Ваш компьютер, вероятно, оснащен типом памяти, известным как DDR5, DDR4 или, возможно, даже DDR3, если вы давно не обновляли его. Но знали ли вы, что существовала альтернатива, в которой ваша оперативная память (RAM) могла бы быть совсем другой? В 1999 году компания Rambus выпустила тип памяти, названный RDRAM, который, как они надеялись, должен был стать революцией в индустрии высокоскоростной памяти.
Дизайн и преимущества RDRAM
Основная идея RDRAM заключалась в использовании более узкого интерфейса или шины, модулей памяти. Вместо стандартной 64-битной шины, RDRAM использовала 16-битную шину. Хотя это может показаться менее эффективным, более узкая шина позволяла чипам работать на более высоких тактовых частотах.
RDRAM также использовала один из основных принципов современной памяти DDR: возможность отправлять два сигнала данных за один тактовый цикл, а не один. Если представить тактовый цикл в виде волны, данные могут быть отправлены как на восходящем, так и на нисходящем фронте этой волны, отсюда и термин "двойная скорость передачи данных" (Double Data Rate).
Результатом этих изменений в дизайне стало значительное увеличение общей пропускной способности памяти. RDRAM могла передавать больше данных за один раз по сравнению с традиционными решениями, которые отправляли только один сигнал данных за тактовый цикл и использовали более широкую, но более медленную шину.
Применение и проблемы
Этот преимущество в пропускной способности привлекло внимание Nintendo, которая использовала RDRAM в своей консоли Nintendo 64, так как 3D-игры требовали большой пропускной способности памяти. Успех Nintendo 64 с этой новой высокоскоростной памятью в продукте, стоимость которого была менее 200 долларов, заинтересовал Intel. Intel рассматривала RDRAM как способ увеличить производительность систем на базе своих новых процессоров Pentium 4.
Однако, несмотря на поддержку такого технологического гиганта, как Intel, RDRAM быстро столкнулась с проблемами. Основной из них была высокая стоимость RDRAM для обычного пользователя компьютера. Хотя RDRAM была экономически эффективной для Nintendo 64, она оказалась слишком дорогой для ПК. Кроме того, обещанные преимущества в производительности не материализовались для типичного пользователя компьютера.
RDRAM также имела высокую задержку, потребляла много энергии и выделяла много тепла, что делало её менее привлекательной для потребителей. Более того, модули RDRAM должны были устанавливаться парами или в виде одного модуля, сопровождаемого "пустышкой" — модулем, который выглядел как RAM, но не содержал памяти.
Появление DDR SDRAM
Для Rambus дела стали ещё хуже, когда в 2000 году на рынке появилась более дешёвая альтернатива, названная DDR SDRAM. Хотя она также использовала парадигму двух сигналов данных за тактовый цикл, как и RDRAM, DDR SDRAM использовала традиционную 64-битную шину и была значительно дешевле. Кроме того, DDR SDRAM не требовалось устанавливать парами, что быстро сделало её более конкурентоспособной по сравнению с RDRAM.
К концу 2001 года Intel начала выпускать чипсеты для Pentium 4, поддерживающие более дешёвую DDR SDRAM. К 2003 году RDRAM практически перестала поддерживаться новыми ПК, и DDR SDRAM выиграла войну стандартов.
Судебные разбирательства и будущее Rambus
Однако это не было концом для Rambus. Несмотря на коммерческий провал RDRAM, компания разработала множество патентов, связанных с памятью с двойной скоростью передачи данных. К сожалению для них, Rambus приобрела репутацию компании, склонной к судебным разбирательствам, подавая иски против таких компаний, как Samsung, Hynix и Nvidia за предполагаемое нарушение патентов. Один особенно неприятный инцидент включал обвинение в уничтожении доказательств с помощью шредера.
Rambus также столкнулась с проблемами с Федеральной торговой комиссией США и Европейским Союзом за предполагаемое антиконкурентное поведение, связанное с количеством изобретений, заявленных в их патентах. Со временем Rambus урегулировала свои судебные споры и продолжает существовать как компания, производящая контроллеры памяти. Теперь они предпочитают более сотруднический подход вместо агрессивного. Интересно, что если бы вы инвестировали в Rambus 10 лет назад, вы бы более чем утроили свои деньги. Так что, кто сказал, что хорошие парни не могут финишировать первыми, или что плохие парни, ставшие менее плохими, не могут финишировать в итоге?
Заключение
История RDRAM и DDR SDRAM показывает, как технологические инновации и рыночные силы могут влиять на развитие индустрии. Несмотря на первоначальные амбиции и поддержку крупных игроков. RDRAM не смогла закрепиться на рынке из-за высокой стоимости и технических недостатков. В результате, DDR SDRAM стала доминирующим стандартом, который мы видим сегодня.