Итак, у нас есть «Конец и Смерть, т.1», и у меня, как всегда, есть об этой книге немного очень личного мнения. Впрочем, нет. Не как всегда. Это очень нетривиальная не только для Вархаммера, но и в целом для фантастики книга, очень сложная по композиции, по художественному исполнению, по замыслу, по раскрытию персонажей. И очень тяжелая по эмоциональному восприятию. Поэтому составить о ней «мнение», как о рядовом литературном «продукте», не получается.
Осада Терры подошла к концу, к логическому завершению. Защитники Терры еще сопротивляются, но положение у них аховое. Верные легионы — Ультра, Волки, ТА, немногочисленные выжившие Воронята, Железноруки и Саламандры — еще не прибыли и неизвестно, прибудут ли. Хан считается погибшим. Показано, как Малкадор лечит его — разумеется, не способами доказательной медицины, но Хан далеко не в строю: «Пройдут дни, недели, может, месяцы, прежде чем физическое тело исцелится и примарх придёт в сознание…» — с уточнением: если планета уцелеет, а на это надежды мало. Вулкан занят работой в Паутине и сильно пострадал во время боя с Магнусом. Поэтому смертным защитникам, Кровавым Ангелам, Имперским Кулакам, кустодиям и Шрамам приходится рассчитывать только на себя.
Однако и силам захорусцев приходится нелегко. Пертурабо и значительная часть Железных Воинов ушли, Дети Императора заняты своими делами, хотя и крайне разрушительными, но на регулярные и тактически грамотные боевые действия это не похоже. Лоялисты просто так не сдадутся, а опасения, что вот-вот явится подкрепление, заставляют трейторов спешить.
Хорус… у меня еще в предыдущих книгах создалось впечатление, что Русс его все-таки угробил. А Малогарст добил окончательно — из лучших побуждений. И теперь у нас тело, полное варпа, а не личность. Он плавает в видениях и ведет нескончаемое интервью, рассказывая о себе давно умершей Мерсади Олитон. Откровения там, конечно, — хоть святых выноси. Интересно, Петронелле Вивар он вещал это же — или тогда был еще в себе и говорил иное?
Тем временем Киилер собирает свое религиозное воинство, а в Гегемон продолжают идти аргонавты — Олл Персон и его товарищи…
Все в этой книге происходит здесь и сейчас, сию минуту. Быстрые внутренние монологи, краткие эпизоды. Все — в настоящем времени. Многое — от первого лица. Вводятся эпизодические персонажи, но не потому, что автору жаль прихлопывать именных (увы, у Абнетта с этим все в порядке, один Камба Диас в «Сатурнине» чего стоит), а потому что их глазами мы увидим очередной участок боевых действий, очередной момент с какой-то новой точки зрения. Раскрываются персонажи именные. Кому великолепного Фафнира Ранна? Мне кажется, это лучший Фафнир из всех, что пока написаны в разных книгах. Интересно поданы кустодии, хотя они и правда напоминают киборгов, а не живых личностей. Но это сделано намеренно и подчеркнуто.
Возможно, одни из самых интересных линий — это линии Малкадора и Императора. Малкадор Сигиллит всегда стоял за плечом Императора, как тень, то ли темный Гэндальф, то ли просто придворный маг, то ли премьер-министр с псайкерскими способностями, и всегда его показывали через восприятие других персонажей, часто поверхностное. И вот у нас главы от его лица, и мы можем видеть, что он думает, чувствует, чем руководствуется. Кажется, это бурно обсуждалось в комьюнити, поэтому не спойлер: Малкадор в значительной степени, оказывается, действует из дружбы и привязанности, личной преданности Императору. Впервые Император действует как человек, человеческая личность: Малкадору он признается «я не могу сражаться один». Любопытно, как Император показывается с разных сторон: Малкадор всецело на его стороне, для него Император хоть по потолку бегай — все будет правильно. А вот Олл Перссон, его старый друг, вполне готов разделаться с Императором, если увидит, что это остановит войну. Впрочем, судит он старыми мерками — древний Вечный, что с него возьмешь: при таких масштабах отдельные личности уже почти не играют роли.
Меж тем откровения Перссона потрясали бы, если бы это было еще возможно.
Скажем прямо: книга на большой процент состоит из… офигительных историй и откровений. Те вещи, которые мы узнаем об Альфа-легионе, например. О самом Императоре. Причудливые линии Андромеды и Базилио Фо. Вот уж язва! Кто еще может сказать на кустодия «о, бедный мой мальчик?» К логическому завершению, своего рода новому вознесению подходит Абаддон. Эта линия началась еще в первых книгах Осады — от умелого, но обычного, нормального военачальника бывший Первый кэп превращается в военачальника Хаоса, и не сказать бы, что он этому рад; наоборот, он считает, что «все сломалось». Ах, какие имена на стороне лоялистов — Абнетт хотел написать свою «Илиаду», и он ее написал, выведя величественных героев: Корсвейна, Ранна, Максимуса Тейна, Зефона, каждый из которых точно так же перестал быть «просто» командиром, как и Абаддон.
Но все эти локальные откровения блекнут перед масштабами разрушений и насилия. Детали влияния варпа выписаны тщательно, но они лишь детали. Нерожденные описаны тщательно, но это тоже детали. Символы. Персонификации. Образы и метафоры насилия, царящего вокруг. Для героев книги они реальны, но каждый демон в варпе порожден прежним насилием, прежним предательством, прежним убийством. Человечество фактически сражается с собственными демонами. Подобно альдари, породившим Слаанеш, оно может породить Темного Короля — когда критическая масса зла получит воплощение…
(Полезай в чертову философию, Нетопырь. От блаженного Августина с его идеей Божьего плана, адептом которого выступает Киилер, до Гегеля с его абсолютным духом, ищущим воплощение. Интересно, для самого Абнетта все эти отсылки были необходимостью с художественной точки зрения или просто забавой интеллектуала?)
Я в общем понимаю, почему эту книгу не все в комьюнити приняли. Сложная литературная работа, сложная композиция — однозначно сложны и для восприятия. Потом, сказывается отношение к Вархаммеру как к литературе для продвижения минек или к легковесным боевичкам, которых в БЛ действительно немало; многие просто не готовы читать более серьезные вещи от БЛ. А главное — книга является очень жестким антивоенным высказыванием. Крайне жестким по форме, еще более жестким по содержанию. Накал ужаса, гримдарка, сплаттерпанка, ужасающих и физиологичных подробностей просто зашкаливает. Если вы хотели бодрую войнушку с превозмоганчеством и гип-гип-ура-пиу-пиу-болтерпорно — не надейтесь. Если вы думаете, будто война это хорошо и правильно, — книга ранит вас в самое кокоро. Сама же я буду еще не раз перечитывать, потому что каждая глава содержит мысли, над которыми стоит подумать.
Худ. IamFactor