так и в таком хард-рок-варианте а-ля 70-е с этого альбома.
«Новые песни сочиняет тот, у кого старые плохие», - сказал тогда Никольский на ироничные комментарии о его перезаписи ретро-песен. Конечно, после этого многие посмеялись ещё и над этой фразой, особенно Макаревич, ответивший ему: «Он странный человек. Новые песни пишутся у того, у кого пишутся новые песни. А у кого не пишутся, тот вынужден играть старые. Вот и всё». Эта дуэль их цитат, включая и упомянутую мной выше про вокалистов и смыслы, ещё неоднократно продолжалась. Как раз по сути Никольский делал акцент на аранжировки и умение владеть инструментом, в чём обличал Макаревича - в том, что тот "так и не научился играть на гитаре".
ССЫЛКА НА АЛЬБОМ ЦЕЛИКОМ НА MAIL.RU
ССЫЛКА НА АЛЬБОМ ЦЕЛИКОМ В КОНТАКТЕ:
Другие статьи про Никольского и Воскресенье:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.