Российская экономика переводится на ручное управление. Пора смотреть не на ключевую ставку ЦБ, а на действия правительства. Об этом рассказал в выпуске новостей.
Публика, инвесторы и предприниматели по привычке обращают основное внимание на финансовые показатели. Такие, как ключевая ставка Банка России, например. Все привыкли за два десятка лет смотреть на этот показатель. Реагируют на различные вбросы.
Вот, на днях все обрадовались, что, мол, Эльвира Набиуллина заявила, что в марте снизит ставку. Однако радость была недолгой, и все потом очень расстроились, потому что Набиуллина опровергла: не снизит.
Все забывают, насколько изменилась ситуация. И пора смотреть совсем в другую сторону. Куда? Об этом я говорю в свежем выпуске новостей.
Итак, что же происходит?
До конца 2025 года ставка будет на уровне 23% годовых, может быть, чуть выше. Это мой прогноз, мой инсайд. Я этим пользуюсь в своем планировании.
Во-первых, начался обвальный процесс, когда крупные компании перестают инвестировать. У новых проектов внутренняя доходность порядка 15%, при ставке 23-25% это означает что все деньги отправленные на инвестпроекты – это прямые финансовые потери и корпоративные менеджеры не могут не отреагировать, у них свои метрики эффективности. Такое обвальное снижение инвестиций означает, что предложение в экономике будет снижаться.
Во-вторых, гигантская инфляция при огромном военном бюджете. Всё финансирование ВПК – это “одноразовые деньги”. Военную продукцию произвели и сожгли. По сути, это непроизводительные расходы, которые только разгоняют рост цен.
Что в этой ситуации могут сделать власти? Еще поднимать ставку? Еще глубже загонять инвестиционный цикл в минус?
В этой ситуации надо смотреть не на то, что делает ЦБ, а на то, что делает правительство. А правительство обсуждает, например, запрет корпорациям размещать деньги на депозиты, чтобы стимулировать инвестиционный процесс.
Понимаете? Идет смещение от управления экономикой инструментами кредитно-денежной политики в сторону прямого ручного управления.
Ручное регулирование уже идет практически по всем фронтам. И это нормально, это не нечто такое из-за чего надо бить в набат. Меры управления должны быть актуальны, должны быть адекватны ситуации. Это главное. Куда больше стоило бы тревожиться, если бы правительство не занималось развитием мер ручного управления экономикой. Как раз это была бы потеря актуальности.
В такие периоды, как сегодня переживает России, правительства обычно прибегают к мерам замораживания цен. То есть, прямо рассылаются предписания и директивы заморозить цены. Такая квази военная экономика.
Конечно, можно еще какое-то время подождать, что ставка на уровне 23-25% выведет экономику из инфляционного пике. Но у этих мер – чисто денежных мер, которые предназначены для регулирования экономики в сравнительно стабильных и благоприятных условиях – уже достигнут технологический предел.
Так что на следующем шаге правительство практически неизбежно придет к необходимости введения прямых директивных инструментов управления. Вроде запрета корпоративных депозитов и предписания инвестиций и заморозки цен на определенные категории товаров и услуг и т.д.
Переход на такие методы управления всегда идет очень болезненно и я хочу чтобы все предприниматели, бизнесмены подготовились к этому. Об этом я рассказываю на программе “Ярд с Рыбаковым”.
Учтите, что все это будет происходить на фоне принятия пятнадцатых-шестнадцатых пакетов санкций и по мере введения новых пакетов, которые все больше будут касаться способов обхода санкций. Так что ситуация будет ужесточаться.
Не должна быть иллюзия, что раз санкции нас до сих пор не убили, значит, они не работают, значит все нормально. Ничего нормального нет. Удушение экономики продолжается.
Поэтому я предлагаю всё меньше и меньше смотреть на то, что говорит Набиуллина и всё больше и больше присматриваться к инициативам правительства которые прямым образом начинает регулировать экономику. И больше думать о том, как не просто не умереть в этих новых условиях, и выиграть. А выиграть в такие периоды глобальной турбулентности можно очень хорошо.