Найти в Дзене
Александр Абраменко

Почему Виктор Цой стал музыкантом. Малоизвестные факты из биографии.

Мы знаем Виктора Цоя как легенду русского рока. Но как он попал в музыкальную сферу, как начал заниматься музыкой? Обычно в биографии Виктора пишут: «с детства увлекался музыкой». Но когда именно он начал увлекаться, при каких обстоятельствах, и кто на это его сподвиг? Давайте разберёмся. Изучая подробности жизни Цоя можно выяснить, что на момент, когда Виктору было 14 лет (это 1976 год), он был далёк от музыки, не умел играть на гитаре, не получал музыкального образования (да и в дальнейшем он никогда не учился ни в музыкальной школе, ни в музыкальном училище), и в его окружении не было людей, как-то связанных с музыкой. Он на тот момент увлекался рисованием. Много рисовал. И, кстати, увлечение рисованием сохранилось до последних дней. Всё поменялось после знакомства Виктора Цоя с Максимом Пашковым. Цой в то время учился в школе № 507, и параллельно обучался в художественной школе. Вот как раз в художественной школе Виктор и познакомился с Максимом. Родители Максима Пашкова (отец – во
Фото автора.
Фото автора.

Мы знаем Виктора Цоя как легенду русского рока. Но как он попал в музыкальную сферу, как начал заниматься музыкой? Обычно в биографии Виктора пишут: «с детства увлекался музыкой». Но когда именно он начал увлекаться, при каких обстоятельствах, и кто на это его сподвиг? Давайте разберёмся.

Изучая подробности жизни Цоя можно выяснить, что на момент, когда Виктору было 14 лет (это 1976 год), он был далёк от музыки, не умел играть на гитаре, не получал музыкального образования (да и в дальнейшем он никогда не учился ни в музыкальной школе, ни в музыкальном училище), и в его окружении не было людей, как-то связанных с музыкой. Он на тот момент увлекался рисованием. Много рисовал. И, кстати, увлечение рисованием сохранилось до последних дней.

Всё поменялось после знакомства Виктора Цоя с Максимом Пашковым. Цой в то время учился в школе № 507, и параллельно обучался в художественной школе. Вот как раз в художественной школе Виктор и познакомился с Максимом. Родители Максима Пашкова (отец – военный инженер, а мать – переводчица) увлекались музыкой и собирали записи. Отец играл на гитаре. Они «заразили» музыкой своего сына, который с семи лет начал играть на гитаре, а потом стал сочинять и свои песни. В тринадцать лет он решил собрать собственную рок-группу.

Виктор и Максим не сразу стали друзьями. Все учащиеся художественной школы разделялись на противоборствующие группировки, и поначалу будущие музыканты оказались в разных группировках. В дальнейшем они сошлись на общих интересах и подружились. Максим стал давать Виктору записи западных рок-групп и «подсадил» его на музыку. Он так же показал Виктору первые аккорды на гитаре и стал учить его играть на этом инструменте. Когда Максим решил создать свою группу, он пригласил Виктора играть на бас-гитаре, так как струн там меньше и считалось что освоить бас-гитару проще. Еще одного одногруппника, Виталия Соколова, он взял барабанщиком. Сам Максим играл на гитаре, пел и сочинял песни. Так образовалось трио. Родители Цоя из-за финансовых трудностей не могли позволить себе купить сыну бас, поэтому участники новоиспечённой группы в складчину купили в комиссионном магазине Виктору бас-гитару за 40 рублей. Барабанщику же пришлось довольствоваться пионерским барабаном.

Поначалу Максу приходилось обучать своих музыкантов играть на инструментах, показывать им их партии. Цой очень быстро осваивал бас-гитару и через некоторое время начал уже сам придумывать партии на басу. Рок-группа была названа «Палата № 6» по названию повести Антона Чехова про психиатрическую клинику. Играли они хард-рок. Группа просуществовала с 1978 по 1981 год, успев записать всего один единственный альбом «Слонолуние» в 1979 году.

К концу 70-х гг. у Максима Пашкова интересы начали меняться, он увлекся театром и поступил в Театральный институт. Музыку он начал забрасывать, и группа «Палата № 6» постепенно сошла на нет. Цой же в 1979 году поступил в Реставрационное училище, что тоже способствовало отдалению приятелей друг от друга. Пути участников «Палаты» в конце концов разошлись.

В это время другой будущий культовый музыкант, Андрей Панов по прозвищу Свин, тоже пытался собрать свою рок-группу. Его отец, танцор, уехал на заработки за границу и присылал оттуда много денег. Свин на эти деньги купил хорошую аппаратуру, барабаны, несколько гитар, и стал учиться играть на гитаре. Из-за наличия профессиональной аппаратуры в его доме постоянно тусовались разные музыканты. В собранной Андреем группе «Автоматические удовлетворители» не было постоянного состава, а в выступлениях и записях участвовали те музыканты, которые были на тот момент рядом.

Сосед Свина этажом выше как-то сказал ему, что его одноклассник, Максим Пашков, играет в группе «Палата № 6», они тоже рок исполняют, хорошие ребята, классные музыканты, и обещал их привести в гости. Через некоторое время он их привел. Так произошло знакомство Свина с участниками «Палаты». Ребята подружились и часто собирались на квартире у Андрея. А когда деятельность «Палаты» стала сворачиваться, в 1980 году Свин пригласил Цоя играть на бас-гитаре в свою группу «Автоматические удовлетворители». Виктор в это время начал сочинять и свои собственные песни, но исполнять их на публике стеснялся.

Через Панова Цой познакомился с гитаристом Алексеем Рыбиным и барабанщиком Олегом Валинским. Алексей с Олегом вместе играли в хард-рок группе «Пилигрим», а в 1980 году, после распада «Пилигрима», они присоединились к группе «Автоматические удовлетворители». Вместе с Цоем, Рыбиным и Валинским Свин записал первый альбом «Удовлетворителей» названный «Дураки и гастроли» (1980 г.). Этот альбом считается утерянным. В альбом вошла песня «Вася», соавтором которой является Цой.

В 1981 году Виктор, Алексей и Олег увлеклись творчеством Майка Науменко и стали отдаляться от Свина, игравшего панк-рок. Летом этого же года ребята втроём поехали на отдых в Крым, где приняли решение о создании собственной группы, которую назвали «Гарин и Гиперболоиды», перефразировав название романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Вернувшись в Ленинград, музыканты приступили к репетициям. Осенью 1981 года Олега призвали в армию, а Виктор с Алексеем продолжили играть вдвоём. В 1982 году группа была переименована в «Кино». Дальнейшая же судьба Виктора Цоя и его группы многим хорошо известна.

(Александр Абраменко)

О своём путешествии по местам, связанным с Цоем, я рассказываю в статьях: