Клавдий Васильевич Лебедев (1852—1916) - русский художник, занимающий одно из видных мест в ряду художников-передвижников. Русская реалистическая школа живописи второй половины XIX века богата именами замечательных мастеров. Но для нас представляют интерес и менее крупные художники. В своих картинах им удалось с удивительной точностью уловить различные стороны действительности. К таким скромным, искренним служителям искусства принадлежит Клавдий Васильевич.
Лебедев родился в 1852 году в семье крестьянина, церковного живописца, что, безусловно, повлияло в дальнейшем на его творчество. У него никогда не пропадал интерес к деревенской жизни, к ее быту, её образам.
Почти ничего не известно об отроческих и юношеских годах Лебедева. В середине 1870-х гг. он поступает в Строгановское училище. Оттуда в 1875 г. перешел в Училище живописи, ваяния и зодчества, где в течение шести лет (1875-1881) получает законченное художественное образование. Особенным авторитетом в Училище пользовался В.Г.Перов. Его картины являлись образцом, к его советам внимательно прислушивались. Очевидно, в это же время происходит сближение художника и с Владимиром Маковским. Близкие, дружеские отношения сохраняются между ними до последних дней жизни. Огромную роль в становлении художника сыграл блестящий рисовальщик, представитель академической школы Е.С. Сорокин. Благодаря занятиям с ним Клавдий Васильевич достиг высоких успехов в области графики, стал лучшим рисовальщиком Училища, а впоследствии – одним из лучших рисовальщиков своего времени, великолепным книжным графиком.
Известно несколько работ Лебедева, относящихся ко времени пребывания в Училище. Его увлекает историческая живопись, занимает яркая красочность древнерусских костюмов, особенности обстановки: "Молодой боярин за столом" (1880), "Поп и дьяк на торгу" (1884). За картину "Выход боярышни из церкви" художник получил Большую серебряную медаль. Во всех этих произведениях Лебедев следует по пути В.Г.Шварца.
В 1880-е годы в русском искусстве являются периодом необыкновенного успеха и широкого распространения исторической живописи. Лебедев не стал только историческим живописцем, среди его произведений большое место занимают картины на современные темы. Привлекает в Лебедеве умение видеть прошлое глазами человека своего времени. Он следует требованиям Крамского, что
"историческая картина постольку интересна, нужна и должна останавливать современного художника, поскольку параллельна, так сказать, современности и поскольку можно предложить зрителю намотать себе что-нибудь на ус".
Первое время Лебедеву не удаётся найти себя, он лишь внешне воспроизводит старый быт, тщательно копируя костюмы. Лишь к 1884 году на XII выставке передвижников появляется его картина, обращающая на себя всеобщее внимание, "Боярская свадьба", 1883. Яркие тона одежд создают настроение праздничности, оптимизма.
Художника привлекал колорит жизни XVII века, яркость нарядов, характеры людей прошлого. Русская свадьба – старинный ритуал, который, пройдя через века, сохранил свою самобытность и в XIX веке. Многофигурная композиция в работе Лебедева получает кульминационное развитие: рифмы, паузы, аккорды цвета, полярный диапазон человеческих эмоций – все это создает стереоскопическую модель мира и времени. Персонажи, вещи, одежды и элементы предметного окружения одновременно соединяются и в увлекательный рассказ, и в живописную симфонию цвета. Несмотря на то что Клавдия Лебедева по праву считают великолепным рисовальщиком, в этом произведении заметен и серьезный талант колориста. Картину отличает большая живописность и свобода цветовой игры – темно-коричневый цвет интерьерного пространства и эффектно соотнесенные с ним синие, желтые, красные одежды персонажей.
Картина является своеобразным подтверждением мыслей Крамского, который заметил как-то своему корреспонденту, написавшему, что некоторые образы в исторической картине Перова "Никита Пустосвят" кажутся ему слишком грубыми:
"Что же делать нам с нашей мужицкой историей? Мы действительно вышли из низкой среды, у нас не было между предками рыцарей Круглого стола..."
Лебедев и пытался воссоздать эту историю.
В 1883-84 годах художник работает над серией иллюстраций к некоторым рассказам из "Записок охотника" Тургенева. Рисунки Лебедева, исполненные с большим мастерством и пониманием поэтичности тургеневской прозы, можно признать едва ли не лучшими к "Запискам охотника". Художник создал галерею ярких образов русской деревни. Особенно удаются ему типы крестьян, которых он рисует с неизменной симпатией.
В 1894 году Лебедева приглашают в Петербург в качестве профессора натурного класса Академии художеств.
В 1897 году за картину "Смерть царя Фёдора Алексеевича" ему присваивают звание академика, но через год Лебедев неожиданно бросает Академию и покидает столицу, чтобы навсегда поселиться в Москве. Уход из Академии объясняется отвращением к постоянным интригам, которые плелись около него. Это время было значительным в жизни Лебедева ещё и потому, что он стал членом Товарищества передвижных выставок. До конца жизни он принимает активное участие в работе Товарищества.
Видимо уже в конце 1880-х годов Лебедева перестаёт удовлетворять бытовая историческая живопись. Он ищет тему, которая позволила бы показать своих героев в трагический час роковых исторических потрясений. Примером ему служат произведения Сурикова.
Лебедев находит нужную ему тему в древней истории Новгорода. Картина эта называется "Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча". Она потребовала от художника большого напряжения творческих сил, значительной подготовительной работы.
Внимание художника привлёк тот критический период в истории Новгорода, когда боярская республика после продолжительной и упорной борьбы вынуждена была сложить оружие и покориться Московскому государству. На картине изображен последний трагический момент крушения всякой надежды на восстановление самостоятельности Новгорода. Воины по приказу Ивана III увозят в Москву символ былой свободы - вечевой колокол. Огромное пространство площади заполнено народом. Новгородцы безмолвно провожают колокол, который в минуты опасности и побед призывал их на вечевую площадь. На переднем плане, на снегу, под стражей - новгородцы. Среди них Марфа Борецкая и её сын. Картина полна большой впечатляющей силы. Зритель ощущает холод зимнего дня, перспективу площади, усеянной толпой, важность происходящего.
О.И.Сопоцинский обращает внимание на удачный образ Марфы, повернувшейся лицом к зрителю, "её фигура неподвижна, лицо с застывшими чертами сосредоточенно. Она затаила в себе горечь утрат и кажется способной на великие жертвы, на перенесение великих страданий".
В 1894 году Лебедев пишет картину "Полонянки".
Это малоизвестное произведение - одна из лучших работ художника. Небольшая по размерам, исполненная в широкой эскизной манере, картина привлекает искренностью чувств, композиционной и колористической цельностью.
Картина переносит зрителя в далекие времена татарских набегов на Русь. Изображены две группы крестьян, угоняемых татарами. Над пленниками высится серое небо, вокруг грязноватый снег, серовато-коричневые бревна изб. Хмурый зимний день так же печален, как безысходна тоска этих людей, безмолвно ожидающих своей участи. Плохо одетые, без шапок, они сидят, уныло опустив свои головы.
В центре картины художник изобразил двух бояр. Их богатые одежды, властный и независимый облик заставляют предположить, что бояре не пленники, что не их сторожит татарин справа. И действительно, они приехали выкупить нужных им людей. Остальным суждено погибнуть в тяжелой неволе, вдали от родины. Многие навеки расстаются с близкими. Муж прощается с женой и детьми, отец в последний раз обнимает сына.
Художник скуп в средствах, и тем не менее зритель проникается трагедией происходящего. В картине разрешается двойной конфликт: между пленными и татарами и между боярами и полоняниками.
Неопровержимо выступает зависимость народа от воли и прихоти людей, которые сумели обратить в свою пользу даже ужасы татарских набегов. Вывод приходит постепенно и незаметно, но он неопровержим. И тем острее чувствуется приговор художника, тем тяжелее падает он на виновных.
В картине есть лицо, отличающееся от всех остальных. Это крестьянин в шапке, находящий на первом плане в группе сидящих на снегу. Образы даются скорее намёком, отсутствует присущая Лебедеву тщательная отделка деталей. Облик этого человека говорит о многом. Художник демонстративно повернул его спиной к боярам. Он крепко обхватил руками колени и высоко поднял голову. Не обращая внимания на присутствующих, устремив неподвижный взор в одну точку, думает он свою думу. Его крепкая фигура говорит об упорстве и недюжинной силе. Этот человек многое может вытерпеть, но сломить его невозможно. Он постоит за себя и сумеет отомстить, когда придёт время. Образ крестьянина в шапке заставляет по-иному взглянуть на всю сцену. Не терпеливая покорность, а скрытая сила, воля, мысль начинают чувствоваться в склоненных, прижатых к земле фигурках полоняников.
B 1898 году у Лебедева появляется картина «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», в 1903 году — «Царевич Петр Алексеевич и дьяк Зотов», в 1908 году— «Прощание царицы Н. К. Нарышкиной с братом Иваном перед тем, как выдать его стрельцам» и др.
В картине «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи» Грозный представлен художником не всесильным и суровым властителем, а кающимся грешником. Картина Лебедева обладает одним очень ценным качеством ее композицию можно быстро «прочесть». Зритель легко улавливает нить рассказа; каждая фигура, каждый предмет, поза, жест помогают ему. В этом сказалась школа передвижников. В этой картине художнику особенно удались типические образы монахов и приближенных Грозного (среди них Малюта Скуратов). Но в то же время искусствовед О.И.Сопоцинский отмечает, что
"этот холст показывает, почему картины, где художник воссоздает образы великих исторических личностей, не лучшее в его творчестве, т.к. Лебедеву несвойствен талант раскрытия сложности и глубины характеров выдающихся деятелей русского государства, выявления их значения для той или иной эпохи. Поэтому и образ Грозного в этой картине не отличается глубиной".
В 1890-е годы Лебедев ещё полон творческих сил. Он проявляет себя с самой лучшей стороны ещё в одной области - области современного жанра. В нем он сохранил лучшие традиции искусства передвижников 70-80-х годов.
90-е годы XІХ века были в России временем бурного развития капитализма. Города превращались в крупные индустриальные центры, куда в поисках заработка устремлялись разорившиеся крестьяне. Крестьянин, попавший в город, приобщался к городским нравам. Менялся не только его облик, менялись его привычки, интересы, взгляды на жизнь. Выходец из крестьянской среды, Лебедев остро переживал изменения, происходившие в деревне, ощущал процессы, которые коренным образом меняли привычный, размеренный ритм её жизни. Все его симпатии были на стороне деревни.
Жанровые сценки Лебедева скромны по замыслу, по формальным приемам, но сами собой напрашивающиеся выводы говорят о том, что художник мог порой достигать широкого обобщения мелких и как будто незначительных фактов.
Что может быть проще сџенки, подсмотренной им из окна московского дома? Маленькая улочка, угол старого домишки, покосившаяся дверца с выщербленными досками. Оттепель, снег на улице почернел, дома кажутся грязными и неприглядными, как всегда в первые весенние пасмурные дни. Старик-крестьянин и его жена, оставив неподалеку лошадь, пришли проведать сына-мастерового. Последний, на минуту оторвавшись от работы, раздетый, выскочил на улицу. У него бледное, усталое лицо, одет он скверно. В нем нельзя узнать выходца из деревни. Все повадки говорят о том, что он вполне освоился с городской жизнью. В его позе, жестах много чисто профессиональных черт. От постоянного сидения фигура согнута, левая рука засунута за фартук. Его фигура - противоположность спокойной фигуре отца.
Картина Лебедева «К сыну», исполненная в 1894 году, не требует особых комментариев. Все понятно без слов: и причины, заставившие этого парня, покинуть деревню (об этом достаточно ясно говорит бедная одежда родителей), и последствия его пребывания в городе.
Влалимир Маковский, друг Лебедева, в 1883 году написал картину «Свидание», в которой можно было видеть пригорюнившуюся бабу, пришедшую из далекой деревни, проведать сына, отданного в учение, и самого мальчонку, с жадностью жующего калач - бедный гостинец, принесенный матерью.
В 1897 году Лебедев выставляет картину "На родине". Домой приехала дочь, возможно работающая прислугой в городе. Приобщившаяся к городской жизни, накрашенная, завитая, в модной кофточке, с кольцами на руках, она снимает с руки браслет и что-то рассказывает собравшимся. Молчаливо внимают окружающие: мать, наливающая настойку в стакан, с гордостью и плохо скрытым удовольствием, сестра, держащая какую-то коробку, со смешанным чувством зависти и благоговения, соседки, с непроницаемым видом людей, не желающих обнаруживать свои чувства. Но отношение окружающих к происхолящему — лишь путь для постижения основного. Рушится старый мир, и это особенно ясно ощущается, когда замечаешь в правом углу древнюю старуху, с удивлением и недоумением взирающую на девушку в ярко-красной шелковой кофточке. В левом углу, прислонившись к печке и покуривая трубку, стоит дед. В его взоре видится раздумье и осуждение. Он, скорее всего видит, что новое время не несет ничего хорошего, что город губительно действует на старые нравы и обычаи.
Жанры Лебедева говорят о6 остром глазе художника. Они отличаются большим мастерством, в них каждый штрих подчинен основной мысли. Каждая деталь является необходимым элементом художественного образа. Их ценность во много раз увеличивается благодаря тому, что они являются ярким памятником времени.
В следующий период Лебедев остается на позициях реалистического искусства, но не находит интересных новых тем, хотя ему и в эти годы удаётся создать искренние, правдивые картины, особенно в области жанра: «Что-тослучилось», «В опочивальне», «В церкви», «Иконописец ».
Последние годы Лебедев почти безвыездно живет в Москве. Он часто бывает в Кремле, копирует древние архитектурные памятники, занимается в Оружейной палате. Его считают хорошим иллюстратором. Лучшие его работы в этой области - несколько картин, написанных для роскошного издания H. Кутепова «Царская охота на Pyси», в которой принимали участие также такие мастера как Репин, Серов, Рябушкин и другие.
Лебедев не прекращал работать до последних дней. Когда он умер в 1916 году, на его мольберте остался неоконченный эскиз к картине "Иван Грозный". Как большинство передовых русских художников, Лебедев был неустанным искателем истины. Его искусство тесными узами было связано с народом, с его думами и надеждами.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.
Источник: Википедия, Воскресный день - фото;
Моя Третьяковка, мат-лы ГТГ;
Биографический очерк "Клавдий Васильевич Лебедев", автор.О.И.Сопоцинский, изд."Искусство ", Москва, 1971