Ave любители солдатиков! Сегодня у нас интервью с новым производителем отечественных миниатюр – Антоном Гориченко. Он представляет свою студию под названием «Солдатики АМБА».
Добрый день Антон! Прежде всего расскажите, как вы от коллекционирования солдатиков решили перейти к собственному производству?
Добрый день, Богдан! Все-таки производством пока мой проект называть рано. Процесс только пошел, и он не такой масштабный, чтобы именоваться производством. Я говорю обычно, что мы выпускаем солдатиков. На самом деле, идея сделать собственных солдатиков, появилась у меня давно. Собрав в какой-то момент достаточно неплохую коллекцию фигурок, я стал задумываться над тем, что в выпускающихся наборах по истории России практически не отражается история освоения Дальнего Востока. Я не только коллекционирую солдатиков, но и с удовольствием их фотографирую, часто на природе, придумывая различные сценки и истории. И часто я сталкивался с тем, что мне не хватает героев для моих фотографий, с помощью которых я мог бы рассказать о Дальнем Востоке. Много наборов выпускается на тему Великой отечественной войны, есть хоть и единичные наборы по Русско-японской войне, есть стрельцы, суворовцы и т.д., но вот история Дальнего Востока осталась не освещенной.
Для меня всегда оставалось, да и остается сейчас, непонятным достаточно малый интерес коллекционеров солдатиков к истории Дальнего Востока. Очень многие коллекционируют фигурки на тему Дикого Запада (американского, конечно же), а вот наш «дикий запад» – Дальний Восток почему-то мало интересен. Хотя происходившие здесь события по накалу, трудностям, закрученности и запутанности сюжета, приключениям и своему значению для истории, точно не уступают Дикому Западу. Я обращался с предложениями о выпуске таких фигурок к разным производителям, но не нашел поддержки. Основные производители находятся в центральной части нашей страны, и им в первую очередь хочется освещать историю близкую им. «У вас узко краеведческая тема, это не будет продаваться» - так мне говорили некоторые коллекционеры.
Поэтому в определенный момент возникла идея создания и выпуска своего набора фигурок или, если все сложится, как задумано - целой серии наборов, связанных с историей Дальнего Востока.
Таким способом мне хочется рассказать об истории своей малой Родины, показать ее специфику, напомнить о знаменитых людях, приложивших много сил для того, чтобы эта территория стала обжитой и исследованной. История освоения Дальнего Востока интересна, богата различными событиями. К сожалению, за пределами ДВ, многие события и факты малоизвестны.
Вот я и решил рассказать таким не совсем обычным образом об истории нашего края. Начав с коллег по хобби. Так что можно сказать, что проект носит просветительский, этнографический и исторический характер.
С момента задумки и до реализации прошло 7 лет. Я несколько раз начинал проект, но всякий раз, что-то останавливало. Мы с моим товарищем несколько лет назад выпустили одиночную фигурку Дерсу Узала, но дальше дело не пошло. И вот в прошлом году наконец-то получилось начать полноценную работу по выпуску своего первого набора.
Вы производите свои фигурки из резинопластика в масштабе 1/30. Почему был выбран именно этот материал, и почему же все-таки 1/30, а не более распространенный масштаб 1/32?
Про материал. В настоящее время материал, который принято называть резинопластик, по моему мнению, является наиболее подходящим для изготовления солдатиков, по ряду факторов. Этот материал позволяет делать высокодетализированные фигуры с хорошей динамикой и скульптурой. В резинопластике можно отливать фигуры сложной формы и с достаточно тонкими деталями. В тоже время он не хрупкий. Легко гнется, но не ломается. С ним умеют и могут работать литейные мастерские. Производство солдатиков из резинопластика доступно по цене при небольших тиражах. Так что у него много плюсов, но есть и минусы. Его трудно красить, а гибкость иногда играет в минус – тонкие детали, в частности оружие, не всегда имеют нужную жесткость. Но, я считаю, что на сегодня альтернативы такому материалу нет. Поэтому делаю свои фигурки из него. Но прогресс не стоит на месте, появляются новые наработки. Так сейчас несколько крупных производителей презентовали фигуры в новом материале. Посмотрим, может быть, со временем тоже перейдем на него.
Про масштаб. Интересный вопрос. Да, действительно, по сложившейся традиции, для солдатиков подобного размера, указывается масштаб 1/32. Так делали американцы, британцы, испанцы, немцы, итальянцы и производители из многих других стран. Причем, маркировались фигурки масштабом 1/32 совершенно различного размера от 54 мм до 70 мм (от макушки человека до ступней). С точки зрения моделистов, скульпторов это совершенно неправильный подход, но в солдатиках он прижился. Хотя были случаи, когда производители солдатиков указывали масштаб 1/30.
Так как фигуры для моего первого набора, делал профессиональный и достаточно известный скульптор (Степан Николаев), работающий в ВИМ, то мы решили делать все по установленным в ВИМ правилам. Наши фигурки по размеру это 60 мм, соответственно масштаб у них 1/30.
Что обозначает название вашей мастерской?
Слово Амба очень интересное и имеет несколько значений: 1) тигр, 2) злой дух, 3 )конец, окончание.
В начале 20 века, как пишет В. К. Арсеньев, Амбой называли тигра. Также называют тигра и русские жители Дальнего Востока, как раньше, так и сейчас. Я с детства слышал это слово именно в значении «тигр». Значение слова «Амба» в названии реки в Приморском крае в топонимических словарях тоже расшифровывается как «Тигровая река». Вот этот смысл и значение слова и заложены в названии нашего проекта: Амба - это тигр, являющийся символом Уссурийской тайги и главным его обитателем.
Есть и другие версии. Например, современные удегейцы (один из коренных народов Приморья и Хабаровского края) этим словом называют злого духа. Хотя я, перечитав массу различной литературы по этому вопросу, считаю, что это неверно исторически. Надо будет обязательно как-нибудь оформить и опубликовать результаты своего исследования, очень занимательное и познавательное погружение получилось.
Ну, и по третьему варианту Вы, наверное, слышали выражение – приходит амба. Даже в известном советском фильме «Покровские ворота», есть песенка, которую поет А.В. Велюров:
«Был на конкурсе я джазов,
Обалдел от джаза сразу:
Буги-вуги, самба-мамба...
Чувствую - приходит амба!»
Это самое распространенное значение, которое знакомо всем.
Но наш проект в первую очередь - о Дальнем Востоке, истории его освоения, и знакомство с колоритом местных терминов начинается сразу с названия – Амба - тигр.
Некоторые производители выбирают для своих серий определенный цвет – к примеру, индейцы красного цвета. Вы планируете дальнейший выпуск в единой цветовой гамме или возможны варианты?
Я как коллекционер сам приверженец выпуска неокрашенных солдатиков в определенном, исторически устоявшемся для их прототипов цвете: наши зеленые, немцы серые, индейцы красные. В своем проекте я по возможности тоже придерживаются этого подхода. Так, например, военный фотокорреспондент (миниатюра под названием «С Лейкой и блокнотом») выполнен в цвете хаки, близком по цвету с военной формой РККА в годы Великой Отечественной войны. Военные моряки из орудийного расчета пушки Канэ, запланированы в синем цвете.
Но для наборов по мотивам экспедиций В. К. Арсеньева подобрать один цвет очень проблематично, так как состав наборов смешанный, и не всем фигурам подходит цвет прототипов. Так, например, В. К. Арсеньев, русские военные и Дерсу Узала в зеленом цвете смотрятся хорошо, а вот тигр и китайцы нет. Поэтому для наборов этой серии были выбраны нейтральные цвета: терракотовый и горчичный.
Почему для дебютного наборы не были выбраны классические темы типа Дикого запада или Средневековья, а вы решили порадовать коллекционеров героями книг Владимира Арсеньева?
Я искренне считаю, что нужно делать больше солдатиков по истории нашей страны. Да, я прекрасно понимаю, что многие коллекционеры собирают индейцев и ковбоев, рыцарей, викингов и пиратов. Это вечные темы. Коллекционирование солдатиков, как неоднократно отмечалось, это хобби, основанное на детских воспоминаниях. А в детстве все мы читали книжки и смотрели фильмы про индейцев, ковбоев, рыцарей, викингов и пиратов. Поэтому такие фигурки всегда будут выпускать и они всегда будут покупаться. Хочешь выпустить солдатиков, которых точно купят – делай одну из названных тем. Таких солдатиков всегда будет недостаточно, сколько бы ни предлагалось на рынке. Ну и западный рынок для таких наборов всегда открыт (сейчас, конечно же, условно открыт, но думаю это со временем пройдет).
Мы часто, к сожалению, ориентируемся на запад: что выпускают, что купят. Но если внимательно изучить, что выпускали и выпускают западные производители солдатиков, например, американцы, то можно увидеть, что они делали солдатиков в основном на тему истории своей страны. Так и нам нужно использовать этот опыт и делать как можно больше солдатиков по истории нашей страны. Очень здорово, что современные российские производители все больше обращаются к нашей истории.
Своими солдатиками я хочу рассказать об истории Дальнего Востока России, напомнить о тех людях, кто не жалея своей жизни и здоровья осваивал эти земли, делал их русскими.
Вопрос от «любителей заклепок» - насколько исторично одеты персонажи вашего дебютного набора?
Персонажи набора «Встречи в тайге» одеты и оснащены исторически достоверно.
При работе над набором мы ориентировались на архивные фотографии и записи, исследования и экспонаты музеев. Так же нас консультировали специалисты, имеющие большой опыт в реконструкции и сотрудники музеев. Я очень благодарен всем специалистам, кто нам помогал. Кроме того, в работе использовано большое количество тематической литературы и ориентировались мы на фотографии и описания, данные В. К. Арсеньевым в его книгах, на создание образов, так же повлияли и фильмы «Дерсу Узала» 1961 года и 1975 года.
Много информации удалось узнать из книг издательства «Рубеж» и сайта Музея им. Арсеньева.
Так, например, фигуры Арсеньева В. К. и Дерсу Узала были сделаны по известной фотографии, на которой они оба запечатлены во время экспедиции.
Мы старались сделать как можно больше, в разумных пределах конечно, интересных и своеобразных деталей снаряжения и одежды, чтобы показать колорит и специфику персонажей, их род деятельности, рассказать об особенностях жизни того времени.
По снаряжению китайца-корневщика нас консультировал специалист, много лет занимающийся разведением и сохранением женьшеня, директор и организатор музея Женьшеня – А. А. Гетманов.
Поэтому снаряжение корневщика полностью исторично и достоверно, сделано в точности как у реальных искателей женьшеня. Конечно, некоторые элементы снаряжения, присущие искателям женьшеня, мы не делали, чтобы не перегружать фигурку (нет фартука, обычно используемого китайцами корневщиками, хотя он, может быть, в свернутом виде лежит в рюкзаке, кривой нож заменен на обычный, но это совсем небольшие отступления).
Если внимательно рассматривать эту фигурку, то обнаруживается большое количество интересных деталей, например, специальная палочка для выкапывания корня, сделанная из оленьего рога (китайское название «панцуй цянцзы), достаточно мягкая, чтобы не повредить корень.
Извлеченный корень обертывают мхом, обладающим антисептическими свойствами, и заключают в коробку из коры кедра – тузлу. Её вы можете увидеть на подставке для корневщика. Там же изображен и выкопанный корень женьшеня.
Интересное оружие у главаря хунхузов – китайская бронзовая дубинка с ударной частью в виде кулака, сделана по фотографии реального оружия, находящегося в экспозиции музея им. Арсеньева.
Единственное наше отступление, в данном случае от архивных фотографий, это винтовка у фигурки В. К. Арсеньева. На момент изготовления мастер-модели фигурки, у нас не было точных сведений о модели винтовки, с которой В. К. Арсеньев изображен на многих фотографиях. Мы знали, что это гражданская версия карабина Маузера, но вот какой точно модели, не могли сказать. Такую информацию достоверно мы смогли установить значительно позже, поэтому В. К. Арсеньев у нас вооружен обычной армейской винтовкой маузера (Mauser Gewehr 98 (Маузер 98)). Считаю, что это не является серьезной ошибкой, так как такая винтовка вполне могла быть в экспедиции у В. К. Арсеньева.
Дерева и коряги не особо часто встречаются в наборах миниатюр. Почему вы решили добавить в комплектацию «Встречи в тайге» именно эти элементы, а не пару лишних фигурок персонажей?
Да, многие производители считают такие элементы лишними для наборов, которые занимают место солдатиков. Мне, наоборот, такие элементы очень нравятся. Я считаю, что они оживляют набор, позволяют сразу, из коробки, создать мини диораму. Такие элементы (террейн) часто включались классическими производителями в свои наборы и это было замечательно. Дерево и коряга у нас получились универсальными, они прекрасно сочетаются с практически любыми фигурками других производителей. Поэтому я с самого начала решил, что такие элементы должны обязательно присутствовать в наборе. В какой-то мере это отличительная черта наших наборов.
Одни отечественные производители выпускают новинки чуть ли не каждый месяц, другие радуют нас раз в полгода. А в каком темпе вы планируете выпускать новые наборы?
Как будет получаться. Пока планировать сложно.
Фигуры вашего дебютного набора «Встреча в тайге» имеют отличную детализацию. Кто ваш скульптор и сколько времени у него ушло на создание данных моделей?
В настоящее время я сотрудничаю с несколькими замечательными скульпторами, каждый из которых работает в своем индивидуальном стиле. Все они мастера своего дела и я благодарен им за то, что они своими фигурами оживляют мои мечты о солдатиках. Фигуры для набора «Встречи в тайге» сделал очень талантливый скульптор из Беларуси Степан Николаев. Сложно сказать сколько именно времени уходит на создание одной фигуры. Здесь все зависит от занятости скульптора, его вдохновения и сложности фигуры или темы. Какие-то фигуры были сделаны за месяц, а какие-то дней за десять. Тут все очень и очень по-разному.
Как выбирались позы миниатюр для набора? Много ли было вариантов, или вы уже примерно представляли какой конечный результат должен быть?
Вариантов было много. Изначально у меня уже есть поза для каждой фигуры. Но в процессе работы, мы со скульпторами, часто меняем первоначальный вид по разным причинам. Иногда продумываем совершенно новую позу. Какие-то позы это исключительно идеи скульпторов.
На 2025 год вы уже анонсировал выход набора «По Южно-Уссурийскому краю». Есть ли уже в планах еще что-то? Планируются ли у «Солдатиков АМБА» какие-нибудь новые серии, или пока есть что выпустить для «Дерсу Узала»?
Да, в ближайших планах у нас выпуск второго набора серии «Истерн. Легенды Дальнего Востока» - «По Южно-Уссурийскому краю». Работа над скульптурами уже закончена, переходим к литью и работаем над оформлением.
В планах продолжение этой серии. Идей много. Хочется сделать лагерь (бивуак), с посиделками возле костра, палаткой. Конечно же будет набор с представителями коренных народов Дальнего Востока. Есть задумка сделать удегейскую лодку и удегейскую или нанайскую деревню. Хотелось бы выпустить зимний вариант экспедиции. В следующих наборах обязательно будут звери. Коллекционеры просят дополнения для банды хунхузов, в этом направлении мы тоже работаем: обязательно сделаем набор с хунхузами.
Есть задумка сделать наборы экспедиций других русских путешественников, например, Пржевальского, Козлова и других.
Также в планах выпуск морской серии «Солдатиков Амба». Уже готовы мастер-модели первого набора серии: Расчет морской 47 мм пушки Гочкинса. Скульптор Сергей Лупанов. В дальнейшем хотелось бы выпустить лодку с морским десантом и строителей Владивостокской крепости.
Я планирую продолжать серию одиночных фигур, которую открыла фигурка военного фотокорреспондента, работы скульптора Владимира Сычева. Есть интересные, на мой взгляд, идеи и для этой серии.
Если вам понравился материал, поставьте лайк, напишите комментарий и подпишитесь на этот канал - впереди у нас много интересного!